Статьи выпуска № 4, год 2018

Проблемы обучения русской грамматике монгольских учащихся

Автор(ы):

Бойко Ирина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье говорится о необходимости учёта родного языка обучающихся в практике преподавания русского языка как иностранного. Это является необходимой предпосылкой сознательного изучения иностранных языков, в том числе и таких разносистемных, как русский и монгольский. Перед преподавателем стоит задача выявления и функционально-семантического анализа тех грамматических структур русского языка, которые представляют большие затруднения для изучающих русский язык монголов, потому что вызваны межъязыковой интерференцией. В статье предлагается один из возможных вариантов работы с грамматическим материалом в монгольской аудитории будущих преподавателей русского языка как иностранного на примере темы «Составное именное сказуемое в русском языке».

Ключевые слова: учёт родного языка в практике преподавания русского языка как иностранного, функционально-семантический подход, осознанное изучение, интерференция, составное именное сказуемое.

Для цитирования: Бойко И. В. Проблемы обучения русской грамматике монгольских учащихся // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 26–35. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-26-35

УДК: 371.302.2

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-26-35

Дата поступления в редакцию: 31.07.2018.

Список литературы:

1. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. М. : Русский язык. Курсы, 2004. 236 с.

2. Бойко И. В. Русский язык в современной монгольской школе // Русский язык за рубежом. 2017. № 2. С. 110–115.

3. Галсан С. Сопоставительная грамматика русского и монгольского языков (Фонетика и Морфология). Ч. 1. Улан-Батор : МНО МНР, 1975. 318 с.

4. Драгунский В. Тайное становится явным. Денискины рассказы. М. : Малыш, 1984. 176 с.

5. Краткий словарь лингвистических терминов / Н. В. Васильева, В. А. Виноградов, А. М. Шахнарович. М. : Русский язык, 1995. 176 с.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. М. : АСТ : Мир и Образование, 2014. 736 с.

7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1985. 399 с.

8. Цэдэндамба Ц. Очерки по сопоставительной грамматике русского и монгольского языков. Улан-Батор : МНО МНР, 1978. 136 с.

19. Цэдэндамба Ц. Сопоставительный синтаксис русского и монгольского языков / под ред. А. Шархуу. Улан-Батор : МНО МНР, 1978. 134 с.

10. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. СПб. : Академия, 2003. 160 с.

Скачать статью в формате pdf

Основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению

Автор(ы):

Позднякова Татьяна Ивановна

профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Статья посвящена проблеме охраны и гигиены голоса детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению. Автор обращает внимание на голосовую нагрузку детей как основу развития голоса, его охрану и гигиену. В статье выделены гигиенический и педагогический аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста. Именно знание и понимание этих аспектов голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению даёт необходимое методическое мастерство педагогам и является основой вокально-педагогической деятельности в системе общего и дополнительного вокального образования детей.

Ключевые слова: детский голос, охрана и гигиена голоса, певческая голосовая нагрузка, фальцетный механизм фонации, художественный репертуар.

Для цитирования: Позднякова Т. И. Основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 8–25. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-18-25

УДК: 372.578

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-18-25

Дата поступления в редакцию: 20.06.2018.

Список литературы:

1. Курдина Е. С. Самостоятельная подготовка детей-вокалистов к музыкально-ис-полнительской деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 214–219.

2. Лепёхина Т. В. Проблемы детского голоса // Сборник научных трудов VI Международного фониологического конгресса «Голососберегающие технологии: клинические, гигиенические и педагогические аспекты» 17–19 апреля 2017 года. М. : Граница, 2017. С. 37–44.

3. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [2-е изд., испр. и доп.]. М. : МГК им. П. И. Чайковского, ИП РАН, Центр «Искусство и Наука», 2008. 589 с.

4. Плотников К. Ю. Вокальный репертуар для общего музыкального образования: принципы и критерии формирования // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации : Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. Таганрогского ин-та им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 14 апреля 2017 г. / науч. ред. Карнаухова Т. И. Таганрог : Изд-во Таганрог. пед. ин-та им. А. П. Чехова, 2017. С. 505–513.

5. Позднякова Т. И. Вокально-педагогические взгляды на детское вокальное воспитание в России в XX в. // Музыкальное образование в современной социокультурной ситуации : Мат-лы обл. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. И. Позднякова. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. С. 33–39.

6. О фониологии – науке о голосе человека, её значении и путях внедрения в профессиональном пространстве : науч.-метод. пособие / отв. ред. Л. Б. Рудин. М. : Граница, 2014. 52 с.

7. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению : учеб. пособие. СПб. : Лань, Планета музыки, 2016. 144 с.

8. Рудин Л. Б. Медико-профилактическая технология // Пути оптимизации трудового процесса и профилактики дисфоний у вокалистов : метод. рекомендации. М. : ФГБНУ НИИ МТ, 2017. 44 с.

9. Стулова Г. П. Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой // Наука и школа. 2017. № 4. С. 98–103.

10. Стулова Г. П. Факторы педагогического воздействия на тембр певческого голоса // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 4. С. 90–104.

11. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования // Специальное образование. 2013. № 3 (31). С. 98–106.

Скачать статью в формате pdf

Моделирование мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов в условиях становления резильентной школы

Автор(ы):

Кузнецов Вячеслав Михайлович

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88, тел.: +7(351)2634371, e-mail: kraeved_74@mail.ru

Соловьева Татьяна Васильевна

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой языкового и литературного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88, тел.: +7(351)2640129, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Трошков Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, заместитель директора, Средняя общеобразовательная школа № 84

454085, г. Челябинск, ул. Хохрякова, д. 26а, тел.: +7(351)7723929, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Актуализируется проблема реализации регионального инновационного проекта в общеобразовательной организации как замысла инновационных изменений с обоснованием их целесообразности для основных участников образовательных отношений. Рассматривается конкретное общеобразовательное учреждение с позиции резильентной школы, функционирующей в социально неблагополучном окружении, но достигающей результатов, превосходящих ожидания. Выделены и охарактеризованы мотивационный, системный, деятельностный и акмеологический подходы в качестве методологического основания моделирования мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов. Исследованы факторы внешней и внутренней мотивации готовности и желания педагогов участвовать в реализации инновационного проекта. Обозначены, исходя из содержания теории Ф. Герцберга, мотивирующие факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность педагогов общеобразовательной организации. Определены и аргументированы главные компоненты и элементы системы мотивационного управления инновационной педагогической деятельностью в школе. К числу таких компонентов отнесены: структура управления, кадры аппарата управления, содержание управления, процесс управления и методы управления. Представлены следующие показатели оценки эффективности управления реализацией инновационного проекта: целевой, ресурсный и социально-психологический.

Ключевые слова: инновационная деятельность педагогов, региональная инновационная площадка, резильентная школа, мотивационный подход, мотивационное управление, теория мотивации Ф. Герцберга, системный подход, система управления, деятельностный подход, акмеологический подход, эффективность управления.

Для цитирования: Кузнецов В. М., Соловьева Т. В., Трошков С. Н. Моделирование мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов в условиях становления резильентной школы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 5–17. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-5-17

УДК: 370.177

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-5-17

Дата поступления в редакцию: 27.09.2018.

Список литературы:

1. Гостев А. Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно-ориентированный аспект. Челябинск : Урал-ГАФК, 1996. 216 с.

2. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях: науч-метод. рекомендации для руководителей. Челябинск : Образование, 1998. 89 с.

3. Кузнецов В. М., Трошков С. Н. Содействие педагогам в изучении социальной среды при конструировании образовательной программы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 4 (25). С. 61–68.

4. Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. «Резильентные» школы и школьники. Билет на ковчег: вносит ли школа вклад в резильентность ученика? // Образование и социальная дифференциация : монография / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : НИУ ВШЭ, 2017. С. 183–202.

5. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления : пособие для руководителей образовательных учреждений. М. : Новая школа, 1996. 320 с.

6. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. М. : Педагогическое сообщество России, 2008. 352 с.

7. Третьяков П. И. Практика управления современной школой: опыт педагогического менеджмента. М. : Педагогический поиск, 1995. 204 с.

8. Третьяков П. И., Шамова Т. И. Управление качеством образования – основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Управление качеством образования : сб. мат-лов науч. сессии ФПКиППРО. М. : Бакалавр, 2001. С. 4–8.

9. Трошков С. Н., Красюн Г. А. Развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворённость как результат эффективной инновационной деятельности педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 81–86.

10. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования : монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; на уч. ред. В. Н. Кеспиков. М. : ВЛАДОС, 2009. 320 с.

11. Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе / пер. с англ. Д. А. Куликов. М. : Вершина, 2007. 240 с.

12. Хридина Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой. Екатеринбург : УКИ, 2003. 384 с.

13. Шалаев И. К. Инновационный потенциал мотивационного программно-целевого управления образованием как предмет диссертационных исследований и передового опыта // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 223–226.

14. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М. : Иностранная литература, 1959. 432 с.

Скачать статью в формате pdf