Статьи выпуска № 1, год 2019

Возможности методики выявления образовательного потенциала межорганизационного сетевого взаимодействия для развития системы образования в Томской области

Автор(ы):

Елисеева Анна Александровна

специалист по учебно-методической работе, ORCID: https://orcid.org/0000-00034287-8578, Институт инноваций в образовании, Национальный исследовательский Томский государственный университет

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, тел.: +7(3822)529583, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В настоящей работе основное внимание сосредоточено на решении задач развития образования в регионе посредством организации сетевого взаимодействия Томского государственного университета с общеобразовательными учреждениями Томской области. Автор рассматривает проблему масштабирования практик сетевого взаимодействия, складывающихся несистемно и случайным образом. Предложена авторская методика выявления образовательного потенциала, использование которой в сетевых отношениях позволяет повышать качество сетевого взаимодействия и развивать систему образования в регионе. Результаты апробации представленной методики позволили выявить наличие образовательного потенциала сетевого межорганизационного взаимодействия и условия его использования для решения актуальных задач образования. В данной работе методология исследования межорганизационного сетевого взаимодействия, разработанная для анализа сетевых форм организации бизнеса, впервые получила применение для решения задач педагогического исследования.

Ключевые слова: межорганизационное сетевое взаимодействие, образовательный потенциал, открытое образовательное пространство, сетевые образовательные программы, soft skills, компетенции.

Для цитирования: Елисеева А. А. Возможности методики выявления образовательного потенциала межорганизационного сетевого взаимодействия для развития системы образования в Томской области // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 19–28. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-19-28.

УДК: 371.126

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-19-28.

Дата поступления в редакцию: 11.10.2018.

Список литературы:

1. Веснина Л. В. Разработка методики эксперсс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–2 (23). С. 232–235.

2. Зубарева Т. А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Томск, 2011. 246 с.

3. Клочко В. Е. Кранорядцева О. М.  Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник ТГУ. 2010. № 339. С. 151–154. 4. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Педагогический поиск, 2000. 224 с.

5. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие – ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник ТГУ. 2012. № 354. С. 163–166.

6. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса : коллективная монография / М. А. Бек, Н. Н. Бек, Е. В. Бузулукова и др. ; под науч. ред. М. Ю. Шерешевой. М. : ВШЭ, 2014. 448 с.

7. Митрахович В. А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 16–20.

8. О концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО-Томск» [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 14.01.2015 № 22-р. URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/20935/ (дата обращения: 12.03.2018).

9. О стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) [Электронный ресурс] // Постановление Государственной думы Томской области от 27 октября 2005 года. № 2539. URL: http://docs.cntd.ru/ document/951813758 (дата обращения: 14.09.2018).

10. Прозументова Г. Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал стратегии гуманитаризации в управлении инновациями для становления Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие школ и вузов для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления. Томск : НИ ТГУ, 2013. С. 11–43.

11. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник ТГУ. 2012. № 358. С. 182–187.

12. Реанович Е. А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Экономические науки. 2012. № 7–2 (7). С. 14–15. 13. Сетевые образовательные программы «Школа-вуз»: потенциал для развития региональной системы поддержки талантливых детей и молодёжи / отв. ред. Е. А. Суханова. Томск : Изд-во ТГУ, 2017. 194 с. – (серия «Университет – Учителю»). 

14. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48–57.

15. Соколов В. Ю., Суханова Е. А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи. Томск : НИ ТГУ, 2013. С. 135–148.

16. Цирульников А. М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 44–63.

17. Шафиков М. Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен : дис. … док-ра филос. наук : 09.00.11. Уфа, 2006. 322 с.

18. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник ТГГПУ. 2010. № 1 (19). С. 164–169.

19. Dyer J. H., Singh H., Kale P. Splitting the pie: Rent distribution in alliances and networks // Managerial and Decisions Economics. 2008. Vol. 29. No. 2–3. P. 137–148.

20. Ulaga W., Eggert A. Relationship value and relationship quality: Broadening the nomological network of business to business relationships // European Journal of Marketing. 2006. Vol. 40. No. 3/4. P. 311–327.

 

Скачать статью в формате pdf

Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Автор(ы):

Шинкарёва Надежда Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664053, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рожкова Екатерина Юрьевна

магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664053, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: ekaterina.rozhkova.92@mail. ru

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена актуальная в настоящее время проблема развития нравственных качеств детей дошкольного возраста. (Современные авторы приходят к выводу о том, что необходимо создавать условия для развития нравственных качеств у детей в дошкольной образовательной организации.) Представлены результаты анализа организационно-педагогических условий для развития и проявления нравственных качеств дошкольников. Материалы и методы. Для изучения особенностей и уровня развития нравственных качеств дошкольников подобраны и применены следующие диагностические методики: «Закончи историю» – модифицированный вариант (Р. М. Калинина), «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), «Раскрась рисунок» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), а также опросник, разработанный для педагогов и родителей. Результаты исследования показали недостаточную сформированность нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Проведённое исследование позволило нам проанализировать педагогические условия и изучить особенности и уровень развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение и заключения. Для нравственного развития детей в дошкольной образовательной организации необходимо при осуществлении педагогического процесса использовать в качестве основы личностно-ориентированный подход, а также организовать с педагогами специальную образовательную деятельность, направленную на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: мораль, нравственность, нравственные качества, нравственное развитие, педагогическое условие, ведущая деятельность, самооценка, нравственное поведение.

Для цитирования: Шинкарёва Н. А., Рожкова Е. Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 5–18. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18.

УДК: 372.211

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18

Дата поступления в редакцию: 13.02.2019.

Список литературы:

1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М. : Просвещение, 2009, 190 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2001. 432 с.

5. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 30–38.

6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т . Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 229.

7. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой учёный. 2015. № 23 (103). С. 1020–1022.

8. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20–23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46–49.

9. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.

10. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 90–100.

11. Sugerman B. The School and Moral Development. London, 1972. 358 p.

 

Скачать статью в формате pdf