Смысловое чтение и функциональное понимание текста
Автор(ы):
Рудяков Александр Николаевич, доктор филологических наук, профессор, ректор, профессор кафедры филологии, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5455-4736, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования
295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15, тел.:+7(3652)274515, e-mail: krippo@krippo.ru
Аннотация.
Введение. В статье рассматривается проблема восприятия и понимания текста как инструмента социального взаимодействия через призму современной методологической парадигмы. Целью исследования является установление функциональных закономерностей, на которых основывается методика работы с текстами разных типов.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматриваются определения термина «текст» и ключевых понятий в области понимания текста: смысловое чтение, интерпретация, тексты, а также некоторые опыты толкования текстов на основе предложенной в статье методики. Исследование опирается на принципы функциональной лингвистики.
Результаты исследования. В процессе анализа эмпирического материала делается вывод о том, что современный категориальный аппарат не в полной мере отвечает практическим задачам, которые ставятся в процессе обучения школьников. В связи с этим предлагается функциональная методика работы с текстом, которая позволит сформировать необходимые навыки для восприятия, понимания произведений, умения извлекать из них необходимую информацию и др.
Заключение. Ключевой идеей работы является необходимость внедрения в образовательную практику функционального подхода, в рамках которого работа с текстами ориентируется на эффективное социальное взаимодействие и формирование навыков функциональной грамотности. Такое направление учебной деятельности отвечает глобальным вызовам современности.
Ключевые слова: текст, функциональный подход, смысловое чтение, понимание текста.
Для цитирования: Рудяков А. Н. Смысловое чтение и функциональное понимание текста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 348–361. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-348-361
УДК: 81.42
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-348-361
Дата поступления в редакцию: 09.09.2019
Список литературы:
1. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2007. 520 с.
2. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. М. : Логос, 2003. 280 c.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики : пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. 704 с.
4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Изд. 4-е, стер.]. М. :
КомКнига, 2006. 144 с.
5. Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс] // Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа, 11–14 октября 2018 года). СПб. : РОПРЯЛ, 2018. URL: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2018/10/6ROPRYAL_ A5.pdf (дата обращения: 23.06.2019).
6. Заика В. И. Эстетическая реализация языка //Rozwažania metodologiczne. Język –Literatura – Teatr. Warszawa. 2000. C. 167–180.
7. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1990. 152 с.
8. Матюшкин А. В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста: учебное пособие. Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2007. 190 с.
9. Николина H. A. Филологический анализ текста : учеб. пособие. М. : Академия, 2003. 256 с.
10. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика : смысловое чтение и работа с текстом. М. : Форум, 2015. 368 c.
11. Рудяков А. Н., Дорофеев Ю. В. Homo textus: человек в паутине текстов, или Учебник чтения для умеющих читать. Симферополь : Ната, 2008. 176 с.
12. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология: учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 309 с.
13. Рудяков А.Н. Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка) [2-е изд., испр. и доп.]. М. : Флинта, 2012. 160 с.
14. Рудяков Н. А. Поэтика, стилистика художественного произведения. Симферополь : Таврия, 1993. 146 с.
15. Теория текста: учеб. пособие / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комиссарова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин; под ред. A. A. Чувакина [2-е изд., перераб. и доп.]. М. : Флинта : Наука, 2010. 224 с.
16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
17. Becker M., McElvany N. and Kortenbruck M. Intrinsic and extrinsic reading motivation as predictors of reading literacy: A longitudinal study // Journal of Educational Psychology, Vol. 102/4. 2010. P. 773–785. DOI: 10.1037/a0020084 URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fa0020084 (mode of access: 05.07.2019).
18. Snow Catherine E. Reading for understanding: toward a research and development program in reading comprehension. RAND Reading Study Group, 2002. 156 p.