Статьи выпуска № 2, год 2020

Феномен инаковости в самосознании подростков с лёгкой умственной отсталостью

Автор(ы):

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, ORCID https://orcid.org/00000003-2367-3390, Московский государственный психолого-педагогический университет

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29, тел.: +7(499)9755629, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, Институт коррекционной педагогики РАО

119121, Россия г. Москва, ул. Погодинская, 8, к. 1, тел.: +7(499)2450452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье представлено содержание феномена инаковости в самосознании подростков с умственной отсталостью, отмечено его качественное своеобразие. Инаковость – это имманентно (изначально) заданная характеристика личности и способ бытия субъекта. В подростковом возрасте этот способ бытия начинает становиться рефлексируемым и осознаваемым.

Материалы и методы. Метод беседы, наблюдения, метод феноменологической установки, контент-анализ; методики «Модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн», «Модифицированный вариант методики “Половозрастная идентификация”», методика «Это про меня», «5 Хороших Я», «5 плохих Я», «Закончи предложение»; для изучения Я-социального: «Шарики», «Закончи предложение», «Узнай о себе», «Лесенка», методика «Ситуации».

Результаты исследования. У подростков с лёгкой умственной отсталостью противопоставление «Я – Ты» сопряжено с нарушением формирования границ личного пространства и интимности. Противопоставление «Я – Мы» реализуется через сдвигание личных границ в интересах группы, особенно при первых попытках вхождения в неё. Противопоставление «Я – Вы» связано с нарушением формирования границ субординации в межличностных и групповых отношениях. Противопоставление «Мы – Они» на уровне групповой инаковости реализуется через возможность «дружить против кого-то, кто не такой, как мы». Противопоставление «Я – Они» со стороны коллектива может подразумевать буллинг, неприятие, намеренное создание в группе роли «крайнего», или аутсайдера.

Заключение. Переживание инаковости – обширное поле для научного поиска и разработки методов и способов исследования данного феномена у лиц с нарушением интеллекта ввиду неопределённости методологического базиса и методического инструментария, которая отчасти может быть преодолена означенным в рамках данной статьи подходом.

Ключевые слова: самосознание, Я-концепция, инаковость, подростки, лёгкая умственная отсталость, противопоставление, социализация, адаптация.

Для цитирования: Кузьмина Т. И. Феномен инаковости в самосознании подростков с лёгкой умственной отсталостью // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 321–334. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-321-334

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-321-334

УДК: 159.99

Дата поступления в редакцию: 19.03.2020

 

Список литературы:

1. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков. М. : Институт психологии РАН, 2007. 332 с.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Собр. соч. в 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 292–436.

3. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 512 с.

4. Кузьмина Т. И. Особенности изучения и формирования личностного потенциала подростков с нарушениями интеллектуального развития. М. : Практика, 2015. 145 с.

5. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М. : Национальный книжный центр, 2016. 192 с.

6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 444 с.

7. Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. 2018. № 4 (52). C. 145–157.

8. Лэнгле А. Феноменологический подход в экзистенциально-аналитической терапии // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. С. 110–129.

9. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. Каунас : Швиеса, 1983. 184 с.

10. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М. : Ось-89, 2001. 704 с.

11. Половцев Д. О. Постструктуралистические концепции инаковости и их прочтение в мультикультурализме // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта, 2006. № 3 (41). С. 6–9.

12. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Петроград : Петергофское шоссе, 1915.

13. Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное: К обобщённой теории психологии. Тбилиси : Мецниереба, 1979. 172 с.

14. Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос; пер. с греч. Г. В. Вдовиной. М. : РОССПЭН, 2005. 480 с.

15. Galbusera L., Fellin L. The intersubjective endeavor of psychopathology research: methodological reflections on a second-person perspective approach // Frontiers in Psychology. 2014. № 5:1150. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01150.

16. Newen A. The Embodied Self, the Pattern Theory of Self, and the Predictive Mind // Frontiers in Psychology, 2018. № 9:2270. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02270

17. Newen A. The Person Model Theory and the Question of Situatedness of Social Understanding // The Oxford Handbook of 4E Cognition, eds Newen F, de Bruin L, Gallagher S. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 469–492. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198735410.013.25

18. Newen A. Understanding others – the person model theory // Open Mind, eds Metzinger T, Windt J.M. Cambridge, MA: MIT Press. 2015. P. 1049–1076. DOI: 10.15502/9783958570320.

19. Newen A., Vogeley K. Self-representation: Searching for a neural signature of selfconsciousness // Consciousness and Cognition, 2003. Vol. 12. Is. 4. P. 529–543. DOI: 10.1016/ S1053-8100(03)00080-1.

 

Скачать статью в формате pdf

О выстраивании образовательных траекторий в контексте творческого развития посредством различных живописных репрезентаций натюрмортной постановки

Автор(ы):

Уварова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики, ORCID https://orcid.org/ 00000003-2697-6557, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тараненко Александр Николаевич, доцент кафедры теории и истории культуры, искусств и дизайна, ORCID https://orcid.org/00000001-7825-5933, Забайкальский государственный университет

672000, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 125, тел.: +7(3022)321800, e-mail: mr.taranenko2011@yandex. ru

Аннотация. Введение. Цель работы заключалась в выявлении возможностей выстраивания и развития образовательных траекторий для художественных индивидуумов при обучении живописи натюрморта в контексте решения проблемы различия художественных трактовок при переходе от учебных задач к задачам творческим на основе взаимосвязи художественной теории и практики.

Материалы и методы. В данной статье рассматриваются некоторые общепринятые принципы постановки натюрморта, традиционные и нетрадиционные основы обучения живописи натюрморта под углом, способствующим потенциальному развитию художественных средств, также рассматриваются некоторые теоретико-методические и искусствоведческие материалы, способствующие систематизации художественных форм и их вариативности.

Результаты исследования. Разработаны некоторые пути выстраивания образовательных траекторий (для перехода к творческим траекториям) посредством совокупности ряда факторов: использование возможностей разнообразия художественных форм, их трактовок при написании учебных постановок, основанных на теоретико-методической и искусствоведческой базе с соответствующей систематизацией актуального иллюстративного материала, художественных качеств самих постановок с направленностью на решение определённых практических задач по структурированию композиций.

Заключение. Взаимосвязь определённых знаний в области истории искусств с современной теоретико-методической базой и соответственным осмыслением традиционных и нетрадиционных художественных практик по обучению живописи натюрморта даёт ясные возможности для выстраивания образовательных (в перспективе – творческих) траекторий.

Ключевые слова: образовательная траектория, траектория художественного развития, пластическая организация натюрморта, нюансы и контрасты, ритмический строй элементов, трактовка изображения предмета, структура изображения, структура композиции, композиционно-изобразительная структура, трансформация предметов и композиции.

Для цитирования: Уварова С. Н., Тараненко А. Н. О выстраивании образовательных траекторий в контексте творческого развития посредством различных живописных репрезентаций натюрмортной постановки // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 304–320. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-304-320

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-304-320

УДК: 378.147+37.036.5

Дата поступления в редакцию: 19.03.2020

 

Список литературы:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. С. 386.

2. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб. : Азбука-классика, 2005. С. 384.

3. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М. : Книга по Требованию, 2012. 408 с.

4. Габричевский А. Г. Мантенья. 1919. М. : Советский художник. Творчество № 1. 1992.

5. Гончаров А. Д. О композиции (проблемы теории композиции и предметного изображения на плоскости). Доклад, сделанный на сессии Академии художеств СССР в 1979 году. a-goncyarov.ru.> article10.ytml (дата обращения: 23.02.2020).

6. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. М. : Академия, 2007. 144 с.

7. Рождественский К. И. Президиум Академии художеств обсуждает работу журнала // Юный художник. 1990. № 4. С. 5.

8. Ровенко Е. В. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. № 3, 2011. С. 108–112.

9. Тараненко А. Н. Рисунок как средство интерпретации пространства в живописи. Проблемы художественного образования XXI века: состояние и перспективы. Чита : Изд-во ЗабГПУ им. Чернышевского, 2005. С. 80–85.

Скачать статью в формате pdf

Практико-ориентированный процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма на основе игровых педагогических технологий

Автор(ы):

Наконечных Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общеcтвенностью, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0846-4873, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журавлева Маргарита Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9081, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Построение практико-ориентированного процесса обучения в целях подготовки специалистов для туристской сферы представляется важным, поскольку способствует обеспечению успеха в бизнесе. Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста является, в свою очередь, определяющим звеном в данном процессе, благодаря чему он может создать конкуренцию практикам, данными компетенциями не обладающим. Становится всё более важным регулярный анализ потребностей бизнеса и, соответствующим образом, формирование кадров. Практико-ориентированный подход с использованием игровых технологий позволяет быстро и эффективно формировать профессиональные компетенции у студентов. Использование игровых технологий в практико-ориентированном подходе означает, что всё в обучении взаимосвязано, а в дальнейшем позволяет специалистам в сфере туризма более свободно обмениваться накопленным опытом. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что с позиций практико-ориентированного подхода: – определены методы обучения для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в сфере туризма; – обоснован выбор игровых технологий, позволяющих осуществлять подготовку специалистов в сфере туризма; – разработаны критерии оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов в сфере туризма. В статье рассматривается применение игровых педагогических технологий и подчёркивается их роль в профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма. Целью данной статьи является исследование практико-ориентированного процесса формирования профессиональных компетенций у специалистов в сфере туризма на основе игровых педагогических технологий.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы следующие методы: эмпирического исследования – диагностика профессиональных показателей; диагностика с применением ролевых игр для выявления уровня профессиональных компетенций, теоретический анализ литературы по теме исследования.

Результаты исследования. В статье показаны результаты применения ролевых игр для профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма. Их внедрение в образовательный процесс позволяет разнообразить и стимулировать мотивацию студентов к обучению. (Ролевые игры чаще рассматриваются как педагогическое явление и как игровая технология.) Результаты эксперимента показали, что ролевая игра обеспечила максимальную активизацию деятельности студентов на занятиях.

Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые технология, диагностическая методика, позволяющая определить уровень и проследить динамику формирования профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Туризм», могут быть использованы при работе со студентами других направлений подготовки.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, педагогические технологии, игровые технологии, интерактивные методы обучения, профессиональное обучение, ролевой подход, ролевые игры, игры, игровые компоненты.

Для цитирования: Наконечных В. Н., Журавлева М. М. Практико-ориентированный процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма на основе игровых педагогических технологий // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 275–289.  DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-275-289

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-275-289

УДК: 378.147+371.69

Дата поступления в редакцию: 14.11.2019

 

Список литературы:

1. Балыхина Т. М. ЧеркашинаТ. Т., Тартынских В. В., Паудяль Н. Ю., Филиндаш Л. В., Морозова А. В., Попова Н. С. Игровые технологии коммуникативного лидерства: Учебное пособие по культуре речи, риторике, деловому общению и межкультурным коммуникациям. М. : ИД ГУУ, 2013. 120 с.

2. Байбородова, Л. В., Шитов А. В. Педагогические средства развития взаимодействия студентов в профессиональной образовательной организации // Ярославский педагогический вестник.2017. № 3. С. 95–101.

3. Басалин П. Д., Белоусова И. И. Интерактивные формы обучения в образовательном процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3. Ч.  4. С. 18.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. : Изд-во Ин-та проф. образования МО России, 1995. 412 с.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

6. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 3–6.

7. Гамзаева М. В. Внедрение интерактивных форм обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Современные технологии в образовании. 2015. № IV. С. 43–47.

8. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во КАРО. 2005. 128 с.

9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании : Мат-лы всерос. конф. / под ред. О. С. Газмана. М. : Инновар, 1996. 75 с.

10. Журавлева М. М. Исследование ролевой игры как эффективного метода развития профессиональных коммуникативных качеств: монография. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2009. 162 с.

11. Ильевич Т. П., Половинкина И. В. Обучение через педагогическую технологию как стратегия современного образования: методологические аспекты // WorldScience: ProblemsAndInnovations. Сб. статей победителей XI Междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. 2017. : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.) (Пенза), 2017. С. 270–274.

12. Карпова Л. И., Щеколдина А. В. Использование ролевой игры в обучении бакалавров направления подготовки «Туризм» в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных науках. Материалы VII Междунар. науч.-практ.конф. Волгоград, 10–12 мая 2017 г. Волгоград, 2017. С. 178–182.

13. Кузьмина Д. Ю. Реализация интеркультурного подхода на примере ролевой игры на языковом факультете // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 9–10 (13–14). С. 34–38.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие; 2-е изд. М.: Смысл : Академия, 2005. 352 с.

15. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015.Вып. 9 (162). С. 60–64.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. 659 с.

17. Пыхтеев Ю. Н., Виноградова А. В. Игровые технологии как элемент проектно-ориентированного обучения в условиях модернизации высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2015. № 6. С. 163–167. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35475 (дата обращения: 15.06.2019).

18. Рашидова З. М., Агамурадова Р. Ш. Овладение педагогическими технологиями как необходимое условие реализации Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Педагогический журнал. 2015. № 1–2. С. 61–72. URL: http://publishingvak.ru/archive-2015/pedagogy-1.htm (дата обращения: 21.05.2019).

19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : АН СССР, 1957. 331 с.

20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие М. : Народное образование, 1998. 256 с.

21. Серафимова С. Г., Захарова В. И. Владение современными и инновационными педагогическими технологиями как одно из требований к профессиональной квалификации педагога XXI века // Конференциум АСОУ: Сб. науч. трудов и мат-лов науч.-практ. конф. М., 2015. С. 1039–1045.

22. Тараскина, И. В. Высшее образование в контексте формирования профессионального мышления студентов // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 1. С. 82–87. DOI: 10.15507/19919468.082.020.201601.082-087.

23. Трайнева В. А., Матросовой Л. Н., Трайнева И. В. Теория и методология учебных деловых игр. М. 2000. С. 16–20.

24. Ушинский К. Д., Избранные педагогические сочинения : в 2 т. /под ред. А. И. Пискунова [и др.]. М. : Педагогика, 1974.Т. 1. 584 с.

25. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности ; пер. с англ. М. : Апрель-Пресс, 2000. 592 с.

26. Шкерина Т. А. Обеспечение инновационного образовательного процесса вуза педагогическими технологиями // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 10 февраля 2016 г. Новосибирск : ИЦРОН, 2016. С. 92–94.

27. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры : монография. М.: Новая школа. 1994. 239 с.

28. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. М.: Лаборатория знаний, 2015. 242 с.

29. Francisco-Aparicio A., Gutiérrez-Vela F. L., Isla-Montes J. L., Sanchez J. L. G. Gamifi cation: Analysis and Application // New trends in Interaction, Virtual Reality and Modeling. London: Springer, 2013. Р. 113–126.

30. Gerhard Neuner, Lynne Parmenter, Hugh Starkey, Geneviève Zarate. Intercultural Competence. Edited by Michael Byram, University of Durham. Language Policy Division. DG IV-Directorate of School, Out-of-School and Higher Education. Council of Europe, Strasbourg 2. Council of Europe, May 2003.С. 53–54.

31. Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H. Does gamifi cation work? : A Literature Review of Empirical Studies on Gamifi cation // 47th Hawaii International Conference on System Sciences. – Waikoloa, 2014.Р. 3025–3034.https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377.

32. Teaching Through Role Playing//24 Ways to Improve Your Teaching [Electronic resource]. URL: http://bible.org/seriespage/3-teaching-through-role-playing (mode of access: 11.02.2020).

33. Werbach K., Hunter, D. For the Win : How Game Thinking Can Revolutionize Your Business. Рhiladelphia: Wharton Digital Press, 2012. 148 р.

Скачать статью в формате pdf

Методический приём «Тематическая открытка» как инструмент развития креативности в обучении английскому языку студентов-нелингвистов

Автор(ы):

Островерхая Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Ресурсного Центра (кафедры) иностранных языков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

236016, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14, тел.: +7(4012)595597, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Андреева Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Ресурсного Центра (кафедры) иностранных языков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

236016, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14, тел.: +7(4012)595597, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Настоящее исследование посвящено вопросам обнаружения, формирования и развития креативности, которая жизненно необходима современному квалифицированному специалисту-профессионалу, способному принимать активное участие в интеграции отечественной экономики на мировом рынке, обеспечивать её конкурентоспособность и устойчивое развитие. Статья нацелена на изучение возможностей использования методического приёма «Тематическая открытка» как инструмента развития креативных способностей обучающихся.

Материалы и методы. В статье обобщаются результаты мероприятия по изготовлению тематических открыток в рамках реализации учебно-методического краеведческого сценария «Янтарный Марафон» на примере освоения дисциплины «Английский язык» студентами неязыковых специальностей Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Основными методами исследования являются анкетирование обучающихся и анализ разработанных обучающимися тематических открыток с позиций формы и содержания.

Результаты исследования. Определяются наиболее благоприятные стартовые условия, необходимые для использования данного приёма в учебном процессе. Выявляются возможные индивидуальные траектории воплощения творческого замысла по изготовлению англоязычных просветительских открыток на тему «Янтарь». Прослеживается соотнесённость уровня креативности обучающихся со степенью репродукции базового учебного материала и выходом за его рамки, а также с наличием или отсутствием предыдущего практического опыта применения оформительских техник. Устанавливается преимущественно позитивное отношение обучающихся к применению приёма «Тематическая открытка».

Заключение. Определяется, что более высокий уровень креативности демонстрируется теми обучающимися, которые не ограничиваются репродукцией базового учебного материала и выходят за его рамки благодаря самостоятельному совершенствованию иноязычной компетенции, собственной поисковой деятельности и приобретению новых сопутствующих технических навыков. Подчёркивается, что применение приёма «Тематическая открытка» развивает познавательную самостоятельность обучающихся, благотворно влияет на их саморазвитие и самовыражение, способствует генерации положительных эмоций от практической деятельности, содействует подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: тематическая открытка, креативность, базовый учебный материал, метод проектов, индивидуальная траектория.

Для цитирования: Островерхая И. В., Андреева Н. В. Методический приём «Тематическая открытка» как инструмент развития креативности в обучении английскому языку студентов-нелингвистов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 290–303. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-290-303

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-290-303

УДК: 378.147

Дата поступления в редакцию: 15.11.2019

 

Список литературы:

1. Ананьева Т. 10 компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс] // HR-Portal. 31.10.2017. URL: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budutvostrebovany-v-2020-godu (дата обращения 22.03.2019).

2. Бутыльская Л. В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2 (55). С. 12–15.

3. Бутыльская Л. В. Социокультурный феномен открытки (на примере русской свадебной открытки) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2013. № 2 (49). С. 66–70.

4. Коробова Е. А., Федорова Д. В. Видеоматериалы «TED – TALKS» как средство развития навыков творческого письма // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2018. № 8. С. 15–22.

5. Коряковцева Н. Ф. Креативность в изучении иностранного языка и культуры. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2012. № 636. С. 43–52.

6. Креативность // Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 т., Т. 14. М. : АСТ, Астрель, 2010. С. 263.

7. Лапаева И. В., Каверина О. Г., Горобец И. А. Исследование изменений необходимых навыков современных высококвалифицированных специалистов // Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы Третьей междунар. науч.-практ. конф. Горловка, 30 марта 2018 г. Донецк : Изд-во ДонНТУ. 2018. С. 510–516.

8. Михайловская Е. Н. Применение креативных методов в обучении с целью развития познавательной самостоятельности студентов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2014. № 15. С. 60–69.

9. Николаева Н. Н., Маторина И. Н. Эффективность интерактивных методов обучения профессионально-ориентированному английскому языку студентов неязыковых вузов // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 204–219.

10. Осипова Н. В., Щербатых Л. Н. Развитие творческого потенциала студентов на практических занятиях по иностранному языку в контексте глобального образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 39 (3). С. 70–76.

11. Островерхая И. В., Андреева Н. В., Егорова И. Р. Опыт интеграции краеведческогокомпонента в обучение английскому языку в нелингвистическом вузе // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 4 (56). С. 71–77.

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения 13.11.2019).

13. Проскура Я. В. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология в обучении иностранным языкам // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: сб. докладов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 24–27 октября 2017 г. Ижевск : Изд-во: ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2017. С. 588–592.

14. Шейхет А. И. Развитие креативности студентов на занятиях по английскому языку // Актуальные вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации. Сб. науч. статей. Чебоксары : Изд-во: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2017. С. 244–249.

Скачать статью в формате pdf

Особенности повышения мотивации труда профессорско-преподавательского состава в условиях вуза

Автор(ы):

Кузекевич Владимир Робертович, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID https:// orcid.org/00000003-2992-5413, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)410120, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Русаков Александр Альбертович, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID //orcid.org/0000-00026453-3928, Восточно-Сибирский филиал, Российский государственный университет правосудия

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, 23 А, тел.: +7(3952)410120, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению вопроса мотивации профессиональной педагогической деятельности, особенностям и условиям повышения мотивации труда профессорско-преподавательского состава в условиях вуза, а также изучению факторов, оказывающих влияние на повышение эффективности данного процесса.

Материалы и методы. На основе анализа анкетной профессиограммы были выявлены основополагающие мотивы, определяющие эффективность профессиональной деятельности педагогов вуза.

Обсуждение и результаты. Доказано, что результативность труда профессорско-преподавательского состава во многом соотносится с определёнными условиями и факторами организации учебного процесса, различными видами стимулирования.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, мотивационная поддержка, профессиональная педагогическая деятельность, мотивация труда педагога, профессорско-преподавательский состав, педагогический вуз.

Для цитирования: Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Особенности повышения мотивации труда профессорско-преподавательского состава в условиях вуза // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 262–274. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-262-274

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-262-274

УДК: 378.12

Дата поступления в редакцию: 14.11.2019

 

Список литературы:

1. Асеев В. Г. Психология труда. Учебное пособие. Иркутск : Иркут. ун-т. 2005. 342 с.

2. Битюкова С. С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Молодой учёный. 2019. № 32 (270). С. 20–23.

3. Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. 2002. № 3. С. 41–44.

4. Кирдянкина С. В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. Завуч. 2010. № 6. 59–70.

5. Маслоу А. Мотивация и личность; пер. с англ. Гутмана Т., Мухиной Н. СПб. : Питер, 2019. 400 с.

6. Русаков А. А. Интегрированный спецкурс в процессе формирования профессионального стиля будущего учителя в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 3 (107). 2016. С. 65–68.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер, М. : Смысл, 2003. 860 с.

8. Morgan D. L. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks: California. 2014. 288 p. DOI: https://dx.doi.org/10.4135/9781544304533.

9. Barbuto J. E., Sholl R. W. Motivation sources inventory: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. [Electronic resurse] // Psychological Reports. Vol. 82. Is. 3, pp.: 1011–1022. URL: http://www.uri.edu.research/ lrc/scholl/research/papers/Barbuto_Scholl_1998.pdf (mode of access: 10.03.2017). DOI : https://doi.org/10.2466/pr0.1998.82.3.1011.

Скачать статью в формате pdf