Готовность педагогов профессионального образования к исследовательской деятельности в зависимости от типа организации

Автор(ы):

Антон Андреевич Коновалов, кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X, eLibrary SPIN-код: 4585-2215; ResearcherID: ABD-2865-2021; Scopus AuthorID: 57325487000, Российский государственный профессионально-педагогический университет

620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, тел.: +7 (343) 3384447, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дина Евгеньевна Щипанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией развития исследовательских компетенций (Doctoral Training Center), доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, https://orcid.org/0000-0003-2823-3765, eLibrary SPIN-код: 7325-9937; ResearcherID: O-9179-2016; Scopus AuthorID: 57191168742, Российский государственный профессионально-педагогический университет

620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, тел.: +7 (343) 3384447,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Стремление педагогов профессионального образования следовать инновационным трендам в системе профессионального образования и рынка труда актуализирует вопрос об уровне квалификации, необходимом для осуществления исследовательской деятельности как ключевого компонента, обеспечивающего профессиональное развитие. Цель исследования: выяснить, существуют ли статистически значимые различия в уровне сформированности исследовательских компетенций у педагогов профессионального образования в зависимости от типа образовательной организации (индустриальные, сервисные, гуманитарные и др.).

Методы. Ключевой метод сбора эмпирических данных – метод опроса педагогов на основе самооценки собственных исследовательских компетенций по 5-балльной шкале с помощью разработанного авторами инструментария. Методы анализа данных с использованием специализированного программного обеспечения для расчёта статистических показателей (SPSS 20): методика расчёта параметров дескриптивной статистики и методика сравнительного анализа независимых выборок с помощью критерия Краскелла-Уоллеса.

Результаты исследования. Представлена модель исследовательских компетенций (связанные с этапами проведения научного исследования и различными видами данной деятельности), необходимых педагогам в их профессионально-педагогической деятельности. Представлены результаты исследования, в ходе которого выявлены специфические особенности в реализации исследовательской деятельности и различия в дефицитах исследовательских компетенций у педагогов профессионального образования (n = 573) в зависимости от типа образовательной организации (индустриальные, сервисные, гуманитарные и др.): наименьший уровень сформированности выявлен у педагогов политехникумов и многопрофильных колледжей, наибольший – у преподавателей и мастеров производственного обучения гуманитарных и педагогических колледжей. Названы успешные практики в восполнении выявленных дефицитов исследовательских компетенций.

Ключевые слова: исследовательские компетенции, научная деятельность, педагог профессионального образования, СПО, колледжи разного типа

Для цитирования: Коновалов А. А., Щипанова Д. Е. Готовность педагогов профессионального образования к исследовательской деятельности в зависимости от типа организации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 40–58. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-40-58

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-1-40-58

УДК: 377.112.4:377.3:001.8

Статья поступила в редакцию 16.12.2022, одобрена после рецензирования 02.02.2023, принята к публикации 28.02.2023.

Список источников:

1. Кузнецова А. Г., Яровая Е. Б. Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 1. С. 174–193. http:// dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193

2. Щипанова Д. Е., Коновалов А. А. Развитие исследовательских компетенций у педагогов СПО // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 33–38.

3. Васильев А. А. О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11. № 6. С. 6–12.

4. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В. Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 8–32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-8-32

5. Разработка профессиональных стандартов в сфере управления СПО и ДПО // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: сайт. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/87-specialistam-spo/372-razrabotka-prof-stand-upravl-spo-i-dpo (дата обращения: 21.12.2022).

6. ФГОС [Электронный ресурс] : сайт. Главная. URL: https://fgos.ru/?ysclid=lemit8xxqw25450860 (дата обращения: 03.02.2023).

7. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 124–132. URL: http://edinsight.ru/article/72 (дата обращения: 15.12.2022).

8. International Professional Teacher Education [Electronic resource] // Studyinfo.fi: website. URL: https://opintopolku.fi/konfo/en/koulutus/1.2.246.562.13.00000000000000003016 (accessed: 16.12.2022).

9. Hauser F., Reuter R., Gruber H., Mottok J. Research competence: Modification of a questionnaire to measure research competence at universities of applied scienes. 2018 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 17-20 April 2018. Pp. 109-117. DOI: 10.1109/EDUCON.2018.8363216

10. Swank J. M., Lambie G. W. Development of the Research Competencies Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2016. Vol. 49. Is. 2, 91-108. DOI: 10.1177/0748175615625749

11. Yaw M. S. G., Serrano A. S. Research Leadership as a Predictor of Research Competence. International Journal of Humanities and Education Development (IJHED). 2022. 4(4). Pp. 23–29. https://doi.org/10.22161/jhed.4.4.4

12. Örsal Ö., Duru P. Development of the Scientific Research Competency Scale for Nurses. Journal of Research in Nursing. 2021. Vol. 26. Is. 7. Pp. 684–700. DOI: 10.1177/17449871211020061

13. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. С. 2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2

14. Коновалов А. А. Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 112–125. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.009

15. Бактхаватчаалам В., Майлз М., Мачадо-Тейлор М. Л., Са М. Х. Исследовательская продуктивность и академическая недобросовестность в условиях меняющегося ландшафта высшего образования. на примере технических вузов Индии // Вопросыобразования. 2021. № 2. С. 126–151. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-126-151

16. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

17. Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116–133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50109100 (дата обращения: 22.12.2022) https://doi.org/10.51944/20738528_2022_4_116

18. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.

19. Koenen А-К., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. 2015. № 50. С. 1–12. DOI: 10.1016/j.tate.2015.04.001

20. Lambrechts W., Mulà I., Ceulemans K., Molderez I., Gaeremynck V. The integration of competences for sustainable development in higher education: an analysis of bachelor programs in management // Journal of Cleaner Production. 2013. № 48. С. 65–73. DOI: 10.1016/j.jclepro.2011.12.034

21. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 111–115.

22. Choi S. J., Jeong J. C., Kim S. N. Impact of vocational education and training on adult skills and employment: An applied multilevel analysis // International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 66. (1). С. 129–138. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.09.007

23. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 11–44. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-11-44

24. Oswald-Egg M. E., Renold U. No experience, no employment: The effect of vocational education and training work experience on labour market outcomes after higher education [Electronic resource] // Economics of Education Review. 2021. Vol. 80 (3). URL: file:///C:/ Users/z.kustova/Downloads/No_experience_no_employment_The_effect_of_vocation.pdf. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.102065 (accessed: 16.12.2022).

 

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 35 | Скачиваний: 20