Статьи выпуска № 4, год 2019

Становление и развитие историографии отечественной методики преподавания литературы (1860–2010-е годы)

Автор(ы):

Беньковская Татьяна Екимовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6438-7513, Оренбургский государственный педагогический университет

460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7(3532)772452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Во введении автором статьи обозначена цель: на материале собранной и систематизированной библиографии историографического характера исследовать путь становления и развития историографии методики преподавания литературы как самостоятельной отрасли методической науки и показать её роль в поступательном движении научного знания, в сохранении преемственности между прошлым, настоящим и будущим школьного литературного образования.

Материалы и методы. В основу настоящего исследования положен историко-библиографический метод, который позволил на материале собранной и систематизированной библиографии создать целостную и объективную картину становления и развития историографии методики преподавания литературы от истоков до сегодняшнего дня. В исследовании были также применены такие методы, как историко-сравнительный анализ, обобщение и синтез, метод актуализации, дающий возможность сконцентрировать внимание на тех фактах, событиях, явлениях, наблюдениях, идеях и выводах, которые представляют научно-педагогическую ценность для современности. Прослеживая длительный путь, который прошла методическая историография от первых публикаций в педагогических журналах с 1860-х по 1900-е годы до фундаментальных исторических трудов Я. А. Ротковича, созданных в 1930–1970-е годы, положивших начало историографии как самостоятельной отрасли методической науки, автор осмысливает становление Якова Ароновича как учёного, формирование направлений его научных исследований, которые получили дальнейшее развитие в историографических работах учёных-методистов 1960–2010-х годов; анализ указанных исследований представлен в статье.

Результаты исследования. В данной статье, сознавая её ограниченный объём, мы стремились создать целосную картину длительного пути становления и развития историографии методики преподавания литературы, охватывающего период с 1860-х по 2010-е годы, сконцентрировав внимание на основных этапах её развития, наиболее значимых направлениях и проблемах исследований, именах учёных-методистов и словесников, внесших вклад не только в изучение истории методической науки и школьного литературного образования в разные периоды её состояния и развития, но и, сквозь призму истории, заострявших внимание на тенденциях и проблемах современности. В статье уделено особое внимание осмыслению методического наследия выдающегося учёного-методиста Якова Ароновича Ротковича, создателя историографии как самостоятельной отрасли методической науки. Концептуальный подход Я. А. Ротковича к изучению истории литературного образования в отечественной школе, как показал анализ, оказался чрезвычайно плодотворным для науки, о чём свидетельствует представленный в статье обзор историографических исследований современных учёных-методистов, принадлежащих к различным научным школам, расширивших границы и возможности отечественной историографии как неотъемлемой и важной отрасли методической науки, продолжающей развивать идеи предшественников в новых социально-экономических, культурных, исторических условиях российской школы XXI века.

Заключение. Методика преподавания литературы, как показал анализ основных этапов её развития в XVIII – начале XXI века в исследованиях предшественников и современных учёных-методистов, всегда стремилась к сохранению лучших традиций, восстановлению преемственности исканий, которые плодотворны и перспективны для современной науки и практики.

Ключевые слова: историография науки, преемственность, традиции и новаторство, концептуальный подход, методическое наследие, фундаментальные историко-методические труды, школьное литературное образование.

Для цитирования: Беньковская Т. Е. Становление и развитие историографии отечественной методики преподавания литературы (1860–2010-е годы) // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 536–549. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-536-549

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-536-549

УДК: 372.882+303.446.4

Дата поступления в редакцию: 10.01.2019

Список литературы:

1. Альбатырова В. Н. Развитие методики преподавания литературы в 1950–1970-е годы (историко-библиографический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 1991. 16 с.

2. Беньковская Т. Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII – начала XXI века : монография : 2-е изд. М. : ФЛИНТА, 2015. 360 с.

3. Беньковская Т. Е. Развитие методики преподавания литературы с 1900 по 1949 гг. (историко-библиографический аспект) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 1994. 19 с.

4. Бойцова М. Е. Методическое наследство В. И. Водовозова и В. Я. Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе : автореф. дис. ... канд. пед наук. Л., 1965. 22 с.

5. Гетманская Е. В. Взаимосвязи гимназического и университетского образования в России XIX – начала XX века : монография. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. 230 с.

6. Гетманская Е. В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XVII–XIX веков: монография. М. : Экон-информ, 2011. 213 с.

7. Голубков В. В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. Вып. 1.: Из прошлого «литературного чтения». М., Л. : АПН РСФСР, 1946. 175 с.

8. Гречишникова А. Д. В. И. Водовозов и В. П. Острогорский. Очерки по истории методики преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1941. 184 с.

9. Гречишникова А. Д. Преподавание литературы в советской школе (1917–1947) // Литература в школе. 1947. № 5. С. 43–56.

10. Красноусов А. М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1959. 224 с.

11. Лазарев Ю. В. Проблемы школьного литературного образования в отечественной публицистике второй половины XIX – начала XXI века: монография. Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2013. 203 с.

12. Лазарев Ю. В. Роль публицистики в развитии российского школьного литературного образования : дис. ... д-ра пед наук : 13.00.02. М., 2017. 375 с.

13. Лазарев Ю. В. Роль публицистики в истории российского литературного образования: монография. Рязань : Концепция, 2015. 151 с.

14. Моденская О. А. Из истории дореволюционной методики преподавания литературы // Очерки по методике преподавания литературы в средней школе : сб. статей. Л., 1940. С. 5–26.

15. Мотольская Д. К. Исторический обзор методики преподавания литературы в дореволюционной школе // Ученые записки Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1936. Вып. 1. С. 57–102.

16. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 20-е изд., стер. / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1988. 750 с.

17. Роткович Я. А. Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство // Творческие вопросы преподавания русского языка и литературы : сборник статей. Куйбышев,1966. С. 3–22.

18. Роткович Я. А. Из истории преподавания литературы в школе (30–50-е гг. XIX в.) // Ученые записки / Куйбышев. пед. ин-т, фак рус. яз. и лит. Вып. II. Куйбышев, 1938. С. 126–153.

19. Роткович Я. А. История преподавания литературы в школе как область научного исследования // Вопросы русской и зарубежной литературы : сб. статей. Куйбышев, 1962. С. 31–48.

20. Роткович Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. 352 с.

21. Скафтымов А. П. Преподавание литературы в дореволюционной школе (сороковые и шестидесятые годы) // Ученые записки СГПИ. Вып. 3. Саратов, 1938. С. 119–232.

22. Benkovskaya T., Maydangalieva Z. Integrating Russian Methods of Teaching Literature info the World Science and Practice // International Journal of Applied Lingustics & English Literature (IJALEL). Australia. 2017. Vol. 6. № 1. January. Pp. 286–297.

 

Скачать статью в формате pdf

Гимназическое образование в г. Иркутске в первой половине XIX века

Автор(ы):

Кузнецова Марина Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6672-4309, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье освещена деятельность иркутской гимназии в первой половине XIX века. На основе имеющихся и введённых в научный оборот новых архивных материалов представлен количественный и социальный состав учащихся в разные периоды развития гимназии, количественный и социальный состав преподавателей. Приводится достаточно подробная характеристика преподавателей, и такой подход – личностный – делает авторское исследование интересным и колоритным, затрагивает проблемы, связанные с процессом формирования сибирской интеллигенции. Сравнение материалов по Иркутску с общероссийскими данными органично включается в постановку проблемы об изучении «культурных гнёзд», которой в современной исторической науке уделяется много внимания. Цель исследования – освещение деятельности гимназии в Иркутске как центре огромного Восточно-Сибирского региона в тесной связи с развитием народного образования в России в целом и других её регионах.

Материалы и методы. В статье используются методы сравнительного анализа исторических источников, реконструкции исторического периода.

Результаты исследования. Представлена деятельность иркутской гимназии в первой половине XIX века. Отмечены следующие тенденции в развитии гимназического образования в Иркутске в первой половине XIX века: улучшение качества знаний учащихся, количественный рост численности обучающихся, общее повышение образованности и грамотности иркутян. По социальному составу большинство учащихся гимназии составляли дети дворян и чиновников; меньше обучалось детей купцов, военных и духовенства. Среди преподавателей гимназии на протяжении первой половины XIX века были выпускники Казанского университета, Петербургской духовной академии и других высших учебных заведений страны, а также выпускники иркутских школ, некоторые из них получили дополнительное образование в учебных заведениях России. Иркутская гимназия, наиболее значительное сред-нее учебное заведение в Сибири в первой половине XIX века, сыграла положительную роль в деле развития образования и просвещения, она имела большое значение для сибиряков, во многих отношениях находилась на передовых рубежах отечественного просвещения.

Ключевые слова: гимназия, состав учащихся и преподавателей, образование, качество знаний учащихся, программа обучения, успеваемость учеников.

Для цитирования: Кузнецова М. В. Гимназическое образование в г. Иркутске в первой половине XIX века // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 520–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-520-535

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-520-535

УДК: 373.1

Дата поступления в редакцию: 18.10.2019

Список литературы:

1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО) : Ф. 24. Оп. 1. Д. 42. Карт. 1455.

2. Гаращенко Л. В. Развитие частных учебных заведений в Иркутске в середине XIX – начале XX веков [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 33–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chastnyh-uchebnyh-zavedeniy-v-irkutske-v-seredine-xix-nachale-xx-vekov/viewer (дата обращения: 23.08.2018).

3. Иркутские губернские ведомости. 1858. № 4. 10 с.

4. Казанские известия. 1815. № 60. С. 1–6.

5. Корейша Я. Исторический очерк Иркутской губернской гимназии (1789–1805).

Вып. 2: губернская гимназия в 1805–1829 г. Иркутск, 1915. 301 с.

6. Кубалов Б. Г. А. И. Герцен и общественность Сибири. (1855–1862). Иркутск : Кн. изд-во, 1958. 162 с.

7. Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск : Восточ.-Сиб. кн. изд-во, 1971. 440 с.

8. Куро Т. И. Народное образование в Смоленской губернии в 1 половине X1X века // Учен. зап. Смоленск. пед. ин-т. 1957. Вып. 5. С. 284–309.

9. Любомиров П. К истории народного образования в Саратовской губернии до освобождения крестьян // Труды Нижне-Волжск. обл. научн. о-ва краеведения. Саратов, 1924. Вып. 34, ч. 2. С. 42–54.

10. Михайлова С. М. Роль Казанского университета в просвещении народов Сибири // Сов. педагогика. 1986. № 1. С. 114–120.

11. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ).

12. Оглезнева Г. В. Народное образование / С. М. Алексеев, Г. В. Оглезнева, Л. А. Семенова и др. // Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII–XXI вв. Иркутск : Востсибкнига, 2012. С. 197–212.

13. Отто Н. Вологодская дирекция училищ до 1850 года. Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения // Журн. Министерства нар. просвещ. 1866, октябрь. 198 с.

14. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. 216 с.

15. Российский государственный исторический архив (РГИА).

16. Сперанский М. М. Письмо к А. А. Столыпину от 23 октября 1819 года из Иркутска [Электронный ресурс] // Русский архив : Историко-литературный сборник. 1871. Вып. 1–5. URL: https://runivers.ru/bookreader/book406194/#page/288/mode/1up (дата обращения: 22.07.2019).

17. Сукачев В. П. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири. М. : Типо-лит. И. Н. Кушнерева и Ко, 1891. 268 с.

18. Эймонтова Р. Г. Просвещение в России первой половины XIX века // Вопросы истории. 1986. № 10. С. 78–93.

 

Скачать статью в формате pdf

Обучение девочек ремеслу в середине XIX – начале XX вв. (к вопросу об истории развития женского профессионального образования в г. Иркутске)

Автор(ы):

Гаращенко Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9013-5694, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664053, Россия, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. История женского профессионального образования в Иркутске не получила пока всестороннего освещения и является актуальным направлением научного поиска. Цель публикации – описать существовавшие в середине XIX – начале XX вв. практики подготовки юных иркутянок к самостоятельной трудовой жизни посредством обучения их разным видам рукодельного ремесла.

Материалы и методы. В исследовании использованы документы Российского государственного исторического архива и Государственного архива Иркутской области, материалы дореволюционной периодической печати, официальная организационно-распорядительная документация. Для решения поставленных задач применялись общенаучные и конкретно-исторические методы исследования.

Результаты исследования. Выявлено, что женские учебные заведения всех форм собственности успешно обучали своих воспитанниц рукодельному ремеслу, ориентируя их на профессиональный труд как самостоятельную ценность, экономическую независимость и общественную пользу; объединение усилий учебной администрации региона и частной образовательной инициативы заложило прочный фундамент для развития в г. Иркутске системы женского профессионального образования.

Заключение. Полученные результаты иллюстрируют преемственность региональных образовательных традиций и могут быть использованы для выполнения комплексного исследования по истории становления и развития женского профессионального образования в г. Иркутске.

Ключевые слова: история образования, женское профессиональное образование, частные учебные заведения, казённые школы, ремесло, обучение рукоделию, учительские кадры, Иркутск.

Для цитирования: Гаращенко Л. В. Обучение девочек ремеслу в середине XIX – начале XX вв. (к вопросу об истории развития женского профессионального образования в г. Иркутске) // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 511–519. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-511-519

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-511-519

УДК: 377-055.25(571.53) (091)

Дата поступления в редакцию: 21.10.2019

Список литературы:

1. Вессель Н. Х. Учебный курс гимназий. СПб. : Типография и литография С. Степанова, 1866. 39 с.

2. Гаращенко Л. В. Частные учебные заведения Иркутска (середина XIX – начало XX вв.) : монография. Иркутск : Оттиск, 2018. 672 с.

3. Государственный архив Иркутской области. Ф. 66. Оп. 3. Д. 28.

4. Государственный архив Иркутской области. Ф. 193. Оп. 1. Д. 130.

5. Гимельштейн И. В., Сергеева Ю. П. Формирование системы женского образования в г. Иркутске // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 7 (90). С. 175–179.

6. Иркутск и Иркутская губерния. Приложение к «Сибирскому вестнику». Иркутск, 1866. 63 с.

7. Иркутский сиропитательный дом Елисаветы Медведниковой и учрежденный при нем банк / Совет Иркутского сиропитального дома. Ч. 1: Сиропитательный дом. 1838–1888 гг. Иркутск : Типография газеты «Сибирь», 1888. 235 с.

8. Краткий исторический очерк учебных заведений г. Иркутска // Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. Иркутск : Губернская типография, 1902. С. 117–147.

9. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения // Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ: настольная справочная книга / сост. А. Анастасиев: в 2 т. Т. 1. М. : Издание А. Д. Ступина, [б/г]. С. 80–95.

10. Программа (примерная) для рукоделия в начальных народных училищах (Составили уч[ительни]цы М. Кузьмина и О. Никольская) // Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ: настольная справочная книга / сост. А. Анастасиев: в 2 т. Т. 2. М. : Издание А. Д. Ступина, [б/г]. С. 255–256.

11. Просветительская деятельность еврейской общины // Сибирь. 1908. март. С. 3.

12. Рабецкая З. И. Иркутская вторая женская И. С. Хаминова гимназия. 1879–1920 гг.: исторический очерк. Иркутск : БелЛайн, 2008. 138 с.

13. Р. Л. Вести и факты // Восточное обозрение. 1901. 12 сентября. С. 3.

14. Российский государственный исторический архив. Ф. 763. Оп. 2. Д. 1102.

15. Российский государственный исторический архив. Ф. 763. Оп. 2. Д. 1257.

16. Российский государственный исторический архив. Ф. 763. Оп. 3. Д. 20.

17. Рукоделие как предмет обучения в женских начальных школах // Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ: настольная справочная книга / сост. А. Анастасиев: в 2 т. Т. 2. М. : Издание А. Д. Ступина, [б/г]. С. 258–259.

18. Терновая И. И., Терновой И. В. Как учились иркутяне. Иркутск : Оттиск, 2011. 260 с.

19. Училище Т. С. Казариновой [Объявление] // Восточное обозрение. 1894. 27 июля. С. 4.

 

Скачать статью в формате pdf

Культурные и социальные традиции системы высшего образования Королевства Таиланд

Автор(ы):

Балицкая Ирина Валериановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранного языка и страноведения, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9325-9729, Институт филологии, истории и востоковедения, Сахалинский государственный университет

693008, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290, тел.: +7(4242)452301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Статья раскрывает специфику тайской модели высшего образования. Автор решает ряд задач в целях выявления социальных и культурных традиций высшего образования. В статье охарактеризованы основные этапы развития высшего образования, показано влияние идей буддизма и монархии на его становление, сочетание национальных и западных традиций, соотношение централизации и децентрализации управления. На основе применения совокупности основных групп методов исследования: анализ и обобщение оригинальных источников и педагогической литературы – было выявлено, что система высшей школы развивалась собственным оригинальным путём, не испытывая резкого давления культурных и образовательных ценностей Запада. Развитие высшей школы в Таиланде происходит при сохранении национальных ценностей, критическом подходе к заимствованиям западных традиций профессионального образования.

Ключевые слова: реформирование высшего образования, национальные традиции образования, типы высших учебных заведений, заимствование зарубежного опыта.

Для цитирования: Балицкая И. В. Культурные и социальные традиции системы высшего образования Королевства Таиланд // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 499–510.
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-499-510

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-499-510

УДК: 378.1

Дата поступления в редакцию: 23.10.2019

Список литературы:
1. Bhumiratana S., Commins T. Cultural and Historical Factors and their Influence on the Development of Higher Education in Thailand // Asian Journal on Education and Learning. 2012. Vol. 3(1). Pp. 1–9.
2. Chang C. T. Professional – Designed Academic Curriculum: Key Strategy for Empowerment of Graduate Employment in Hospitality and Tourism Industry [Electronic resource]. 2006. 12 p. URL:http://dspace.spu.ac.th/bitstream/123456789/1002/1/Full_Paper%20UNESCO%20_Conference_Professional_Designed_Curriculum%5B1%5D.pdf (mode of access: 24.05.2019).
3. Fry G. W. The Evolution of Educational Reform in Thailand [Electronic resource] // Forum on Education Reform: Key Factors in Effective Implementation, 2002. September 2 –5. 46 p. URL: http://crd.grad.swu.ac.th/data_km/the%20evolution%20of%20education%20 in%20thailand.pdf (mode of access: 14.09.2018).
4. Harris W. C. Conceptualising the Lecturer a Customer: Establishing Principles Underpinning a New Model for Organising the Tourism, Hospitality and Events Schools, an Exploratory Paper // Berjaya Journal of Services and Management. 2015. Vol. 4. Pp. 1–17.
5. Higher Education in South-East Asia. Asia-Pacific Programme of Educational Innovation for Development, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Bangkok : UNESCO Bangkok, 2006. 254 p.
6. Nitungkorn S. Higher Education Reform in Thailand. Southeast Asian Studies. 2001. Vol. 38. No. 4. Pp. 461–480.
7. OECD/UNESCO Education in Thailand: An OECD-UNESCO Perspective Reviews of National Policies for Education [Electronic resource]. Paris : OECD Publishing, 2016. 279 p. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245735 (mode of access: 24.09.2019).
8. Sinthunava K. Change and Change Management in Higher Education in Thailand [Electronic resource] // Paper presented at the AARE Annual Conference, Brisbane. 2008. URL: https://www.aare.edu.au/data/publications/2008/sin08789.pdf (mode of access: 12.09.2018).
9. Wyatt D. K. Politics of Reform in Thailand: Education in the Reign of King Chulalongkorn. New Heaven : Yale University Press, 1970. 431 p.

Скачать статью в формате pdf