Отличительные признаки олимпиадного движения в России

Автор(ы):

Артем Петрович Гулов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6, https://orcid.org/0000-0001-7192-5316, Московский государственный институт международных отношений МИД России

119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76, тел.: +7 (495) 2348492, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Школьные предметные олимпиады являются академическими конкурсами, которые проводятся во всём мире на ежегодной основе. Интерес к состязаниям, направленным на развитие творческих способностей в рамках научно-исследовательской деятельности, проявляется более чем в 100 государствах. Актуальность исследования обусловлена возрастающей массовостью участия в интеллектуальных состязаниях и высокими ставками на кону в виде академических бонусов при поступлении в учреждения высшей школы.

Цель статьи. Целью нашего исследования является изучение специфических особенностей олимпиадного движения в России, на основе которых выделяются общие признаки олимпиад.

Материалы и методы. Методологически мы опираемся на принципы системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Среди теоретических методов исследования – изучение научной литературы по теме, обобщение, классификация; среди эмпирических – контент-анализ контрольно-измерительных материалов и изучение нормативной базы проведения олимпиад в Российской Федерации.

Результаты исследования. В результате исследования нам удалось указать на сущностные характеристики олимпиады как педагогического феномена, при этом была определена суть данного интеллектуального состязания.

Выводы. Таким образом, в исследовании выделяются особенности олимпиады как педагогического феномена. Теоретическая значимость преломляется в выдвижении оригинального определения олимпиады, которое базируется на особенностях современного олимпиадного движения в России. Практическая значимость заключается в возможности опираться на полученные результаты при дальнейших исследованиях, а также оперировать уточнённым термином в нормативной документации.

Ключевые слова: олимпиада, образовательная траектория, академические конкурсы, реформирование олимпиады.

Для цитирования: Гулов А. П. Отличительные признаки олимпиадного движения в России // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 135–144. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

УДК: 37.01 + 37.035.461

Статья поступила в редакцию 30.03.2023, одобрена после рецензирования 14.05.2023, принята к публикации 20.05.2023.

Список источников:

1. Абдусамедов Г. А. Олимпиадное движение школьников в России: достижения и проблемы (конец ХХ – начало ХХI вв.) // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 5 (35).

С. 55–57.

2. Агаханов Н. Х. Марчукова О. Г., Подлипский О. К. О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 266–284.

3. Lohani V., Abhangi N., Das S., Virmani A. A Jarring Bullet: An Indian National Physics Olympiad 2020 Problem. Resonance. 2021. № 26. Pp. 1153–1168. https://doi.org/10.1007/

s12045-021-1214-0

4. Банзаракцаева Е. В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории отечества в вузе культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022. № 2(22). С. 151–156. DOI 10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156

5. Бузыкина О. В. Ученик, учитель, олимпиада: траектория эффективной успешности олимпиадного движения в республике Мордовия // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 1 (17). С. 12–16.

6. Karp A. The Russian experience: national curricula, national standards, textbooks. ZDM – Mathematics Education. 2021. № 53. Pp. 1471–1483. https://doi.org/10.1007/s11858-021-

01268-9

7. Евдокимова В. Е., Перфильева А. В. Применение оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при работе с учащимися школ в системе дополнительного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 5. С. 25–29.

DOI 10.17513/srps.2446

8. Шедько В. В. Методические аспекты подготовки школьников к олимпиадам по программированию на современном этапе // Современное образование Витебщины. 2022.

№ 3(37). С. 28–30.

9. Кисова В. В., Семенов А. В., Семенова Е. А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 134–138.

10. Бажанов А. Е. Готовимся к олимпиадам по немецкому языку // Иностранные языки

в школе. 2020. № 1. С. 64–70.

11. Вдовина Т. О., Карасёв С. А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования региона // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2019.

№ 1 (282). С. 30–33.

12. Лобанова Е. С., Гангнус Н. А. Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. Вып. 2. С. 161–171.

13. Golubnichaya E. V., Yanova M. G. Features of pedagogical workers preparation for the organization and holding of all-russian school olympiads in municipal education system. Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences. 2022. № 15(4). Pp. 546–553. DOI:10.17516/1997-1370-0470

14. Мифтахова Г. А., Воистинова Г. Х. Развитие дивергентного мышления обучающихся средствами предметных олимпиад по математике // Modern Science. 2022. № 4-3. С. 245–248.

15. Blankenburg J. S., Höffler T. N., Parchmann I. Fostering today what is needed tomorrow: Investigating students’ interest in science. Science Education, 2016. № 100(2). Pp. 364–391. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21204

16. Кравченко Ю. Д. Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, Вып. 2. С. 180–184.

17. Зайцева С. А., Смирнов В. А. Олимпиадное движение как средство профессиональной самоактуализации студентов // Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2021. № 47 (66). С. 84–96.

18. Simeon-Fayomi B. C., Cheatan, B. S. And Oludeyi, O. S. Soft skills for young adults: Circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education 2018. № 6(1). Pp. 99–112. DOI: https://doi.org/10.15415/iie.2018.61006

19. Ladewig A., Köller O., Neumann K. Persisting in Physics and the Physics Olympiad – Impact of Gender Identification and Sense of Belonging on Expectancy-Value Outcomes. European Journal of Psychology Education. 2022. № 38 (7). Pp. 1–20. DOI: https://doi. org/10.1007/s10212-022-00600-5

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 31 | Скачиваний: 30