О выстраивании образовательных траекторий в контексте творческого развития посредством различных живописных репрезентаций натюрмортной постановки

Автор(ы):

Уварова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики, ORCID https://orcid.org/ 00000003-2697-6557, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тараненко Александр Николаевич, доцент кафедры теории и истории культуры, искусств и дизайна, ORCID https://orcid.org/00000001-7825-5933, Забайкальский государственный университет

672000, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 125, тел.: +7(3022)321800, e-mail: mr.taranenko2011@yandex. ru

Аннотация. Введение. Цель работы заключалась в выявлении возможностей выстраивания и развития образовательных траекторий для художественных индивидуумов при обучении живописи натюрморта в контексте решения проблемы различия художественных трактовок при переходе от учебных задач к задачам творческим на основе взаимосвязи художественной теории и практики.

Материалы и методы. В данной статье рассматриваются некоторые общепринятые принципы постановки натюрморта, традиционные и нетрадиционные основы обучения живописи натюрморта под углом, способствующим потенциальному развитию художественных средств, также рассматриваются некоторые теоретико-методические и искусствоведческие материалы, способствующие систематизации художественных форм и их вариативности.

Результаты исследования. Разработаны некоторые пути выстраивания образовательных траекторий (для перехода к творческим траекториям) посредством совокупности ряда факторов: использование возможностей разнообразия художественных форм, их трактовок при написании учебных постановок, основанных на теоретико-методической и искусствоведческой базе с соответствующей систематизацией актуального иллюстративного материала, художественных качеств самих постановок с направленностью на решение определённых практических задач по структурированию композиций.

Заключение. Взаимосвязь определённых знаний в области истории искусств с современной теоретико-методической базой и соответственным осмыслением традиционных и нетрадиционных художественных практик по обучению живописи натюрморта даёт ясные возможности для выстраивания образовательных (в перспективе – творческих) траекторий.

Ключевые слова: образовательная траектория, траектория художественного развития, пластическая организация натюрморта, нюансы и контрасты, ритмический строй элементов, трактовка изображения предмета, структура изображения, структура композиции, композиционно-изобразительная структура, трансформация предметов и композиции.

Для цитирования: Уварова С. Н., Тараненко А. Н. О выстраивании образовательных траекторий в контексте творческого развития посредством различных живописных репрезентаций натюрмортной постановки // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 304–320. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-304-320

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-304-320

УДК: 378.147+37.036.5

Дата поступления в редакцию: 19.03.2020

 

Список литературы:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. С. 386.

2. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб. : Азбука-классика, 2005. С. 384.

3. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М. : Книга по Требованию, 2012. 408 с.

4. Габричевский А. Г. Мантенья. 1919. М. : Советский художник. Творчество № 1. 1992.

5. Гончаров А. Д. О композиции (проблемы теории композиции и предметного изображения на плоскости). Доклад, сделанный на сессии Академии художеств СССР в 1979 году. a-goncyarov.ru.> article10.ytml (дата обращения: 23.02.2020).

6. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. М. : Академия, 2007. 144 с.

7. Рождественский К. И. Президиум Академии художеств обсуждает работу журнала // Юный художник. 1990. № 4. С. 5.

8. Ровенко Е. В. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. № 3, 2011. С. 108–112.

9. Тараненко А. Н. Рисунок как средство интерпретации пространства в живописи. Проблемы художественного образования XXI века: состояние и перспективы. Чита : Изд-во ЗабГПУ им. Чернышевского, 2005. С. 80–85.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 7 | Скачиваний: 3