Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования
Автор(ы):
Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6922-0197, Оренбургский государственный педагогический университет
460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7(3532)772452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Актуальность проблемы формирования креативной компетентности учителя-словесника обусловлена современным состоянием развития образования, вызовами времени. Цель статьи заключается в обосновании с позиций компетентностного, системного, синергетического подходов необходимости формирования креативной компетентности педагога.
Материалы и методы. В статье рассматриваются теоретические основы феномена креативной компетентности педагога, доказывается самостоятельность данного образования по отношению к профессиональной компетентности. Экспериментальным путём доказана эффективность формирования креативной компетентности учителя-словесника, при этом использовались такие методы, как интервьюирование и анкетирование, биографический метод, диагностика по экспресс-методу Р. Джонсона и методике Дж. Рензулли; авторские методики.
Результаты исследования. Учителя, не обладающие высоким уровнем креативности, могут успешно развивать творческие способности школьников при условии владения методикой развития литературно-творческих способностей учеников, что составляет основу креативной компетентности педагога. Экспериментальным путём доказана целесообразность введения понятия «креативная компетентность педагога» в педагогический и методический тезаурус.
Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование профессиональной подготовки педагога, креативной деятельности учителя-словесника. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью совершенствования креативной компетентности у практикующего учителя русского языка и литературы; дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования креативной компетентности учителей других школьных дисциплин. креативная компетентность учителя-словесника; аксиологический, мотивационный, когнитивный, операциональный, рефлексивный компоненты; филологическая, культурологическая, психолого-педагогическая, методическая компетенции, компетенции в составе креативной компетентности; типология учителей по уровню креативности; компетентностный подход, синергетический подход.
Ключевые слова:
Для цитирования: Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 309–320.
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320
УДК: 371.13
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320
Дата поступления в редакцию: 10.03.2019
Список литературы:
1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М. : Политиздат, 1985. 263 с.
2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. М. : Высш. шк., 2015. 144 с.
3. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 270 с.
4. Боно Э. Искусство думать: латеральное мышление как способ решения сложных задач : пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2015. 172 с.
5. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб. : Тускарора, 2006. 164 с.
6. Браже Т. Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб. : МИРС. 2008. 393 с.
7. Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб. : Политехника, 2001. 158 с.
8. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02.
СПб., 2010. 51 с.
9. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург : ОГПУ, 2010. 380 с.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Директ-Медиа, 2014. 578 с. 11. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2002. 43 с.
12. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. 2-е изд., доп. и переработ. СПб. : Дет-
ство-пресс, 2001. 288 с.
13. Князева Е. Н. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. : Алетейя, 2002. 414 с.
14. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Молод. гвард., 1997. 402 с.
15. Палфри Д., Гассер У. Дети цифровой эры : пер. с англ. М. : Эксмо, 2011. 368 с.
16. Прангишвили И. В. Системный подход и общественные закономерности. М. : СИНТЕГ, 2000. 521 с.
17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой : пер. с англ. / общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова [и др.]. М. : Прогресс, 1986. 431 с.
18. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М.
2004. 44 с.
19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144–160.
20. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М. : Hippo. 2005. 371 с.
21. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2014. 50 с.
22. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования : 5–11 классы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2012. 42 с.
23. Kaufman J. C., Sternberg, R. J. Creativity. Change, 2007; 39 (4) : 55–60.
24. Muirhead B. Utilizing creative pedagogy // Journal on Educational Psychology, 2011; Feb.–Apr.; 4 (4): p. 1–10.