О функциональных основаниях восприятия и понимания текста
Автор(ы):
Дорофеев Юрий Владимирович, доктор филологических наук, доцент, проректор по научной работе, исполняющий обязанности заведующего кафедрой филологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3925-090X, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования
295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15, тел.: +7(3652)274515,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. В статье рассматривается проблема восприятия и понимания разных типов текстов обучающимися в процессе прохождения государственной итоговой аттестации. Целью исследования является установление закономерностей восприятия предложенных на экзаменах текстов и эффектов, возникающих в процессе их восприятия.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматриваются тексты, предложенные в качестве исходных в рамках экзамена по русскому языку, и различные интерпретации этих текстов, представленные в работах школьников. Исследование проводится на основе функционального подхода, в рамках которого текст рассматривается как инструмент социального взаимодействия.
Результаты исследования. В результате анализа эмпирического материала сделан вывод о том, что, с одной стороны, многие обучающиеся не овладели в достаточной мере навыками функционального чтения, позволяющего выделить в тексте стержневой компонент и другие составляющие, а с другой стороны, сконструированные для определённых целей тексты должны учитывать возможность возникновения различных эффектов, препятствующих восприятию определённой информации.
Заключение. Исследование ориентирует на необходимость последовательного внедрения в образовательную практику функциональной методики восприятия и интерпретации текста, что позволит как предотвратить искажение концептуальной информации, извлекаемой из текстов, так и учесть возникающие при восприятии эффекты в процессе подготовки текстов, которые используются в рамках государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: текст, функциональный подход, восприятие, понимание, русский язык.
Для цитирования: Дорофеев Ю. В. О функциональных основаниях восприятия и понимания текста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 321–332. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-321-332
УДК: 81.42
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-321-332
Дата поступления в редакцию: 09.09.2019
Список литературы:
1. Абаев В. И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М. : Наука, 1970. С. 232–262.
2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие : 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2007. 520 с.
3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М. : Лабиринт, 1998. 335 с.
4. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. М. : Логос, 2003. 279 c.
5. Каменская О. Л. Текст и коммуникация : учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 151 с.
6. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л. : Просвещение, 1972. 272 с.
7. Михайлов H. Н. Теория художественного текста: учеб. пособие. М. : Академия, 2006. 223 с.
8. Николина H.A. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М. : Академия,
2003. 256 с.
9. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М. : Форум, 2015. 368 c.
10. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология: учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 309 с.
11. Рудяков Н. А. Поэтика, стилистика художественного произведения. Симферополь : Таврия, 1993. 143 с.
12. Теория текста: учеб. пособие / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комиссарова [и др.]; под ред. A. A. Чувакина : 2-е изд., перераб. и доп. М. : Флинта : Наука, 2010. 223 с.
13. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие : 3-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 336 с.
14. Artelt C., Schiefele U. and Schneider W. Predictors of reading literacy // European Journal of Psychology of Education, 2001.Vol. 16/3. P. 363–384.
15. Becker M., McElvany N. and Kortenbruck M. Intrinsic and extrinsic reading motivation as predictors of reading literacy: A longitudinal study // Journal of Educational Psychology, 2010. Vol. 102/4. P. 773–785.
16. Bergler S. From Lexical Semantics to Text Analysis // In Saint-Dizier, Patrick, & Viegas, Evelyne. Computational Lexical Semantics. Cambridge, England : Cambridge University Press. 1995. P. 98–124.