Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе
Автор(ы):
Пономаренко Екатерина Петровна, старший преподаватель кафедры «Английский язык», ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8764-8998, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7(3412)776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Красавина Юлия Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональная педагогика», ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9250-7631, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7(3412)776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Серебрякова Юлия Вадимовна, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-2229-8963, Ижевский юридический институт – филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
426052, Россия, г. Ижевск, Заречное шоссе, 23, тел.: +7(3412)940300, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Жуйкова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная графика и технология рекламы», ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-0609-0217, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7(3412)776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Создание эффективного образовательного процесса для студентов с нарушением слуха в техническом вузе требует учёта их возможных познавательных затруднений, вызванных особенностью развития их когнитивной сферы и структуры мыслительной деятельности.
Материалы и методы. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление интеллектуальных и когнитивных способностей студентов с нарушением слуха в техническом вузе. В ходе исследования был использован краткий ориентировочный тест на определение интегрального показателя общего уровня интеллектуального развития и способности к обучению (В. Н. Бузин), диагностирующий несколько аспектов интеллекта.
Результаты исследования. Основным результатом исследования является подтверждение того факта, что у студентов с нарушением слуха преобладают низкие интегральные показатели общих способностей. Анализ результатов тестирования также показал, что у респондентов наблюдается инертность мышления и малоподвижность интеллектуальных процессов. По таким аспектам, как пространственные способности, концентрация и распределение внимания, показатели слабослышащих студентов лучше, чем показатели глухих.
Заключение. Результаты исследования будут учтены при разработке методики для развития различных видов мышления слабослышащих студентов в рамках инклюзивного обучения по программам бакалавриата в техническом университете. Особенности интеллектуальных и когнитивных процессов студентов будут приняты во внимание при определении целесообразной подачи учебной информации (цифровой или бумажный формат) с позиции её восприятия и обработки.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты с нарушением слуха, интеллектуальное развитие, когнитивные способности, технический вуз, восприятие информации.
Для цитирования: Пономаренко Е. П., Красавина Ю. В., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 664–675. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675
УДК: 378.172
Дата поступления в редакцию: 14.11.2019
Список литературы:
1. Богданова Е. Л. Влияние процессуальных особенностей интеллектуальной деятельности студентов на успешность их обучения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-protsessualnyh-osobennostey-intellektualnoy-deyatelnosti-studentov-nauspeshnost-ih-obucheniya (дата обращения: 12.07.2019).
2. Богданова Т. Г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2009. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-myshleniya-lits-s-narusheniyami-sluha-problemy-iperspektivy (дата обращения: 12.07.2019).
3. Веретимус Д. К., Веретимус Н. К. Особенности преподавания физики студентам с дефектами слуха // Успехи современной науки 2016. Т. 1. № 9. С. 23–25.
4. Волков А. А., Фадеев Г. Н. Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения дисциплины химия [Электронный ресурс] // Инженерный журнал: наука и инновации. Электрон. научно-техн. издание. 2013. Вып. 6. (18). URL: http://engjournal.ru/catalog/pedagogika/hidden/793.html. DOI: 10.18698/2308-6033-20136-793 (дата обращения: 16.11.2019).
5. Истратова О. Н. Краткий отборочный тест В. И. Бузина / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто // Психодиагностика. Коллекция лучших тестов: сборник ; изд. 7-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010. С. 60–70.
6. Кондратьев С. В. Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся [Электронный ресурс] // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1. № 12. С. 85–93. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vospriyatie-kak-integrativnyy-poznavatelnyy-protsess-i-osnova-dlya-tipizatsiiuchaschihsya (дата обращения: 14.07.2019).
7. Корнилова Т. В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шуранова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колги. Таллин : ТПИ, 1986. С. 99–103.
8. Ледовская Т. В. Влияние индивидуально-типологических особенностей на успешность учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanieindividualno-tipologicheskih-osobennostey-na-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnostistudentov (дата обращения: 12.07.2019).
9. Набокова Л. А. English для слабослышащих студентов // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 118–120.
10. Новожилова Т. Н. Развитие когнитивной компетенции слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Вестник МГУКИ. 2019. №2 (88). С. 185–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnoikompetentsii-slaboslyshaschih-studentov-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 14.09.2019).
11. Орешкина О. А., Двуличанская Н. Н. Формирование специальных компетенций у студентов с нарушениями слуха в условиях технического вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 140–151.
12. Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой ; 2-е изд., стер. М. : Советский спорт, 2006. 421 с.
13. Рощенко О. Е. Развитие мышления студентов с нарушением слуха в процессе изучения математики // Методологические аспекты непрерывного образования инвалидов с использованием инновационных учебно-реабилитационных технологий : матлы и доклады Междунар. семинара. Новосибирск, 3–4 июня 2007 г. : Изд-во НГТУ, 2009. С. 94–98.
14. Семакин А. Н. Преподавание математического анализа студентам с нарушением слуха в МГТУ им. Н. Э. Баумана // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018 . Т. 6 . С. 231–237.
15. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. 384 с.
16. Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Первая российская конференция по когнитивной науке: сборник тезисов докладов. Казань : КГУ, 2004. C. 256–257.
17. Krasavina Yu. V., Serebryakova Yu. V., Ponomarenko E. P., Zhuykova O. V. Research-Based Teaching of Hearing-Impaired Students [Electronic resource] // ARPHA Proceedings 1: V International Forum on Teacher Education : Part III: Educational Psychology, 5 Nov. 2019. Pp. 1387–1394. DOI:10.3897/ap.1.e1316. URL: https://ap.pensoft.net/article/22221/download/pdf/. (In Eng.) (mode of access: 20.11.2019).
18. Basak Baglama, Meltem Haksiz, Huseyin Uzunboylu Technologies Used in Education of Hearing Impaired Individuals [Electronic resource] // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2018. Vol. 13, № 09. Pp. 53–63. DOI: http://dx.doi. org/10.3991/ijet.v13i09.8303. (In Eng.) URL: https://www.online-journals.org/index.php/ijet/article/view/8303/5149 (mode of access: 25.08.2019).