Автор(ы):
Степанова Марина Владимировна
главный методист по иностранным языкам, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6208-0312, корпорация «Российский учебник»
123112, г. Москва, Пресненская Набережная, 6, стр. 2, тел: +7(495)7950545, е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Постановка проблемы. В статье актуализируется проблема модернизации образования в таких областях, как обновление и создание в соответствии с современными требованиями учебно-методических материалов и основного средства обучения – учебника, а также необходимости развития профессиональной компетентности учителя, особенно в таком её компоненте, как методическая составляющая. Исследовательская часть. Автор проводит связь между развитием умений учителя по выбору, анализу и освоению учебника/учебно-методического комплекта и совершенствованием методической компетенции. Заключение. Данная проблематика актуальна как для решения задач при подготовке будущего учителя в высшем учебном заведении, так и для системы курсов повышения квалификации учителя иностранного языка.
Ключевые слова: модернизация образования, компетентностный подход, школьный учебник, профессиональная компетентность учителя, методы обучения иностранному языку, умения выбора и анализа учебника, профессиональная подготовка и система повышения квалификации учителя.
Для цитирования: Степанова М. В. Учебник по иностранным языкам для школы как средство реализации актуальных задач иноязычного образования и развития профессиональной компетентности учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 125–137. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-125-137.
УДК: 373.511+373.521
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-125-137
Дата поступления в редакцию: 27.09.2018
Список литературы:
1. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков : теоретические и практические аспекты : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 2017. 220 c. 2. Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы : учеб. пособие. М. : МГПУ, 2010. 248 с.
3. Горлова Н. А. Методические ориентиры для выбора учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 17–24.
4. Игна О. Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08. Томск, 2014. 389 с.
5. Малёв А. В. Научно-теоретические основы непрерывной методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка в вузе [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 83–89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-teoreticheskie-osnovy-nepreryvnoy-metodicheskoy-podgotovki-buduschegoprepodavatelya-inostrannogo-yazyka-v-vuze (дата обращения: 23.12.2018).
6. Малова И. Е., Кваша О. В. Принципы связи обучения с жизнью и фундаментальности методической подготовки обучающего [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2006. № 6. С. 154–157. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-svyazi-obucheniyas-zhiznyu-i-fundamentalnosti-metodicheskoy-podgotovki-obuchayuschego (дата обращения: 22.12.2018).
7. Махмурян К. С. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учите
ля иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования : автореф. дис. … д-ра. пед. наук : 13.00.02. М., 2009. 50 с.
8. Никитенко З. Н. Концепция развивающего иноязычного образования в начальной школе: цели и содержание [Электронный ресурс] // Преподаватель ХХI век. 2011. Т. 1. № 3. С. 49–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvivayuschegoinoyazychnogo-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole-tseli-i-soderzhanie (дата обращения: 20.09.2018).
9. Разуваева Т. А. Компетентностный подход к образованию : краткий теоретический анализ [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Некрасова. 2010. № 1. С. 266– 269. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyukratkiy-teoreticheskiy-analiz (дата обращения: 20.09.2018).
10. Ястребова Е. Б., Крячков Д. А. Треугольник «учитель-учебник-ученик» в бакалавриате и магистратуре // Иностранные языки в школе. 2017. № 5. С. 10–19.
11. Blandine Akoue, Jean-Clair Nguemba Ndong, Justine Okomo Allogo, Adrian Tennant. Starter teachers. A methodology course for the classroom. London. British Council. 2015. 84 p.
12. Bloom B. S. a. o. Handbook on Formative and Summative Evaluation of Student Learning : N-Y. : McGraw-Hill, 1971. 923 p.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Лапина Олимпиада Александровна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-3415-2558, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Воронова Ольга Алексеевна
кандидат педагогических наук, заместитель директора, средняя общеобразовательная школа № 24, г. Ангарск
665813, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 89, 27, тел.: +7(3955)530296, e-mail: sch_24ang@mail.ru
Аннотация. Введение. В статье исследуются вопросы образования, непосредственно связанные с решением проблем в отношении качества готовности специалиста соответствовать уровню требований современных федеральных государственных образовательных стандартов. Материалы и методы. Высшая профессиональная школа в последние годы интенсивно реформирует модель учебно-методического процесса. Уточняются требования, предъявляемые к уровню компетентности выпускника вуза. Но современная реальность, связанная со скоростью изменения цели и технологии обучения в школе, расширение доступности информационной сети нивелируют усвоенные знания и умения. На основе практических данных самооценки проведён анализ соответствия современным квалификационным требованиям готовности учителя к переходу на новые стандарты и выявлены причины снижения профессиональной уверенности в период послевузовской адаптации. Цель статьи – выявление возможности постоянно действующих межшкольных научно-методических семинаров в развитии готовности современного школьного учителя соответствовать новым требованиям. Результаты исследования. В основу исследования положена идея послевузовского сопровождения выпускника вуза, поддержание уровня его функциональной грамотности. Обсуждение и заключение. В исследовании представлен опыт работы научно-методических семинаров. Полученные результаты позволили выработать эффективную модель помощи в учебно-управленческой деятельности через поиск рациональных способов организации учебного процесса и изучение мирового педагогического наследия.
Ключевые слова: послевузовское образование, профессиональное саморазвитие, самообразование, модель профессионального роста, новации, педагогическое наследие.
Для цитирования: Лапина О. А., Воронова О. А. Опыт совершенствования профессионального мастерства учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 103–113. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-103-113.
УДК: 371.31
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-103-113
Дата поступления в редакцию: 24.01.2019
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Непройденный путь: от культуры полезности – к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 5–12.
2. Битянова М. Р. Субъектность: путь обретения самостоятельности [Электронный ресурс] // Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». URL: htt://tochkapsy.ru/3021 (дата обращения 17.12. 2018).
3. Вербицкий А. А. Проблемы реформы высшего образования // Профессиональное развитие педагога : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. О. А. Лапиной, М. Г. Голубчиковой, О. М. Коломиец. Иркутск, 22–23 июня 2015 г. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. С. 8–14.
4. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. URL: http://eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm (дата обращения: 15.08.2018).
5. Заремба Г. Ф. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия её преодоления : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1982. 16 с.
6. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 14–23.
7. Калюжный А. К. Психология формирования имиджа учителя. М. : ВЛАДОС, 2004. 222 с. 8. Кирьякова А. В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей : монография. М. : Дом педагогики, 2009. 318 с.
9. Коломиец О. М. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы. М. : Граница, 2014. 168 с.
10. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональнойпедагогической деятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук, 19.00.07. Иркутск, 2007. 49 с.
11. Кущенко С. В. Междисциплинарный подход к изучению феноменов «непрерывное образование» и «обучающееся сообщество» // Формирование обучающегося сообщества как условие успешной социализации личности : Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2 марта, 2015 г. Иркутск : ПИ ИГУ, 2015. С. 8–11.
12. Набиев В. Ш. Целостный образовательный процесс в гуманитарном вузе: от теории к практике // Инновации в современной системе образования: подходы и решения : монография. Ульяновск : Зебра, 2016. С. 31–40.
13. Решетников П. Е. Психолого-педагогические основы субъектного развития специалиста : пособие для переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних профессиональных заведений. Белгород : Белгород. юрид. ин-т МВД РФ, 2001. 137 с.
14. Романов Е. В. Противоречия как источник инновационного развития системы высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 9–13.
15. Федяев Д. М., Федяева Л. В. Проблема универсального в профессиональном образовании : монография. М. : Флинта, 2011. 135 с.
16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. 2003. С. 58–64.
17. Цукерман Г. А. Обучение ведет за собой. Куда? [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2013/11/12/1334863894/VO%201_10%20Cukerman.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
18. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] : норматив. документы. URL: http://www. fgos-kurgan.narod.ru/norm _federal.htm (дата обращения: 25.01.2019).
19. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М. : Наследие ММК, 2005. 800 с.
20. Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения : сб. ст. Восьмых Всерос. Шамовских пед. чтений науч. школы Управления образоват. сист. 22 января 2016 г. / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. М. : МПГУ, 2016. 672 с.
21. Lapina O. A, Ilyasowa I. S., Fedorova E. L., Kravtsov A. F. and Gerasimova F. R. Lecture Notes in Management Science // Web of Science. 2018. Vol. 91. P. 67–79.
22. Vos Arjen East European Qualifications Frameworks Lead Reforms in Education // The Education and Science Journal. 2014. No 6. P. 149–157.
Скачать статью в формате pdf