Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ
Автор(ы):
Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2748-9478, Российский государственный педагогический университет, им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кондакова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, Российский государственный педагогический университет, им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тузова Александра Сергеевна, аспирант кафедры психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6830-5543 Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: alexandra.tuzova25@mail. ru
Аннотация.
Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа образовательной среды специализированных и общеобразовательных школ в оценках учащихся и показателей их психологического благополучия.
Материалы и методы. Использовались методики «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Н. Н. Лепешинского), «Шкала субъективного благополучия» (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J. Chiche, в адаптации М. В. Соколовой) и «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. А. Баевой).
Результаты исследования. Более высокий уровень психологического благополучия выявлен у учащихся специализированных школ. Они характеризуются стремлением к росту и развитию, открытостью новому опыту, осознают реализацию своего потенциала, имеют развитую систему личных критериев и независимы от мнения окружающих.
Заключение. Результаты исследования показали, что образовательная среда специализированных школ выше оценивается учащимися по большинству исследуемых показателей по сравнению с общеобразовательными школами.
Ключевые слова: психологическое благополучие, образовательная среда, одарённость, специализированные школы.
Для цитирования: Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 500–515.
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
УДК: 159.928.22
Дата поступления в редакцию: 14.11.2019
Список литературы:
1. Аргайл М. Психология счастья ; 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 271 с.
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М. : Нестор-История, 2011. 272 с.
3. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 101–105. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104/
4. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГу. Сер.: Психология. 2013. Вып. 6. № 4. С. 4–14.
5. Водяха С. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 114–120.
6. Головей Л. А., Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. C. 63–73. doi: 10.17759/ pse.2019240606.
7. Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 2. С. 41–46.
8. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М. : Институт психологии РАН, 2013. 268 с.
9. Елисеева О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 368–375.
10. Казарина В. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности одаренных подростков / Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 202–215.
11. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб. : Книжный Дом, 2013. 283 с.
12. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Психологические детерминанты и личностные ресурсы субъективного благополучия участников образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 63–72.
13. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М. : Институт психологии РАН, 2011. 320 с.
14. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24–32.
15. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. СПб. : Речь, 2006. 287 с.
16. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. М. : ПИ РАО, 2007. 288 с.
17. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход: монография. М. : Изд-во РУДН, 2005. 300 с.
18. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, Ю. Д. Бабаевой и др. ; 2-е изд., расш. и перераб. М. : М-во образования РФ, 2003. 94 с.
19. Рензулли Дж., Рис С. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М. : Молодая гвардия, 1997. С. 214–241.
20. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М. : Юрайт, 2019. 334 с.
21. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия ; пер. с англ. М. : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
22. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль : Психодиагностика, 1996. 42 с.
23. Фесенко П. П. Имеет ли понятие психологического благополучия социокультурную специфику? // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.
24. Фостик Н. М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2005. 24 с.
25. Шамионов Р. М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. М. Шамионова. Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. С. 36–41.
26. Щебланова Е. И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI века // Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 138–148.
27. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.
28. Ryff C. D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatic. 2014. 83: 10–28. DOI: https://doi. org/10.1159/000353263.
29. Ryff C. D. & Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. Issue 1. Pp. 1–28. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0901_1.