Автор(ы):
Ольга Сергеевна Крапчетова, директор, https://orcid.org/0000-0003-0878-9379, AuthorID: 1097675, Ангарский образовательный центр Иркутского государственного университета 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3955) 532643, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Елена Геннадьевна Щукина, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-7449-4790, Забайкальский государственный университет
672007, Россия, Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (924) 3779959, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. В статье рассматривается проблематика психологического благополучия личности как сложного конструкта. Теоретические и эмпирические работы доказывают, что психологическое благополучие педагогов взаимосвязано как с академическими достижениями учащихся, так и с образовательной средой. В научной литературе данный феномен рассматривается, в том числе, как фактор психологической безопасности образовательной среды.
Материалы и методы. Участниками исследования стали более 400 воспитателей из 21 дошкольного образовательного учреждения Забайкальского края и Иркутской области. Задействованы «Шкала психологического благополучия» C. Ryff, «Шкала субъективного благополучия» А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn, J. Chiche, «Шкала удовлетворённости жизнью» E. Diener.
Результаты исследования. Представлен анализ подходов к феномену благополучия в психологии: определена специфика, раскрыто содержание и соотношение отдельных понятий в рамках проблематики благополучия; раскрыты концептуальные источники психологических исследований благополучия; выделены ключевые проявления благополучия педагогов. Приведены обобщённые результаты эмпирического исследования субъективного благополучия воспитателей.
Обсуждение и заключение. В связи с выявленной неоднозначностью понятия, отсутствием достаточного количества исследований по рассмотрению психологического благополучия педагога как фактора представляется актуальным выявление особенностей психологического благополучия в контексте проблемы психологической безопасности образования и с точки зрения психологического сопровождения педагогов.
Ключевые слова: психологическое благополучие, психоэмоциональное благополучие, субъективное благополучие, благополучие педагога, профессиональное благополучие педагога
Для цитирования: Крапчетова О. С., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога // Педагогический
ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 68–90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90
УДК: 159.9
Статья поступила в редакцию 15.12.2022, одобрена после рецензирования 31.01.2023, принята к публикации 05.02.2023.
Список источников:
1. Bradburn N. M. The Structure of psychological well-being. Aldine Publishing Company, Chicago. 1969. С. 9.
2. Schwarz N., Clore, G. L. Mood, misattribution, and judgments of well-being: Informative and directive functions of affective states // Journal of Personality and Social Psychology, 1983. 45(3). 513–523. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.45.3.513
3. Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (Eds.). Well-being: The Foundations of Hedonic Psychology. New York: Russell Sage Foundation. 1999. 608 p. (in English)
4. Pavot W. (2008). The Assessment of Subjective Well-Being: Successes and Shortfalls. In M. Eid end R. J. Larsen. The Science of Subjective Well-Being New York, London : The Guilford Press. 2008. Pp. 124–140. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(03)00213-7
5. Diener E., Pressman S. D., Hunter J., Delgadillo D. If, Why, and When Subjective Well-Being Influences Health, and Future Needed Research // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2017. Vol. 9(2). Pp. 133–167. https://doi.org/10.1111/aphw.12090
6. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., & Griffin S. (1985). The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. Is. 1. Pp. 71–75. https://doi. org/10.1207/s15327752jpa4901_13
7. Diener E., Oishi S. and Lucas R. E. Personality, Culture, and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54. Pp. 403–425. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
8. Li Z.-Q., Wang L., Zhang H.-M. Personality Traits and Subjective Well-Being: The Mediating Role of Emotion Regulation // Psychological Science. 2010. Vol. 33. Pp. 165–167. doi: 10.3389/fpubh.2022.901686
9. Diener E., Pavot W. Review of the Satisfaction With Life Scale // Psychological Assessment. 1993. Vol. 5. Is. 2. Pp. 164–172. https://doi.org/10.1037/1040-3590.5.2.164
10. Sweta Srivastava Malla Cross-cultural Validity of Ryff’s Well-being Scale in India // Asia-Pacific Journal of Management Research and Innovation. 2013. Vol. 9(4). Pp. 379–387. https://doi.org/10.1177/2319510X14523107
11. Garrosa E., Ladstätter F., Moreno B., Gan Y., Carmona I. The Experience of Work Engagement, Hardy Personality, Optimism and Subjective Well-Being among Nurses from China and Spain // Open Journal of Social Sciences,. 2014. Vol. 2. № 5. Pp. 106–109. doi: 10.4236/jss.2014.25021
12. Deepa Tanksale. Big Five personality traits: Are they really important for the subjective well-being of Indians? // International Journal of Psychology. 2014. Vol. 50, Is. 1. Pp. 64–69. https://doi.org/10.1002/ijop.12060
13. Yang D., Yang X., Chen H., Sun D. Relationship between Personality Traits and Course Subjective Well-Being: Mediating Effect of Self-Efficacy // Open Access Library Journal. 2020. Vol. 7. Is. 1–9. doi: 10.4236/oalib.1106010
14. Waterman A. S, Schwartz S. J, Zamboanga B. L, Ravert R. D, Williams M. K, Agocha V. B, Kim S. Y, Donnellan M. B. (2010) The Questionnaire for Eudaimonic Well-Being: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity // The Journal of Positive Psychology. Vol. 5. Is. 1. Pp. 41–61. doi: 10.1080/17439760903435208
15. Ryff C. (1989) Happiness is Everything, or is it? Explorations on the Meaning of Psychological Well-Being. Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 6. Pp. 1069–1081
16. Ryff C. D., Keyes M. Corey Lee (1995) The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. № 4. Pp. 719–727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719
17. Ryan R. M., Frederick C. On Energy, Personality, and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of Well-Being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65. № 3. Pp. 529– 565. DOI:10.1111/j.1467-6494.1997.tb00326.x
18. Ryff C. D., Singer B. (2008) Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being. Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. № 1. Pp. 13–39. DOI: 10.1007/s10902- 006-9019-0
19. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142–147.
20. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. … канд. психол. наук :19.00.01. М., 2005. 24 с.
21. Водяха С. А. Проблема психологического благополучия в начале 21 века // Психологическое благополучие современного человека : Мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 11 апреля 2018 года) /отв. ред. С. А. Водяха. Екатеринбург : УрГПУ, 2018. С. 6–21.
22. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94–101.
23. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. С. 476–510.
24. Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 213–219. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-213-218
25. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие в контексте развития субъекта // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности : сб. статей / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 1757–1763.
26. Шамионов Р. М. Эмпирическая модель многоуровневой детерминации субъективного благополучия личности // Социальная психология личности и акмеология : сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 19–20 октября 2017 года) / под ред. Р. М. Шамионова, М. А. Кленовой. Саратов : Перо, 2017. С. 355–360.
27. Бояркин М. Ю., Долгополова О. А., Зиновьева Д. М., Крутова В. В., Романенко Е. В., Субочев Н. С., Юнда А. В. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. Волгоград : Изд-во ВАГС, 2007. 216 с.
28. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности самоосуществления в подростковом возрасте // Петербургский психологический журнал. 2017. № 20. С. 66–88. DOI: 10.17759/pse.2018230505
29. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3(75). С. 85–92. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-3-85-92
30. Головей Л. А., Манукян В. Р., Трошихина Е. Г., Александрова О. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие человека в трудных жизненных ситуациях // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4(97). С. 90–102. DOI: 10.22204/2587-8956-2019-097-04-90-102
31. Манукян В. Р., Трошихина Е. Г., Данилова М. В., Дерманова И. Б., Голованова Н. Ф., Рыкман Л. В., Александрова О. В., Ануфриюк К. Ю. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход : монография. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. 360 с.
32. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 4–14.
33. Башкатов С. А. Влияние характеристик темперамента и базовых свойств личности на компоненты позитивности как основы личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 4–13.
34. Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретические основания и эмпирическое исследование способов и приемов повышения характерологической позитивности и личностного благополучия с позиции позитивной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 78–87.
35. Карапетян Л. В. Психологические корреляты эмоционально-личностного благополучия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4(72).
С. 132–140.
36. Бородкина Е. В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31–34.
37. Костина Е. Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: общественные науки. 2015. № 6(16). С. 11.
38. Locke E. A. The nature and causes of job satisfaction. Handbook of industrial and organizational psychology Chicago: Rand McNally. 1976. Pp. 1297–1349.
39. Warr P. The measurement of well-being and other aspects of mental health // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1990. Vоl. 63. № 3. Pp. 193–210. DOI:10.1111/j.2044-8325.1990.tb00521.x
40. Warr P., Nielsen K. Wellbeing and work performance [Electronic resource]. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/323268004_Wellbeing_and_work_performance (accessed: 20.10.2022).
41. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28–31.
42. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Психологические детерминанты и личностные ресурсы субъективного благополучия участников образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 63–72.
43. Жданова Н. Е., Мухлынина О. В. Исследование психологического благополучия педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 14(2). С. 14–17. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10202
44. Fedorov А., Ilaltdinova Е., Frolova S. Teachers’ Professional Well-Being: State and Factors. Universal Journal of Educational Research. 2020. № 8(5). Pp. 1698–1710. DOI:10.13189/ujer.2020.080506
45. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В., Седых Е. П. Профессиональное благополучие педагога как индикатор качества педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. Т. 85. № 7. С. 81–90. DOI:10.13189/ujer.2020.080506
46. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17–21.
47. Butt R., Retallick J. Professional well-being and learning: a study of administratorteacher workplace relationships // Journal of Educational Enquiry. 2002. Vol. 3. № 1. Pp. 17–34.
48. Fiorilli C., Paul W. Y. H., De Stasio S., Castro F. V., Benevene P., eds. Well-Being of School Teachers in Their Work Environment. Lausanne: Frontiers Media SA. 2002. 286 p. DOI: 10.3389/978-2-88966-064-3
49. Antoniou A.-S., Ploumpi A., Ntalla M. (2013) Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies // Psychology. Vol. 4. № 3A. Pp. 349–355. D0I:10.4236/psych.2013.43A051
50. Kwon K.-A., Horm D. M., Amirault C. (2021) Early childhood teachers’ well-being: What We Know and Why We Should Care // Zero to three Journal. 2021. Vol. 41. № 3. Pp. 35–44.
51. Тюлькина В. А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия мужчин и женщин [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 32. С. 203– 212. URL: http://e-koncept.ru/2016/56686.htm (дата обращения: 23.11.2022).
52. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3(48). С. 500–515. DOI 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
Скачать статью в формате pdf.
Автор(ы):
Антон Андреевич Коновалов, кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X, eLibrary SPIN-код: 4585-2215; ResearcherID: ABD-2865-2021; Scopus AuthorID: 57325487000, Российский государственный профессионально-педагогический университет
620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, тел.: +7 (343) 3384447, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Дина Евгеньевна Щипанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией развития исследовательских компетенций (Doctoral Training Center), доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, https://orcid.org/0000-0003-2823-3765, eLibrary SPIN-код: 7325-9937; ResearcherID: O-9179-2016; Scopus AuthorID: 57191168742, Российский государственный профессионально-педагогический университет
620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, тел.: +7 (343) 3384447,
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Стремление педагогов профессионального образования следовать инновационным трендам в системе профессионального образования и рынка труда актуализирует вопрос об уровне квалификации, необходимом для осуществления исследовательской деятельности как ключевого компонента, обеспечивающего профессиональное развитие. Цель исследования: выяснить, существуют ли статистически значимые различия в уровне сформированности исследовательских компетенций у педагогов профессионального образования в зависимости от типа образовательной организации (индустриальные, сервисные, гуманитарные и др.).
Методы. Ключевой метод сбора эмпирических данных – метод опроса педагогов на основе самооценки собственных исследовательских компетенций по 5-балльной шкале с помощью разработанного авторами инструментария. Методы анализа данных с использованием специализированного программного обеспечения для расчёта статистических показателей (SPSS 20): методика расчёта параметров дескриптивной статистики и методика сравнительного анализа независимых выборок с помощью критерия Краскелла-Уоллеса.
Результаты исследования. Представлена модель исследовательских компетенций (связанные с этапами проведения научного исследования и различными видами данной деятельности), необходимых педагогам в их профессионально-педагогической деятельности. Представлены результаты исследования, в ходе которого выявлены специфические особенности в реализации исследовательской деятельности и различия в дефицитах исследовательских компетенций у педагогов профессионального образования (n = 573) в зависимости от типа образовательной организации (индустриальные, сервисные, гуманитарные и др.): наименьший уровень сформированности выявлен у педагогов политехникумов и многопрофильных колледжей, наибольший – у преподавателей и мастеров производственного обучения гуманитарных и педагогических колледжей. Названы успешные практики в восполнении выявленных дефицитов исследовательских компетенций.
Ключевые слова: исследовательские компетенции, научная деятельность, педагог профессионального образования, СПО, колледжи разного типа
Для цитирования: Коновалов А. А., Щипанова Д. Е. Готовность педагогов профессионального образования к исследовательской деятельности в зависимости от типа организации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 40–58. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-40-58
DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-1-40-58
УДК: 377.112.4:377.3:001.8
Статья поступила в редакцию 16.12.2022, одобрена после рецензирования 02.02.2023, принята к публикации 28.02.2023.
Список источников:
1. Кузнецова А. Г., Яровая Е. Б. Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 1. С. 174–193. http:// dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193
2. Щипанова Д. Е., Коновалов А. А. Развитие исследовательских компетенций у педагогов СПО // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 33–38.
3. Васильев А. А. О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11. № 6. С. 6–12.
4. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В. Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 8–32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-8-32
5. Разработка профессиональных стандартов в сфере управления СПО и ДПО // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: сайт. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/87-specialistam-spo/372-razrabotka-prof-stand-upravl-spo-i-dpo (дата обращения: 21.12.2022).
6. ФГОС [Электронный ресурс] : сайт. Главная. URL: https://fgos.ru/?ysclid=lemit8xxqw25450860 (дата обращения: 03.02.2023).
7. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 124–132. URL: http://edinsight.ru/article/72 (дата обращения: 15.12.2022).
8. International Professional Teacher Education [Electronic resource] // Studyinfo.fi: website. URL: https://opintopolku.fi/konfo/en/koulutus/1.2.246.562.13.00000000000000003016 (accessed: 16.12.2022).
9. Hauser F., Reuter R., Gruber H., Mottok J. Research competence: Modification of a questionnaire to measure research competence at universities of applied scienes. 2018 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 17-20 April 2018. Pp. 109-117. DOI: 10.1109/EDUCON.2018.8363216
10. Swank J. M., Lambie G. W. Development of the Research Competencies Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2016. Vol. 49. Is. 2, 91-108. DOI: 10.1177/0748175615625749
11. Yaw M. S. G., Serrano A. S. Research Leadership as a Predictor of Research Competence. International Journal of Humanities and Education Development (IJHED). 2022. 4(4). Pp. 23–29. https://doi.org/10.22161/jhed.4.4.4
12. Örsal Ö., Duru P. Development of the Scientific Research Competency Scale for Nurses. Journal of Research in Nursing. 2021. Vol. 26. Is. 7. Pp. 684–700. DOI: 10.1177/17449871211020061
13. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. С. 2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2
14. Коновалов А. А. Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 112–125. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.009
15. Бактхаватчаалам В., Майлз М., Мачадо-Тейлор М. Л., Са М. Х. Исследовательская продуктивность и академическая недобросовестность в условиях меняющегося ландшафта высшего образования. на примере технических вузов Индии // Вопросыобразования. 2021. № 2. С. 126–151. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-126-151
16. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42
17. Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116–133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50109100 (дата обращения: 22.12.2022) https://doi.org/10.51944/20738528_2022_4_116
18. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.
19. Koenen А-К., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. 2015. № 50. С. 1–12. DOI: 10.1016/j.tate.2015.04.001
20. Lambrechts W., Mulà I., Ceulemans K., Molderez I., Gaeremynck V. The integration of competences for sustainable development in higher education: an analysis of bachelor programs in management // Journal of Cleaner Production. 2013. № 48. С. 65–73. DOI: 10.1016/j.jclepro.2011.12.034
21. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 111–115.
22. Choi S. J., Jeong J. C., Kim S. N. Impact of vocational education and training on adult skills and employment: An applied multilevel analysis // International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 66. (1). С. 129–138. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.09.007
23. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 11–44. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-11-44
24. Oswald-Egg M. E., Renold U. No experience, no employment: The effect of vocational education and training work experience on labour market outcomes after higher education [Electronic resource] // Economics of Education Review. 2021. Vol. 80 (3). URL: file:///C:/ Users/z.kustova/Downloads/No_experience_no_employment_The_effect_of_vocation.pdf. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.102065 (accessed: 16.12.2022).
Скачать статью в формате pdf.