Сформированность читательской компетентности студентов 1 курса направления Педагогическое образование, профиля «Начальное образование»
Автор(ы):
Алла Викторовна Курганская, кандидат филологических наук, доцент кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-3658-117Х, Забайкальский государственный университет
672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, тел.: +7 (3022) 416444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В настоящее время чтение является одним из видов речевой деятельности, который заключается не только в переводе букв в звуки. Чтение – это один из метапредметных навыков, от которого зависит успешность обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одной из приоритетных задач является формирование у младших школьников необходимого уровня их читательской компетентности. Всё это свидетельствует о том, что студенты – будущие учителя начальных классов должны обладать высоким уровнем сформированности читательской компетентности. Цель исследования состоит в выявлении уровня сформированности читательской компетентности у студентов 1 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиля «Начальное образование».
Задачи исследования: провести теоретический анализ проблемы формирования читательской компетентности; выявить критерии сформированности читательской компетентности студентов 1 курса; выявить уровни сформированности читательской компетентности студентов 1 курса; предложить задания, направленные на формирование читательской компетентности студентов 1 курса.
Материалы и методы. Статья посвящена анализу сформированности у студентов 1 курса профиля «Начальное образование» читательской компетентности. В статье представлены результаты выполнения заданий студентами первого курса. Задания направлены на выявление сформированности таких критериев, как эффективность, гибкость, зрелость, активность.
Результаты исследования. Анализируя выполнение заданий, можно отметить, что в целом сформированность читательской компетентности у студентов находится на среднем уровне. По критериям «эффективность» (высокий уровень понимания читаемой информации), «гибкость» (умение менять стратегии чтения), зрелость (умение переключаться с одной формы представления информации на другую) в основном студенты находятся на среднем и низком уровне. Это связано, на наш взгляд, с тем, что у многих студентов не в полной мере развито умение внимательно прочитать информацию, выделить из неё главное. Больше половины студентов 1 курса по критерию «активность» (способность использовать полученную в результате чтения информацию) про- демонстрировали низкий уровень, что свидетельствует о том, что они не умеют проанализировать произведение, выразить свои мысли о прочитанном. Проведя мониторинг сформированности читательской компетентности у студентов 1 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиля «Начальное образование», мы разработали и предложили задания, направленные на формирование читательской компетентности. В частности, мы предлагаем следующие задания: ведение литературоведческого словарика; ведение читательского дневника; анализ детских произведений; самоанализ освоения круга детского чтения, в котором систематизируют прочитанные произведения по времени написания, темам, жанрам; составление хронологических таблиц по развитию детской литературы в России и др.
Заключение. Автором предлагается проводить постоянный мониторинг сформированности читательской компетентности, который позволит получить объективную картину овладения читательской компетентностью студентами; выявить факторы, влияющие на качество сформированности читательских умений и навыков.
Ключевые слова: компетентность, читательская компетентность, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, сформированность читательской компетентности.
Для цитирования: Курганская А. В. Сформированность читательской компетентности студентов 1 курса направления Педагогическое образование, профиля «Начальное образование» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 669–680. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-669-680
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-669-680
УДК: 378.14.015.62
Дата поступления в редакцию: 27.07.2020
Список литературы:
1. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Электронный ресурс]. Электронная библиотека МППГУ. С. 5–11. URL: http://psychlib.ru/ mgppu/periodica/defect/d0701004.htm#$p4 (дата обращения: 21.02.2020).
2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тестовые задания, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: 1–4 классы: в 2 ч. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб. М. : Вентана-Граф, 2016. 152 с.
3. Одегова В. Ф. Формирование смыслового чтения в начальной школе // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 7 (52). С. 45–50.
4. Пономарева М. М. Пробный ЕГЭ № 12 по литературе с ответами. URL: https:// ctege.info/ege-po-literature/probnyiy-ege-2020-12-po-literature-s-otvetami.html (дата обращения: 24.06.2020 г.).
5. Светловская Н. Н. 21 век: Итоги и перспективы исследования проблемы формирования читателя в России // Монографический очерк. М. : Экон-Информ, 2014. 88 с.
6. Светловская Н. Н. Филолого-методическая подготовка учителя начальных классов как система национального образования в России // Начальная школа. 2017. № 5. С. 3–11.
7. Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. М. : Академия, 2007. С. 53–61.
8. Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2004. 467 с.
9. Ставцева И. В. Когнитивно-коммуникативный контроль сформированности читательской компетентности // Известия РГПУ им. Герцена, 2012. № 149 С. 109–114.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.07.2020 г.).
11. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) [Электрон- ный ресурс] // Наука и школа. 2015. № 6. С. 87–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25409281 (дата обращения: 22.10.2020 г.).