Опыт внедрения рабочей тетради «Дневник Креативного» в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей
Автор(ы):
Шумовская Альфия Гамировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9932-6339, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)240481, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Актуальность проблемы подготовки современных воспитателей обусловлена новыми требованиями, а также применением инновационных технологий, методов и средств в образовательном процессе вуза. Цель статьи заключается в описании опыта внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» при подготовке студентов – будущих воспитателей, формирования у них креативной компетентности.
Материалы и методы. В статье рассматривается содержание и структура «Дневника Креативного», опыт его внедрения в рамках освоения дисциплин «Основы исследовательской деятельности», «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве» по двум организационным вариантам. Экспериментальным путём доказана его эффективность. В ходе исследования использовались методы: анализ процессов и продуктов деятельности, наблюдение, анкетирование, опрос, проектирование, качественный анализ количественных параметров.
Результаты исследования. Оценка результатов исследования проводилась с позиций освоения дисциплины, создания научно-исследовательских проектов и формирования креативной компетентности. Полученные положительные результаты свидетельствуют о целесообразности внедрения представленной рабочей тетради в образовательный процесс вуза при формировании креативной компетентности и организации научно-исследовательской работы студентов.
Заключение. Практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование подготовки будущих воспитателей в современных условиях и формирования у них креативной компетентности. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью развития креативной компетентности у практикующих воспитателей и совершенствования содержательного аспекта рабочей тетради.
Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, современный воспитатель дошкольной образовательной организации, подготовка студентов, опыт внедрения, креативная компетентность, «Дневник Креативного», разделы «Дневника Креативного».
Для цитирования: Шумовская А. Г. Опыт внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 485–499.
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-485-499
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-485-499
УДК: 378.14+373.211.24
Дата поступления в редакцию: 03.05.2020
Список литературы:
1. Борытко Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога воспитателя в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2012. № 11 (75). URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/41-45.pdf (дата обращения: 26.01.2020).
2. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб., 2010. 490 с.
3. Гагарина Н. П. Мониторинг качества подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Education Sciences and Psychology. 2014. № 4 (30). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22789942& (дата обращения: 09.01.2020).
4. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2007. 208 с.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей : учеб. пособие для вузов ; 3-е изд. М. : Юрайт, 2020. 349 с.
6. Захарова Л. М., Силакова М. М. Профессионально-ориентированная направленность подготовки будущих воспитателей дошкольных организаций // Научное мнение. 2015. № 1–2. С. 26–31.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
8. Кадырова Л. И. Формирование базовых компетентностей будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 265–272.
9. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учеб. пособие. Барнаул : АлтГПУ, 2015. 205 с.
10. Колосова Н. Н. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 99–102.
11. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой. Ярославль : Индиго, 2013. 392 с.
12. Новожилова М. М., Воровщиков С. Г., Таврель И. В. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию. М. : 5 за знания, 2011. 216 с.
13. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 10.01.2020).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.01.2020).
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71200970/ (дата обращения: 07.01.2020).
16. Степаненко Н. А. Технология развития креативного потенциала будущего учителя в творческой учебно-профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие ; 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2015. 156 с.
17. Туник Е. Опросник креативности Джонсона [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2000. № 47 (141). URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708 (дата обращения: 15.01.2020).
18. Ушакова-Славолюбова О. А. Педагогическая технология развития креативнойкомпетентности педагогов ДОО // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 168–173.
19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
20. Шумовская А. Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Чита, 2013. 208 с.
21. Morkhova I. V. Shaping creative competence of a future teacher [Electronic resource] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. URL: https://shaping-creative-competence-of-a-future-teacher.pdf (mode of access: 10.02.2020). (In Eng.)
22. Uzakbaeva S., Baimukhanbetov B., Berkimbaev K., Mukhamedzhanov B., Pralieva R. To the Problem of Forming Creative Competence of Future Teachers [Electronic resource] // Creative Education. 2013. Vol. 4. Issue 3. Pp. 234–240. URL: https://www.scirp.org/pdf/ CE_2013032515012215.pdf (mode of access: 03.02.2020). DOI: 10.4236/ce.2013.43034.