Статьи выпуска № 3, год 2022

Содержательные особенности мотивационно-потребностного компонента воспитательной деятельности отцов разной национальности

Автор(ы):

Анастасия Анатольевна Ефимова, старший преподаватель кафедры психологии, https://orcid.org/0000-0002-6350-376X, Сургутский государственный педагогический университет

628417, Россия, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, тел.: +7 (3462) 774070, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В России как в многонациональной стране большой процент населения составляют межэтнические семьи. Эта особенность отражается в воспитательной деятельности семьи и отца, в частности. Роль отца в воспитании ребёнка хоть и отличается от материнской, но также играет важную роль. Именно отец выступает в семье в качестве связующего элемента системы, и его участие в воспитании детей носит устойчивый характер, влияющий как на личностные, так и на социальные стороны его развития. Важным в исследовании воспитательной деятельности отцов разной национальности является мотивационно-потребностный компонент (как основополагающий компонент любой деятельности), от содержательных особенностей которого будет зависеть и результат этой деятельности – развитие ребёнка.

Методы исследования: анкета «Особенности семейного воспитания» (Ю. А. Токарева, А. А. Ефимова); методика «Мотивационно-потребностная сфера отцовства» (МПСО), (Ю. А. Токарева); U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования: определены содержательные особенности мотивационно-потребностного компонента воспитательной деятельности отцов разной национальности: русской – мотив социального одобрения; украинской – мотив достижения успехов в отношениях с ребёнком, в его развитии; татарской – мотив самореализации в детях; армянской и азербайджанской национальности – мотив самоутверждения.

Заключение. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки психолого-педагогических рекомендаций по работе с семьёй.

Ключевые слова: отцовство, воспитание, воспитательная деятельность отца, мотивация отцовства

Для цитирования: Ефимова А. А. Содержательные особенности мотивационно-потребностного компонента воспитательной деятельности отцов разной национальности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 336–344. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-336-344

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-336-344

УДК: 37.018.11

Статья поступила в редакцию 18.05.2022, одобрена после рецензирования 26.06.2022, принята к публикации 05.07.2022.

Список источников:

1. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. М. : Интеллектуальная книга – Новый хронограф, 2010. 352 с.

2. Токарева Ю. А., Носкова М. В. Свеженцева Е. А. Феномен современного отцовства. Екатеринбург: УГМУ, 2014. 283 с.

3. Светлакова В. П. Роль отца в современной российской семье // Семейная психология и семейная терапия. 2013. № 1. С. 31–41.

4. Баранова Е. В. Значение отца для развития ребенка // Журнал практического психолога. 2014. № 3. С. 58–63.

5. Овчарова Р. В. Отцовство как психологический феномен // Вестник института семьи. 2010. № 5. С. 25–30.

6. Ефимова А. А. Воспитательная деятельность отца как фактор социального развития ребенка младшего школьного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 2 (58). С. 105–112. DOI: 10.24888/2073-8439-2022-58-2-105-112

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2022. 460 с.

8. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 495 с.

Скачать статью в формате pdf

Накопительная балльно-рейтинговая система как фактор, сопровождающий учебный процесс

Автор(ы):

Галина Михайловна Борщенко, старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант Высшей школы лингводидактики и перевода, https://orcid.org/0000-0002-0399-2813, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, тел.: +7 (911) 9093592, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Повышение эффективности образовательного процесса – одна из приоритетных задач образовательных организаций, для решения которой разрабатываются новые подходы. Однако в погоне за инновациями часто остаётся без внимания внутренняя среда образовательной организации, в которой предполагается их внедрение. Цель исследования заключается в выявлении факторов, сопровождающих учебный процесс и влияющих на эффективность освоения учебных дисциплин и развития компетенций.

Материалы и методы. Участниками эксперимента стали студенты 1 и 2 курса и преподаватели кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Анкетирование участников эксперимента проводилось в дистанционном формате с помощью инструмента Google Forms. Для последующей обработки полученных данных применялись аналитические методы и инструменты (MO Excel, Google Forms). Сравнение результатов текущей экзаменационной сессии проводилось с аналогичными показателями 2018–2019 и 2019–2020 учебных годов, полученными из отчётной документации кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Результаты исследования: большинство студентов (72,5 %) и преподавателей (63,6 %) отметили положительное влияние экспериментальной системы оценивания с точки зрения психологических факторов; противоречие было выявлено во мнениях об изменении отношения к экзаменам.

Заключение. Изменения, внесённые в алгоритм выставления итоговой аттестации по дисциплине, способствовали проявлению внутренних тенденций, связанных с распределением усилий при изучении дисциплины и подготовке к аттестации, а также стали общим подходом к работе и психологическим комфортом во время похождения аттестации.

Ключевые слова: академическая успеваемость студента, мотивация, учебная среда, оценивание успеваемости, английский язык как иностранный, балльно-рейтинговая система

Для цитирования: Борщенко Г. М. Накопительная балльно-рейтинговая система как фактор, сопровождающий учебный процесс // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 317-335. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-317-335

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-317-335

УДК: 378.14.015.62

Статья поступила в редакцию 04.07.2022, одобрена после рецензирования 05.09.2022, принята к публикации10.09.2022.

Список источников:

1. Golovin N. M., Skripnuk D. F., Klochkova E. S., Alasas B. M., Chernyshov M. O., Kireev V. V. Evaluation of interaction between Russian universities and foreign universities. Proceedings of 2017 IEEE 6th Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations), SPUE 2017. Pp. 134–136. doi:10.1109/ IVForum.2017.8246072

2. Monroy García F.A.; Llamas-Salguero F.; Fernández-Sánchez M.R.; Carrión del Campo J. L. Digital Technologies at the Pre-University and University Levels. Sustainability 2020. 12. 10426. doi:10.3390/su1224104263. Zhurakovskaya V., Sichinava A., Simakova T., Olicheva O., Rykov S., Valeeva, J., Kulachinskaya A., Ilyashenko S. Innovations in Education-The Development of a New Pedagogical Technology of a Combinational Type, Focused on the Development of Personality of Students. J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020, 6 (4), 123. doi: 10.3390/joitmc6040123

4. Winks L., Green N., Dyer S. Nurturing innovation and creativity in educational practice: principles for supporting faculty peer learning through campus design. Higher Education 2020. 80. Pp. 119–135. doi:10.1007/s10734-019-00468-3

5. Odinokaya M. A., Barinova D. O., Sheredekina O. A., Kashulina E. V., Kaewunruen S. The Use of e-Learning Technologies in the Russian University in the Training of Engineers of the XXI Century. Materials Science and Engineering 2020. 940(1). 012131. doi:10.1088/1757-899X/940/1/012131

6. Rubtsova A. Socio-linguistic innovations in education: Productive implementation of intercultural communication. Materials Science and Engineering 2019. 497(1). 012059. https://doi.org/10.1088/1757-899X/497/1/012059

7. Sneyers E., De Witte K. Interventions in higher education and their effect on student success: A meta-analysis. Educational Review 2018. 70(2). 208–228. https://doi.org/10.108 0/00131911.2017.1300874

8. Orlov A. A., Pazukhina S. V., Yakushin A. V., Ponomareva T. M. A Study of first-year students’ adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology in Russia: State of the Art 2018. 11(1). Pp. 71–84. http://dx.doi. org/10.11621/pir.2018.0106

9. Klochkova E. S., Bolsunovskaya M. V., Shirokova S. V. The significance of humanities for engineering education. Proceedings of 2018 17th Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic Complex of the Region, PTES 2018. Pp. 265–268. doi:10.1109/PTES.2018.8604199

10. Pokrovskaia N. N., Petrov M. A., Gridneva M. A. Diagnostics of professional competencies and motivation of the engineer in the knowledge economy. Proceedings of the 3rd International Conference Ergo-2018: Human Factors in Complex Technical Systems and Environments, Ergo 2018. Pp. 28–31. doi:10.1109/ERGO.2018.8443851

11. Popova N. V., Almazova N. I., Evtushenko T. G., Zinovieva O. V. Experience of intrauniversity cooperation in the process of creating professionally-oriented foreign language

textbooks. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2020. 29(7). Pp. 32–42. doi:10.31992/0869-3617- 2020-29-7-32-42

12. Borschenko G. Streaming Of EFL Students: Evaluation Of Effectiveness. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS 2020. Vol. 98. Pp. 99–108. doi:10.15405/epsbs.2020.12.03.10

13. Baranova T., Khalyapina L., Kobicheva A., Tokareva E. Evaluation of students’ engagement in integrated learning model in a blended environment. Education Sciences 2019. 9(2). P. 138. doi: 10.3390/educsci9020138

14. Voronova L., Karpovich I., Stroganova O., Khlystenko V. The Adapters Public Institute as a Means of First-Year Students’ Pedagogical Support During the Period of Adaptation to Studying at a University. In Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives, Proceedings of the Conference “Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives”, St. Petersburg, Russia, 25–27 March. 2020. Pp. 641–651. doi:10.1007/978-3-030-47415-7_68

15. Odinokaya M. A., Karpovich I. A., Mikhailova O. Ju., Piyatnitsky A. N., Klimova B. Interactive technology of pedagogical assistance as a means of adaptation of foreign firstyear students. Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 940(1). doi:10.1088/1757-899X/940/1/012130

16. Bylieva D., Lobatyuk V., Safonova A., Rubtsova A. Correlation between the PracticalAspect of the Course and the E-Learning Progress. Educ. Sci. 2019. 9(3). 167. https://doi.org/10.3390/educsci9030167

17. Kogan M. S., Gavrilova A. V., Nesterov S. A. Training engineering students for understanding special subjects in English: The role of the online component in the experimental ESP course. Proceedings of the 2018 4th International Conference on Information Technologies in Engineering Education, Inforino. 2018. doi:10.1109/INFORINO.2018.8581837

18. Gonta Iu., Bulgak A. The adaptation of students to the academic environment in university. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2019, 11(3). Pp. 34–44. http://dx.doi.org/10.18662/rrem/137

19. Vitasari P., Wahab M., Othman A., Herawan T., Sinnadurai S. The relationship between study anxiety and academic performance among engineering students. Procedia – Social and Behavioral Sciences 2010. Vol. 8. Pp. 490–497. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.12.067

20. Odinokaya M., Krepkaia T., Karpovich I., Ivanova T. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers [Electronic resource] // Education Sciences. 2019. Vol. 9. Iss. 3. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/200 (accessed: 20.05.2022). DOI:10.3390/educsci9030200

21. Mo X. Beliefs About Teachers’ Roles. In Teaching Reading and Teacher Beliefs, 1st ed.; Springer International Publishing, Springer Nature Switzerland AG, 2020. Pp. 141–153. DOI:10.1007/978-3-030-47170-5_7

22. Pedler M., Yeigh T., Hudson S. The Teachers’ Role in Student Engagement: A Review [Electronic resource] // Australian Journal of Teacher Education. 2020, Vol. 45. Iss. 3. Pp. 48–62. URL: https://ro.ecu.edu.au/ajte/vol45/iss3/4/ (accessed: 25.04.2022). DOI: 10.14221/ajte.2020v45n3.4

23. Latipov Z. A., Galchenko N. А., Rozova N. K., Ikonnikova A. N., Filippova S. V. Digital educational environment as a tool of system changes in the teacher’s professional activity [Electronic resource] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. Pp. 549–553. URL: https://mgesjournals.com/hssr/article/view/hssr.2019.7685 (accessed: 15.06.2022). DOI:10.18510/hssr.2019.7685

24. Karpovich I. A., Krepkaia T. N., Voronova L. S., Combarros-Fuertes P. Novice university educators: Professional, psychological and motivational spheres of adaptation. Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 012136. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012136

25. Stroganova O. A., Bozhik S. L., Voronova L. S., Antoshkova N. A. Investigation into the Professional Culture of a Foreign Language Teacher in a Multicultural Classroom from Faculty and International Students’ Perspectives. Education Sciences. 2019. 9(2). P. 137. https://doi.org/10.3390/educsci9020137

26. Sergeeva, S.; Vagaeva, O.; Dianova, Yu.; Denisov, M.; Voskrekasenko, O. Professionalism as a personal priority of a higher school teacher and a condition for highquality training of a graduate. SHS Web of Conferences 2021. Vol. 98. DOI:10.1051/shsconf/20219801027

27. Кирк Я. Г., Кулинская Е. В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 39–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rascheta-ballno-reytingovoysistemy-

otsenivaniya-po-distsipline (дата обращения: 01.08.2022).

28. Мартынова Ю. В. Методические аспекты применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов-бакалавров (на примере направления «педагогическое образование») // Вестник СИБИТа. 2018. № 2 (26). С. 135–140. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-primeneniya-ballno-reytingovoy-sistemyotsenivaniya-znaniy-studentov-bakalavrov-na-primere-napravleniya (дата обращения:

01.08.2022).

29. Стариченко Б. Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятель-Aspect of the Course and the E-Learning Progress. Educ. Sci. 2019. 9(3). 167. https://doi.org/10.3390/educsci9030167

17. Kogan M. S., Gavrilova A. V., Nesterov S. A. Training engineering students for understanding special subjects in English: The role of the online component in the experimental ESP course. Proceedings of the 2018 4th International Conference on Information Technologies in Engineering Education, Inforino. 2018. doi:10.1109/INFORINO.2018.8581837

18. Gonta Iu., Bulgak A. The adaptation of students to the academic environment in university.

Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2019, 11(3). Pp. 34–44.

http://dx.doi.org/10.18662/rrem/137

19. Vitasari P., Wahab M., Othman A., Herawan T., Sinnadurai S. The relationship between study anxiety and academic performance among engineering students. Procedia – Social and Behavioral Sciences 2010. Vol. 8. Pp. 490–497. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.12.067

20. Odinokaya M., Krepkaia T., Karpovich I., Ivanova T. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers [Electronic resource] // Education Sciences. 2019. Vol. 9. Iss. 3. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/200 (accessed: 20.05.2022). DOI:10.3390/educsci9030200

21. Mo X. Beliefs About Teachers’ Roles. In Teaching Reading and Teacher Beliefs, 1st ed.; Springer International Publishing, Springer Nature Switzerland AG, 2020. Pp. 141–153. DOI:10.1007/978-3-030-47170-5_7

22. Pedler M., Yeigh T., Hudson S. The Teachers’ Role in Student Engagement: A Review [Electronic resource] // Australian Journal of Teacher Education. 2020, Vol. 45. Iss. 3. Pp. 48–62. URL: https://ro.ecu.edu.au/ajte/vol45/iss3/4/ (accessed: 25.04.2022). DOI: 10.14221/ajte.2020v45n3.4

23. Latipov Z. A., Galchenko N. А., Rozova N. K., Ikonnikova A. N., Filippova S. V. Digital educational environment as a tool of system changes in the teacher’s professional activity [Electronic resource] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. Pp. 549–553. URL: https://mgesjournals.com/hssr/article/view/hssr.2019.7685 (accessed: 15.06.2022)

DOI:10.18510/hssr.2019.7685

24. Karpovich I. A., Krepkaia T. N., Voronova L. S., Combarros-Fuertes P. Novice university educators: Professional, psychological and motivational spheres of adaptation. Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 012136. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012136

25. Stroganova O. A., Bozhik S. L., Voronova L. S., Antoshkova N. A. Investigation into the Professional Culture of a Foreign Language Teacher in a Multicultural Classroom from Faculty and International Students’ Perspectives. Education Sciences. 2019. 9(2). P. 137. https://doi.org/10.3390/educsci9020137

26. Sergeeva, S.; Vagaeva, O.; Dianova, Yu.; Denisov, M.; Voskrekasenko, O. Professionalism as a personal priority of a higher school teacher and a condition for highquality training of a graduate. SHS Web of Conferences 2021. Vol. 98. DOI:10.1051/shsconf/20219801027

27. Кирк Я. Г., Кулинская Е. В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 39–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rascheta-ballno-reytingovoysistemy-otsenivaniya-po-distsipline (дата обращения: 01.08.2022).

28. Мартынова Ю. В. Методические аспекты применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов-бакалавров (на примере направления «педагогическое образование») // Вестник СИБИТа. 2018. № 2 (26). С. 135–140. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-primeneniya-ballno-reytingovoy-sistemyotsenivaniya-znaniy-studentov-bakalavrov-na-primere-napravleniya (дата обращения:

01.08.2022).

29. Стариченко Б. Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 116–125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistemaotsenivaniya-

uchebnoy-deyatelnosti-studentov-voprosy-naznacheniya (дата обращения: 01.08.2022).

30. Федотова А. А. Балльно-рейтинговая система оценивания как средство стимулирования самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistemaotsenivaniya-kak-sredstvo-stimulirovaniya-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 01.08.2022).

31. Almazova N., Krylova E., Rubtsova A., Odinokaya M. Challenges and opportunities for Russian higher education amid COVID-19: Teachers’ perspective. Education Sciences. 2020. 10(12). Pp. 368. DOI:10.3390/educsci10120368

32. Okada A., Sheehy K. Factors and Recommendations to Support Students’ Enjoyment of Online Learning With Fun: A Mixed Method Study During COVID-19. Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. P. 225. DOI: 10.3389/feduc.2020.584351

33. Борщенко Г. М. Использование дополнительных творческо-исследовательских заданий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Письма в Эмиссия.Оф-флайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. № 2. C. 2928.

(февраль). ART 2928. URL: http://emissia.org/offline/2021/2928.htm

Скачать статью в формате pdf

Технология лонгрид в школьном литературном образовании: варианты и вариации

Автор(ы):

Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Научно-исследовательский институт урабанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Во введении автор проблематизирует противоречие, сложившееся между современными практиками чтения, которые актуальны для сегодняшних школьников, и ориентированном почти на двухвековую традицию подходом к изучению эпического произведения. Автор утверждает, что изменение способа взаимодействия текста и читателя, которое изменилось, современная методика литературы не может игнорировать: она должна искать новые подходы и технологии и показывать их ресурсы.

Материалы и методы. Такой технологией автор считает лонгрид, потенциал которого как практики чтения и методической технологии достаточно велик: это показали исследователи, которые «перенесли» его из журналистики в область образования. Автор статьи также утверждает, что освоение любой технологии возможно только на практике, в идеале в пространстве горизонтальных профессиональных связей, которые возникают неформально. Последнему критерию отвечала Летняя школа для учителей литературы в Ясной Поляне, куда автор был приглашён в качестве преподавателя. Методическое занятие для слушателей подразумевало знакомство с новой технологией (в данном случае ‒ лонгрид) для работы с классическим текстом и её освоение на практике. А для автора статьи как разработчика и ведущего занятие открывало возможность беседы с учителями, их анкетирования и включённого наблюдения над их групповой работой, что позволяло оценить ресурсы технологии объективно.

Обзор литературы. В процессе разработки методического занятия, изучая лонгрид и осмысляя сделанное исследователями и учителями-практиками, автор пришёл к выводу, что эта технология особенно эффективна при организации изучения объёмных эпических произведений, в первую очередь романа Л. Н. Толстого «Война и мир», для поэтики которого характерно противо- и сопоставление героев, событий, ситуаций, смена точек зрения (от героев, от автора) и который достаточно кинематографичен, что позволяет использовать технологию лонгрид, подразумевающую смену «субъективных точек зрения», выход в мультимедийное чтение как актуальную читательскую практику. Этот вывод автор сделал на основе анализа тщательно отобранных филологических и методических исследований: они приведены в библиографии.

Результаты. В этой части статьи приведены результаты работы групп, которые, читая и анализируя текст сцены охоты («Война и мир» Л. Н. Толстого, т. 2, ч. 4, гл. 3‒5), предлагали свои варианты построения лонгрида. Приведённое описание ясно показывает ресурность технологии, её образовательные возможности и демонстрирует разные подходы к определению содержания лонгрида и его структуры. В статье приведены и прокомментированы интересные и подчас неожиданные методические решения, которые стали своеобразным итогом работы учителей-словесников на занятии в школе.

В заключение на основе анализа анкет слушателей школы автор делает вывод о том, что ресурсность технологии однозначно признаётся учителями-словесниками, они готовы внедрять эту технологию в практику собственной работы. Однако, оценивая происходящее и сквозь «субъективную» призму методиста-исследователя, автор утверждает: в процессе осмысления и практического освоения лонгрида учителя создали его новый образовательный вариант ‒ лонгрид-навигатор, вырастающий из текста, дальнейшая работа над которым позволяет ученикам освоить новые практики чтения, актуальные для объёмного эпического текста, в том числе и мультимедийного.

Ключевые слова: практики чтения, субъектность (агентность) читателя, технология лонгрид, Л. Н. Толстой «Война и мир», сцена охоты, практика освоения технологии, лонгрид-навигатор как вид лонгрида

Для цитирования: Романичева Е. С. Технология лонгрид в школьном литературном образовании: варианты и вариации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 294‒307. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-294-307

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-294-307

УДК: 371.33

Статья поступила в редакцию 04.08.2022, одобрена после рецензирования 26.08.2022, принята к публикации 30.08.2022.

Список источников:

1. Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. 449 с.

2. Казакова Е. И. Педагогика текста в современной дидактике // На путях к новой школе. 2010. № 1. с. 6‒10 // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21015166_28004891.htm/ (дата обращения: 20.07.2022).

3. Гудова М. Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 3 (39). С. 82‒88.

4. Сосновская И. В. Методические ресурсы феномена визуализации в обучении литературе // Литература в школе. 2021. № 1. С. 94‒107. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-1-94-107

5. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с нелинейным знанием как мотивационный аспект современного урока [электронный ресурс] // URL: «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» ‒ международный информационно-аналитический журнал. № 2 (09). Сентябрь 2014. URL: http://ce.if-mstuca.ru/ (дата обращения: 24.07.2022).

6. Mayer R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2001. 222 p.

7. Реморенко И. М., Крючкова О. Н. Проблемы институционального оформления деятельностного подхода // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 4 (58). С. 50–66. DOI: https://doi.org/10.25688/2076- 9121.2021.58.4.03

8. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М. : Симпозиум, 2002. 288 с.

9. Рыбникова М. А. Приемы письма в «Войне и мире» // По вопросам композиции. М., 1924. С. 5‒21.

10. Сосновская И. В., Сосновский И. З. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 183–197. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-183-197

11. Малышева Е. Н. Применение современной технологии лонгрид на уроках литературы при знакомстве с биографией писателя // Магистр ‒ науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования : мат-лы VII междунар. науч. видеоконф. М. : изд-во Московского педагогического государственно университета, 2021. С. 58‒66.

12. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М. : Художественная литература, 1935‒1958. (В дальнейшем все цитаты приводятся по этому изданию с указанием тома и номера страницы после указания на источник.)

13. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» ; 3-е. изд. М. : Художественная литература, 1978. 103 с.

14. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1964. 304 с.

Скачать статью в формате pdf

Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов

Автор(ы):

Татьяна Содномовна Базарова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории социальной работы, https://orcid.org/0000-0002-3335-7765, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 212649, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галина Николаевна Фомицкая, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики, https://orcid.org/0000-0001-6989-2164, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 212649, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Современная социальная ситуация обусловливает стремление современной молодёжи приспосабливаться к изменяющейся реальности, выбирать наиболее приемлемые стратегии адаптации. В этих условиях актуализируются проблемы профессиональной социализации студентов в образовательном процессе вуза. Цель статьи: охарактеризовать особенности профессионализации будущих специалистов социальной работы; выделить факторы, влияющие на профессиональное становление личности в условиях вузовской подготовки. В ходе исследования использовались следующие методы: комплекс диагностических процедур, основанных на педагогических, психологических и социологических методах исследования (опрос, анкетирование, тестирование и др.)

Результаты исследования. Содержание статьи опирается на результаты мониторинговых исследований студенческой молодёжи Бурятии, проведённых автором в 2011–2022 годах. Выделяются такие особенности профессионального становления личности студента, как недостаточная осознанность абитуриентов в выборе будущей профессии, низкий уровень их профессиональной мотивации, обусловленные получением диплома как приоритетной цели. Отмечаются факторы, определяющие отношение студентов к избранной профессии: низкий престиж профессии в обществе, работа вызывает физическое перенапряжение, недостаточный уровень оплаты труда. Сравнительный анализ мониторингового исследования позволил представить характеристики социальной активности студенческой молодёжи как одного из факторов, влияющих на их профессионализацию.

Обсуждение и заключение. Констатируется, что успешность вузовского образовательного процесса обусловлена определением реализации жизненных целей студентов, их способностей и возможностей в процессе профессионально-личностного развития. Подчёркивается необходимость исследования повышения роли общества в организации профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: профессионализация, направленность личности, профессиональное самоопределение, социальная работа, социальная активность, личностно ориентированное образование

Для цитирования: Базарова Т. С., Фомицкая Г. Н. Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 308-316. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

УДК: 378.147

 

Статья поступила в редакцию 25.04.2022, одобрена после рецензирования 27.07.2022, принята к публикации 30.07.2022.

Список источников:

1. Ядова М. А. Жизненные траектории молодежи в ХХI веке: риски и возможности // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 83–93

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-н/Д. : Феникс. 1996. 509 с.

3. Бондаревская Е. Б., Кульневич Е. И. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. – Ростов-н/Д. : Творч. центр «Учитель», 1999. 560 с.

4. Базарова Т. С. Динамика социального самочувствия студенов в условиях изменяющегося общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4(57). С. 6–9.

5. Базарова Т. С. О готовности будущего специалиста социальной работы к профессиональной деятельности // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VII Междунар. конф. Улан-Удэ : Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и управления. 2018. С. 37–38

6. Б. Э. Маюрова, Т. С. Базарова. Сравнительный анализ влияния социальной активности на социализацию студенческой молодежи // Евразийство и мир. 2022. № 1.

С. 41–46

7. Потехина Н. В., Жеребятникова Г. В., Полковникова Е. Ю. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения будущих педагогов // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № . С. 6–13

8. Самсоненко А. Молодые россияне назвали желаемую зарплату после окончания вуза [Электронный ресурс] // RT на русском. 29 марта 2022. URL: https://ru.rt.com/I1wu (дата обращения 15 апреля 2022 г.)

9. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.

10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17–27.

11. Мухаметзянова Ф. Г., Лушпаева И. Г., Хайрутдинов Р. Р. Феномен субъектности личности: теоретико-методологические ориентиры [Электронный ресурс] : статьи Междунар. науч. конф. Майкоп, 25–26 сентября 2020. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159842 (дата обращения 21 апреля 2022 г.)

 

Скачать статью в формате pdf

Изоляция как литературный и жизненный опыт читателя: методический аспект

Автор(ы):

Ирина Витальевна Сосновская, доктор педагогических наук, профессор кафедры филологии и методики, https://orcid.org/0000-0003-0237-0729, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, тел.: +7 (3952) 240700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нина Павловна Терентьева, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, https://orcid.org/0000-0002-1386-6116, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, тел.: +7 (351) 2165601, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена актуальной проблематике сегодняшнего дня – методическому осмыслению опыта переживания ситуации изоляции в разных её формах в литературе. Авторы статьи обращаются к понятию «изоляция» в междисциплинарном контексте: философском, социальном, психологическом, культурологическом, литературоведческом. Основополагающим является методический аспект: разрабатывается инструментарий анализа и интерпретации художественных текстов, связанных с феноменом изоляции. Цель статьи – выявление актуальных методических подходов к анализу и интерпретации произведений XX–XXI вв. с проблематикой изоляции.

Материалы и методы. Научным посылом к написанию данной статьи послужили Международные Лейдермановские чтения в Екатеринбурге, темой которых была «Изоляция как литературная ситуация». Методическим посылом и способом диагностики восприятия темы послужило выполнение студентами-филологами Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета и Педагогического института Иркутского государственного университета философского эссе в период самоизоляции 2020 и 2022 годов. Многовекторность понятия и проблемы изоляции, а также разные смысловые грани переживания изоляции в эссе студентов диктуют определённый выбор художественных текстов для анализа и интерпретации их на уроках литературы: насильственная изоляция человека как форма эксперимента над ним; вынужденная социальная изоляция, вызванная войной; изоляция людей вследствие эпидемии, наконец, психологическая изоляция современного подростка, порождённая цифровой средой. Актуальная проблематика реализуется через обращение педагога к диалоговым, рефлексивным технологиям.

Результаты. Осуществлён анализ культурологических, социологических источников по проблеме изоляции, обозначены её виды. Выявлена реакция на неё современной молодёжи, будущих педагогов-словесников, актуальные аспекты её интерпретации читателями. Осуществлён отбор текстов и методических технологий для работы с проблематикой изоляции на уроках внеклассного чтения.

Заключение. Авторы делают вывод о необходимости ознакомления юных читателей с феноменом изоляции как в художественном, так и в жизненном и социальном аспектах. Погружение школьника-читателя в литературный опыт проживания изоляции героями книг посредством применения рефлексивных и герменевтических приёмов и техник анализа и интерпретации текстов актуализирует личностный опыт, переживания подростков, расширяя тем самым их ценностный мир и опыт социализации.

Ключевые слова: изоляция, самоизоляция, анализ, интерпретация, рефлексия, бинарные оппозиции, медиа, эссе, опыт переживания, коммуникация, ценностное самоопределение

Для цитирования: Сосновская И. В., Терентьева Н. П. Изоляция как литературный и жизненный опыт читателя: методический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 278–293. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-278-293

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-278-293

УДК: 82.0

Статья поступила в редакцию 19.07.2022, одобрена после рецензирования 12.09.2022, принята к публикации 15.09.2022.

Список источников:

1. Сосновская И. В. Открытие смысла художественного произведения через систему бинарных оппозиций (по повести А. Платонова «Сокровенный человек») // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т., 2017. Вып. 1 (3): Филология. С. 47–56.

2. Газарян А. Культура изоляции или изоляция культуры [Электронный ресурс]. URL: https://alexey-gazaryan.livejournal.com/6488.html (дата обращения 26.05.2022).

3. Бодрийяр Жан. Город и ненависть [Электронный ресурс]. URL: https://ruthenia.ru/ logos/number/1997_09/06.htm (дата обращения: 06.06.2022).

4. Музашвили Д. З. Проблема одиночества в социальной философии // Философия и общество. 2010. № 3 (59). С. 101–109.

5. Юдич Е. А. Проблема одиночества в контексте философии // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6. С. 97–102.

6. Горбунов А. «Чуткий повествователь». О творчестве Ольги Токарчук [Электронный ресурс]. URL: https://pechorin.net/articles/view/chutkii-poviestvovatiel-o-tvorchiestvie-ol-ghi-tokarchuk (дата обращения 8.06.2022).

7. Токарчук О. Окно [Электронный ресурс]. URL: https://culture.pl/ru/article/olgatokarchuk-okno (дата обращения: 27.04.2022).

8. Как переживали изоляцию писатели и их герои. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/255668/kak-perezhivali-izolyaciyu-russkie-pisateli-i-ikhgeroi

(дата обращения :26.05.2022).

9. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования: монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 351 с.

10. Грин А. Пропавшее солнце / Собр соч. в 6 томах. Т. IV. М. : Правда, 1980. C. 153–157.

11. Петрушевская Л. С. Гигиена [Электронный ресурс]. URL: www.rulit.me (дата обращения: 26.05.2022).

12. Рубина Д. Медная шкатулка: рассказы. М. : Э, 2015. 416 с.

13. Жвалевский А., Пастернак Е. Пока я на краю: повесть. М. : Время, 2021. 256 с.

14. Друкер М. М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) [Электронный ресурс]. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 15–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediapotreblenie-sovremennyh-podrostkov-v-usloviyah-tsifrovoy-sredy-na-materiale-oprosa-starshih-shkolnikov-kaliningradskoy-oblasti (дата обращения: 10.12. 2021).

Скачать статью в формате pdf