Статьи выпуска № 4, год 2019

Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе

Автор(ы):

Пономаренко Екатерина Петровна, старший преподаватель кафедры «Английский язык», ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8764-8998, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7(3412)776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Красавина Юлия Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональная педагогика», ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9250-7631, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7(3412)776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Серебрякова Юлия Вадимовна, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-2229-8963, Ижевский юридический институт – филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

426052, Россия, г. Ижевск, Заречное шоссе, 23, тел.: +7(3412)940300, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Жуйкова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная графика и технология рекламы», ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-0609-0217, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7(3412)776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Создание эффективного образовательного процесса для студентов с нарушением слуха в техническом вузе требует учёта их возможных познавательных затруднений, вызванных особенностью развития их когнитивной сферы и структуры мыслительной деятельности.

Материалы и методы. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление интеллектуальных и когнитивных способностей студентов с нарушением слуха в техническом вузе. В ходе исследования был использован краткий ориентировочный тест на определение интегрального показателя общего уровня интеллектуального развития и способности к обучению (В. Н. Бузин), диагностирующий несколько аспектов интеллекта.

Результаты исследования. Основным результатом исследования является подтверждение того факта, что у студентов с нарушением слуха преобладают низкие интегральные показатели общих способностей. Анализ результатов тестирования также показал, что у респондентов наблюдается инертность мышления и малоподвижность интеллектуальных процессов. По таким аспектам, как пространственные способности, концентрация и распределение внимания, показатели слабослышащих студентов лучше, чем показатели глухих.

Заключение. Результаты исследования будут учтены при разработке методики для развития различных видов мышления слабослышащих студентов в рамках инклюзивного обучения по программам бакалавриата в техническом университете. Особенности интеллектуальных и когнитивных процессов студентов будут приняты во внимание при определении целесообразной подачи учебной информации (цифровой или бумажный формат) с позиции её восприятия и обработки.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты с нарушением слуха, интеллектуальное развитие, когнитивные способности, технический вуз, восприятие информации.

Для цитирования: Пономаренко Е. П., Красавина Ю. В., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 664–675. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675

УДК: 378.172

Дата поступления в редакцию: 14.11.2019

Список литературы:

1. Богданова Е. Л. Влияние процессуальных особенностей интеллектуальной деятельности студентов на успешность их обучения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-protsessualnyh-osobennostey-intellektualnoy-deyatelnosti-studentov-nauspeshnost-ih-obucheniya (дата обращения: 12.07.2019).

2. Богданова Т. Г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2009. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-myshleniya-lits-s-narusheniyami-sluha-problemy-iperspektivy (дата обращения: 12.07.2019).

3. Веретимус Д. К., Веретимус Н. К. Особенности преподавания физики студентам с дефектами слуха // Успехи современной науки 2016. Т. 1. № 9. С. 23–25.

4. Волков А. А., Фадеев Г. Н. Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения дисциплины химия [Электронный ресурс] // Инженерный журнал: наука и инновации. Электрон. научно-техн. издание. 2013. Вып. 6. (18). URL: http://engjournal.ru/catalog/pedagogika/hidden/793.html. DOI: 10.18698/2308-6033-20136-793 (дата обращения: 16.11.2019).

5. Истратова О. Н. Краткий отборочный тест В. И. Бузина / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто // Психодиагностика. Коллекция лучших тестов: сборник ; изд. 7-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010. С. 60–70.

6. Кондратьев С. В. Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся [Электронный ресурс] // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1. № 12. С. 85–93. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vospriyatie-kak-integrativnyy-poznavatelnyy-protsess-i-osnova-dlya-tipizatsiiuchaschihsya (дата обращения: 14.07.2019).

7. Корнилова Т. В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шуранова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колги. Таллин : ТПИ, 1986. С. 99–103.

8. Ледовская Т. В. Влияние индивидуально-типологических особенностей на успешность учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanieindividualno-tipologicheskih-osobennostey-na-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnostistudentov (дата обращения: 12.07.2019).

9. Набокова Л. А. English для слабослышащих студентов // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 118–120.

10. Новожилова Т. Н. Развитие когнитивной компетенции слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Вестник МГУКИ. 2019. №2 (88). С. 185–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnoikompetentsii-slaboslyshaschih-studentov-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 14.09.2019).

11. Орешкина О. А., Двуличанская Н. Н. Формирование специальных компетенций у студентов с нарушениями слуха в условиях технического вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 140–151.

12. Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой ; 2-е изд., стер. М. : Советский спорт, 2006. 421 с.

13. Рощенко О. Е. Развитие мышления студентов с нарушением слуха в процессе изучения математики // Методологические аспекты непрерывного образования инвалидов с использованием инновационных учебно-реабилитационных технологий : матлы и доклады Междунар. семинара. Новосибирск, 3–4 июня 2007 г. : Изд-во НГТУ, 2009. С. 94–98.

14. Семакин А. Н. Преподавание математического анализа студентам с нарушением слуха в МГТУ им. Н. Э. Баумана // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018 . Т. 6 . С. 231–237.

15. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. 384 с.

16. Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Первая российская конференция по когнитивной науке: сборник тезисов докладов. Казань : КГУ, 2004. C. 256–257.

17. Krasavina Yu. V., Serebryakova Yu. V., Ponomarenko E. P., Zhuykova O. V. Research-Based Teaching of Hearing-Impaired Students [Electronic resource] // ARPHA Proceedings 1: V International Forum on Teacher Education : Part III: Educational Psychology, 5 Nov. 2019. Pp. 1387–1394. DOI:10.3897/ap.1.e1316. URL: https://ap.pensoft.net/article/22221/download/pdf/. (In Eng.) (mode of access: 20.11.2019).

18. Basak Baglama, Meltem Haksiz, Huseyin Uzunboylu Technologies Used in Education of Hearing Impaired Individuals [Electronic resource] // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2018. Vol. 13, № 09. Pp. 53–63. DOI: http://dx.doi. org/10.3991/ijet.v13i09.8303. (In Eng.) URL: https://www.online-journals.org/index.php/ijet/article/view/8303/5149 (mode of access: 25.08.2019).

 

Скачать статью в формате pdf

Динамика и содержание гендерной идентичности младших школьников

Автор(ы):

Коротаева Анастасия Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8647-9109, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7(4852)305661, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузьмин Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)243244, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье анализируются подходы к проблеме динамики гендерной идентичности и её содержания в младшем школьном возрасте.

Материалы и методы. На двух различных выборках младших школьников (г. Иркутск: 302 испытуемых; г. Ярославль: 236 испытуемых) показаны место гендерной идентичности в системе идентичности в целом и особенности её развития.

Результаты исследования. Определено место гендерной идентичности среди других компонентов идентичности. Рассмотрены детерминанты становления гендерной идентичности в различные периоды младшего школьного возраста. Определены её характерные особенности: у мальчиков с возрастом дифференцируется представление о себе как о представителе определённого пола, которое, однако, становится менее значимым в структуре идентичности, чем у девочек. При этом если на ранних этапах развития гендерной идентичности основным образцом для неё служил родитель, то к концу периода речь идёт уже о самоидентификации ребёнка.

Заключение. Выявлены доминирующие идентификации младших школьников. Полученные результаты могут быть использованы при сопровождении развития и взросления учащихся.

Ключевые слова: идентичность, гендерная идентичность, младший школьный возраст.

Для цитирования: Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Динамика и содержание гендерной идентичности младших школьников // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 655–663. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-655-663

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-655-663

УДК: 159.923.2

Дата поступления в редакцию: 10.10.2019

Список литературы:

1. Богданова Н. А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Тула, 2000. 172 с.

2. Гармаева Т. В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.08.2018).

3. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 59–68.

4. Ковалева Н. П. Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте // Экология человека. 2014. № 2. С. 25–32

5. Корнеева Е. Н., Коротаева А. И. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2015. № 1. Т. II. С. 106–110.

6. Коротаева А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2011. Т. II. № 4. С. 241–244.

7. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 67–89.

8. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 118 с.

9. Перегудина В. А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Белгород. 2011. 23 с.

10. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология) : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М. 2003. 28 с.

11. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01. Екатеринбург. 2007. 375 с.

12. Трандина Е. Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль, 2006. 215 с.

13. Флотская Н. Ю. Психологические особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте // Вестник Поморского университета : Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 147–152.

 

Скачать статью в формате pdf

Риск – ориентированное управление в организации дополнительного профессионального образования

Автор(ы):

Домбровская Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-9476-2270, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена анализу внутренних рисков, которые присутствуют постоянно и зависят от управленческих решений руководителей различного уровня.

Актуальность и значимость статьи заключается в обосновании системы управления рисками с позиций процессного подхода.

Описание процесса риск-менеджмента. В статье рассматриваются теоретические и практические основы системы управления рисками в системе дополнительного профессионального образования (на примере Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области»). Представлен алгоритм расчёта рисков, их классификация, идентификация и приоритизация в целях эффективной деятельности организации с использованием двухфакторной модели.

Воздействие на риск. Рисками необходимо управлять системно, документировать их. В статье предлагаются шаблоны и документы для планирования и отчётности по рискам. Мониторинг и оценка эффективности системы управления рисками. Мониторинг системы управления рисками является важной частью всего процесса управления рисками, оценивает как описательную часть системы, так и практическую реализацию. Результаты мониторинга документированы. Информация о системе менеджмента риска может быть использована для наилучшего применения имеющихся ресурсов организации, поскольку оценивает возможность применения превентивных мероприятий, позволяющих предотвратить возникновение рискового события и избежать как прямых, так и косвенных потерь, связанных с деятельностью организации.

Заключение. Внедрение и сопровождение системы управления рисками в образовательной организации, следование предложенному алгоритму позволят руководству организации ранжировать бизнес-процессы по степени риска с целью выявления возможности повышения эффективности деятельности организации.

Ключевые слова: владелец риска, критерии риска, мера риска, политика в области менеджмента риска, риск, риск-менеджмент, фактор, процессный подход.

Для цитирования: Домбровская М. А. Риск – ориентированное управление в организации дополнительного профессионального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 630–643. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-630-643

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-630-643

УДК: 377.2

Дата поступления в редакцию: 06.11.2019

Список литературы:

1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. М. : Финансы и статистика, 2006. 465 с.

2. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска Принципы и руководство. М. : Стандартинформ, 2010. 19 с.

3. Гущина Л. С. Методы и модели анализа рисков предприятия при формировании компетентности персонала : дис. … канд. экон. наук : 08.00.13. Иваново, 2013. 219 с.

4. Евстафьев И. Н. Тотальный риск-менеджмент. М. : Эксмо, 2008. 170 с.

5. Павлова О. С. Риск-менеджмент на российских энергетических предприятиях // Вестник научно-технического развития. 2011. № 6 (46). С. 34–43.

6. Салимова Т. А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации» ; 5-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2011. 416 с.

7. Уродовских В. Н., Бахаева А. А. Об адекватности моделей оценки риска банкротства отечественных предприятий // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6 (022). С. 178–182.

8. Федорчук А. А. Разработка модели оценки рисков электроэнергетической компании : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13. М. : 2012. 144 с.

9. Monahan G. Enterprise Risk Management: A Methodology for Achieving Strategic Objectives. Wiley and SAS Business Series, 2008. 180 p.

10. Sabir M. S., Hameed R. M., Rehman K., Rehman I. Theoretical Foundation of Business Model and Their Building Blocks // Journal of Management Research. 2012. Vol. 4. No 4. Pp. 160–179.

 

Скачать статью в формате pdf

Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде

Автор(ы):

Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7863-1414, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

91186, Россия, Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48 тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Грецов Андрей Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5896-8733, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

91186, Россия, Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-2748-9478, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

91186, Россия, Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье рассмотрены подходы отечественных и зарубежных исследователей к пониманию феномена психологического благополучия одарённых учащихся и влияния факторов среды на его формирование. Раскрывается понятие «психологическое благополучие», описываются социальные и эмоциональные особенности развития одарённых подростков во взаимосвязи с психологическим благополучием и образовательной средой. Описываются специфические психологические характеристики одарённых учащихся, усиливающие риски их социальной адаптации и развития. Представлены результаты теоретического анализа образовательной среды с выделением характеристик, которые способствуют психологическому благополучию одарённых учащихся и содержащие развивающий потенциал.

Ключевые слова: одарённость, психологическое благополучие, образовательная среда, социальные и эмоциональные особенности одарённых.

Для цитирования: Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В. Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 644–654. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654

УДК: 159.928+376.5

Дата поступления в редакцию: 15.10.2019

Список литературы:

1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности: основные положения и их эмпирическая верификация // Психология одаренности и творчества. М. : Нестор, 2017. С. 87–101.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М. : Нестор-История, 2011. 272 с.

3. Богоявленская М. Е. Проблемы одаренного ребенка [Электронный ресурс] // Дошкольное образование.2005. № 10. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200501014. (дата обращения: 17.07.2019).

4. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб. : Книжный Дом, 2013. 283 с.

5. Новгородцева Е. Ф. Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся // Социальные явления. 2016. № 3 (6). С. 105–109.

6. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. Москва-Обнинск : ИГ-ССОЦИН, 2007. 288 с.

7. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М. : Изд-во РУДН, 2005. 299 с.

8. Психологические проблемы российских подростков (1993–2013 гг.): к 20-летию открытия психолого-педагогического факультета / под ред. Л. А. Регуш. СПб. : ЭлвиПринт, 2017. 297 с.

9. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Академия, 1996. 416 c.

10. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся / под ред. Л. А. Даринской. СПб.: СПбГУ, 2017. 124 с.

11. Рабочая концепция одарённости. Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, Ю. Д. Бабаевой и др. 2-е изд., расш. и перераб. М. : Министерство образования РФ, 2003. 95 c.

12. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2004. 368 с.

13. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017. 181 с.

14. Coleman L. J., Cross, T. L. Is Being Gifted a Social Handicap? // Journal for the Education of the Gifted. 2014. Vol. 37(1). Pp. 5–17.

15. Coleman L. J., Sanders M. D. Understanding the Needs of Gifted Students: Social Needs, Social Choices and Masking one’s Giftedness // The Journal of Secondary Gifted Education. 1993. Vol. 5. No 1. Pp. 22–25.

16. Freeman J. Emotional problems of the gifted child // Journal of Child Psychology and Psychiatry. July 1983. Vol. 24, Issue 3. Pp. 481–485. DOI: 10.1111/j.1469-7610.1983. tb00123.x.

17. Freeman J. The Emotional Development of Gifted and Talented Children [Electronic resource] // Journal Gifted and Talented International. 2006.Vol. 21. Issue 2. Pp. 20–28. Published online: 01 Jun. 2016. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1533 2276.2006.11673472. https://doi.org/10.1080/15332276.2006.11673472 (mode of access: 24.09.2019).

18. Hidalgo M.F. Parenting the Gifted and Talented Child: A Qualitative Inquiry of the Perceptions of Mothers Regarding their Unique Experiences in Raising Gifted and Talented Children [Electronic resource]. LSU Doctoral Dissertations, etd - 03032017-144640. 2016. 215 p. URL: https://digitalcommons.lsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5275&context=gradschool_dissertations(mode of access: 24.07.2018).

19. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Needs. 2011. Vol. 11 (2). Pp. 130–140. DOI:10.1111/j.1471-3802.2010.01166.

20. Manor-Bullock R., Look C., Dixon D. N. Is giftedness socially stigmatizing? The impact of high achievement on social interactions // Journal for the Education of the Gifted. 1995. Vol. 18. Pp. 319–338.

21. Masden Catherine A.; Leung Olivia N.; Shore Bruce M.; Schneider Barry H.; Udvari Stephen J. Social-Perspective Coordination and Gifted Adolescents’ Friendship Quality // High Ability Studies. 2015. Vol. 26. Issue 1. Pp. 3–38. 2. DOI: 10.1080/13598139.2015.1028613.

22. Neihart M., Reis, S. M., Robinson N. M., Moon S. M. Risk and resilience in gifted children: A conceptual framework // In M. Neihart, (Eds.). The social and emotional development of gifted children: What do we know? Waco. TX: PrufrockPress, 2002. Pp. 113–122.

23. Neihart M. The impact of giftednesson Psychological Well-being // Roeper Review. 1999. Vol. 22. No. 1. Pp. 10–17.

24. Piechowski M. M. Developmental potential / In N. Colangelo & R. T. Zaffrann (Eds.). New voices in counseling the gifted. Dubuque, IA: Kendall/Hunt, 1979. Pp. 25–27.

25. RyffС. D., Keyes С. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69(4). Pp. 719–727. http://dx.doi. org/10.1037/0022-3514.69.4.719.

 

Скачать статью в формате pdf

Адаптация учебного материала общеобразовательного курса физики для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» среднего профессионального образования на примере раздела «Механика»

Автор(ы):

Дворкина-Самарская Антонина Анатольевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4654-0921, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел. +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бачинов Михаил Геннадьевич, преподаватель физики, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-2401-8056, Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта

664040, Россия, г. Иркутск, ул. Ярославского, 221, тел.: +7(3952)447382, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В условиях научно-технического прогресса, когда общий объём знаний возрастает с огромной скоростью, не представляется возможным увеличивать объём программ за счёт включения в содержание курса новых прикладных вопросов.

Материалы. Статья описывает принципы адаптации учебного материала общеобразовательного курса физики для обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Результаты исследования. Создание и внедрение профессионально ориентированного и адаптированного учебного пособия по физике.

Заключение. Положительный опыт адаптации учебного курса позволяет судить об эффективности используемых принципов, а также об актуальности методической проблемы для системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: общеобразовательный курс физики, раздел «Механика», адаптация учебного материала, среднее профессиональное образование, специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для цитирования: Дворкина-Самарская А. А., Бачинов М. Г. Адаптация учебного материала общеобразовательного курса физики для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» среднего профессионального образования на примере раздела «Механика» // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 615–629. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-615-629

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-615-629

УДК: 377.5

Дата поступления в редакцию: 17.05.2019

Список литературы:

1. Алеева И. В. Обучение физике студентов в условиях адаптивной направленности на дисциплины специализации (на примере факультета физической культуры и спорта педагогического вуза) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Челябинск, 2011. 26 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование : пер. с англ. Кн. 2. М. : Педагогика, 1982. 296 с.

3. Боровских Ю. И., Кленников В. М., Никифоров В. М., Сабинин А. А. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для средних проф.-техн. училищ. М. : Высшая Школа, 1975. 439 с.

4. Глущенко Ю. Ю. Адаптация курса физики к профессиональной направленности. // Вестник научных конференций. 2017. № 7–1 (23). С. 43–45. 5. Голин Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики : учеб. пособие. М. : МОПИ, 1986. 95 с.

6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования; 3-е изд., стер. М. : Академия, 2017. 448 с.

7. Иродова И. А. Теоретико-методические основы обучения физике в учреждениях начального профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Ярославль, 2000. 452 с.

8. Касьянов В. А. Физика. 10 класс. Базовый уровень: учебник; 8-е изд., перераб. М. : Дрофа, 2019. 287 с.

9. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений; 4-е изд. М. : Просвещение, 2018. 416 с.

10. Пигарев А. Ю. Адаптация курса физики для студентов нетехнических направлений // Физика в системе современного образования (ФССО-15): Мат-лы XIII Междунар. конф. Санкт-Петербург, 1–4 июня 2015 г. Т. 2. 2015. С. 51–52.

11. Пурышева Н. С. Дифференцированное обучение физике в средней школе; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М. : Прометей, 1993. 161 с.

12. Пурышева Н. С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 1995. 518 с.

13. Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10–11 кл. : учеб. пособие; 21-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2017. 192 с.

14. Старикова Е. М. Адаптивная направленность методики обучения основам физики студентов медицинского вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. Челябинск, 2009. 23 с.

15. Ясинский В. Б. Физика для бакалавров технического профиля // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 146–150.

16. Berge M., Danielsson A., Lidar M. Storylines in the physics teaching content of an upper secondary school classroom [Electronic resource] // Research in Science & Technological Education. 2019. Apr. 03. Рp. 1–21. DOI: 10.1080/02635143.2019.1593128. URL: https:// www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02635143.2019.1593128#aHR0cHM6Ly93d3cudGFuZGZvbmxpbmUuY29tL2RvaS9wZGYvMTAuMTA4MC8wMjYzNTE0My4yMDE5LjE1OTMxMjg/bmVlZEFjY2Vzcz10cnVlQEBAMA==(mode of access: 15.07.2019).

17. Sharifah S. S. H., Ahmad A. I. The Art of Teaching Science in Secondary Schools: A Meta Analysis [Electronic resource] // TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 17, Issue 1. Рp. 183–191. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1165738.pdf (mode of access: 15.07.2019).

18. Solomon G. G., Kedir O. T. Problems in the Teaching and Learning of Physics at the Secondary and Preparatory Schools, the Cases Wolaita and Dwuro Zones // Global Journal of HUMAN-SOCIAL SCIENCE: G Linguistics & Education. 2015. Vol. 15, Issue 7. Рp. 1–6.

 

Скачать статью в формате pdf