Автор(ы):
Надия Шамильевна Тюрина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-2226-3595, Author ID в РИНЦ – 765177, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надежда Петровна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-2374-2686, Author ID в РИНЦ – 820090, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ольга Юрьевна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-0913-7009, Author ID в РИНЦ – 815176, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Данные, полученные в ходе изучения восприятия различными общественными группами людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и, в частности, понятия «экстрабилити», позволили поставить вопрос о сущности этого понятия. Условиями для творческой самореализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья являются: наличие у указанных категорий людей способностей, превосходящих минимально необходимые для успешной адаптации; просвещённое общество; инклюзивная среда.
Цель статьи заключается в изучении феномена экстрабилити, экспериментальном исследовании представлений о данном феномене и его связи с творческой самореализацией у целевой аудитории (люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, специалисты сопровождения).
Материалы и методы. При работе над статьёй своё применение нашли аналитические методы (ретроспективный анализ научной литературы), практические методы (личный опыт подготовки студентов в системе специального образования, работа с одарёнными детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями).
Результаты исследования. Опираясь на свой научно-исследовательский опыт, авторы статьи предложили научное обоснование необходимости переосмысления сущности творческой самореализации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, условиями чего являются способности, которые нельзя свести к совокупности компенсаторных механизмов. Изучение экстрабилити как социально-культурного явления осуществлялось в два этапа: первый этап носил просветительский характер, в рамках второго этапа происходило изучение динамики изменения представлений об экстрабилити у людей разных социальных групп, предложены условия, позволяющие решать проблемы самореализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. Предложенный подход к осмыслению феномена способностей, превосходящих минимально необходимые для успешной социализации, как экстрабилити, может найти своё применение у педагогов специального, общего и дополнительного образования, специалистов сопровождения, работающих с различными категориями людей с психофизическими нарушениями.
Ключевые слова: творческая самореализация; экстрабилити; инвалидность; инклюзия, ограниченные возможности здоровья, подготовка студентов в системе специального образования, работа с одарёнными детьми с особыми образовательными потребностями
Для цитирования: Тюрина Н. Ш., Полякова Н. П., Соколова О. Ю. Изучение представлений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалистов помогающих профессий о феномене экстрабилити и его связи с творческой самореализацией // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 273–285. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-273-285
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-273-285
УДК: 159.99
Статья поступила в редакцию 03.01.2023, одобрена после рецензирования 24.05.2023, принята к публикации 27.05.2023.
Список источников:
1. Baldwin J. M. The Diсtionary of Psyсhology and Philosophy. London, Macmillan & Company, Limited, 1902. P. 97.
2. Моздокова Ю. С. Реабилитационный компонент социально-культурной интеграции// Международный научный альманах : сб. статей. Таганрог-Актюбинск : Изд-во РГСУ, 2009. Т. 5. С. 335–354.
3. Шарковская Н. В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 ; 13.00.08. М., 2009. 48 с.
4. Шеманов А. Ю. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология: электрон. журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 29–37. URL: http://www. inсlusive-edu.ru/wp-сontent/uploads/2018/12/jmfp_2018_n_1_Shemanov_Ekushevskaya.
pdf (дата обращения: 10.01.2023). DOI: 10.17759/jmfp.2018070103
5. Черняк Л. С. «Воплощенность личности и инклюзия»: медитации постороннего // Обсерватория культуры. 2015. №. 3. С. 4–12. DOI: 10.25281/2072-3156-2015-0-3-4-12
6. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М. : МГУКИ, 2013. 456 с.
7. Колпащиков О. Б. Экстабилити людей с инвалидностью в инклюзивном и социальном проектировании // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 12 декабря 2018 года). Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2019. 124 с.
8. Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова ; пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб. : Университетская книга, 1997. 385 с.
9. Адлер А. Понять природу человека. СПб. : Академический проект, 2000. 254 с.
10. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация / Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. М. : Просвещение, 1995. С. 82–97.
11. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. М. : Просвещение, 1995. С. 19–40.
12. Касацкая И. Ф., Колпащиков О. Б., Баранников К. В. Теория и практика экстрабилити в изменении концепции подхода «не мы инвалиду, а инвалид – обществу и государству» // Инклюзия в образовании. 2020. Т. 5, № 1(17). С. 40–59.
13. Колпащиков О. Б., Баранников К. В. Организация инклюзивного взаимодействия для реализации скрытых талантов и способностей людей // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 1–2 марта 2018 г.). Казань : Познание, 2018. 583 с.
14. Лугвина Т. О. Опыт использования экстрабилити неслышащих людей в проведении психологической диагностики // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в организациях: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 12–13 декабря 2019 г.). Екатеринбург : Ажур. 2020. С. 156–162.
15. Полякова Н. П. Универсальные учебные действия в аспекте социально-личностного развития слепых подростков // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 66–68. DOI 10.31483/r-32341
16. Исаев Е. И., Галушкин П. А. Самореализация личности с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных практиках // «Вестник Российского нового университета». 2018. № 2. С. 68–74. 17. Галушкин П. А. Модель самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. C. 84–91. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/model-samorealizatsii-liсhnosti-sograniсhennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.01.2023).
18. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н., Хольм П. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью [Электронный ресурс] //
Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 230–235. URL: https://сyberleninka. ru/artiсle/n/metodologiсheskie-osnovaniya-realizatsii-soprovozhdaemogo-prozhivaniyalyudey-s-invalidnostyu (дата обращения: 28.01.2023).
19. Цой Л. П. Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 13.2 (147.2). С. 22–25. URL: https://moluсh.ru/arсhive/147/42015/ (дата обращения: 28.01.2023).
20. Баранников К. В., Колпащиков О. Б., Кохан С. Т., Скалий А., Сикора Ф. Экстрабилити: методика инклюзивного взаимодействия незрячих людей : монография / под ред. С. Т. Кохана. Чита : ЗабГУ, 2020. 313 с.
21. Тюрина Н. Ш., Соколова О. Ю. Медиа как ресурс для самореализации особенных людей // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 220–223.
22. Tyurina N. Sh., Sokolova O. Y. Training manuals foсused defeсtology // TSNI 2021 – Textbook: Foсus on Students’ National Identity. М. : ARPHA Proceedings. 2021. Pp. 1018–1028.
Скачать статью в формате pdf.
Автор(ы):
Анастасия Андреевна Киселева, преподаватель кафедры начального и дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Институт развития образования Иркутской области
664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кузьмин Михаил Юрьевич
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243244;
доцент кафедры начального и дошкольного образования, Институт развития образования Иркутской области
664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье рассмотрена проблема профессионального выгорания педагогических работников в связи с эффективностью педагогической деятельности, его особенности и роль осознанности при его профилактике.
Материалы и методы. В сравнительном исследовании приняли участие 88 педагогических работников разного стажа и специальности и группа медицинских работников (96 человек). Использовались: тест выгорания Маслач, методика изучения копинг-стратегий Лазаруса и Фолкман, опросник депрессии Бека (BDI), Шкала воспринимаемого стресса PSS-10, опросник SF-12, опросники Five Facet Mindfulness Questionnaire и шкала MAAS для изучения осознанности. Для обработки применялись t-критерий Стьюдента и регрессионный анализ.
Результаты. Установлено, что существует связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью педагогической деятельности. Определено, что педагогические работники по сравнению с медицинскими демонстрируют больше признаков профессионального выгорания, что выражается как в специализированных шкалах, так и в уровне воспринимаемого стресса. Педагогические работники с высоким уровнем выгорания опираются на иные, нежели медицинские работники (с более низким уровнем осознанности), стратегии совладающего поведения, у них ниже уровень осознанности. Установлены факторы, препятствующие развитию выгорания у педагогических работников, а именно стратегия Планирования решения проблем, высокий уровень осознанности и наличие семейных отношений.
Заключение. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для адаптации тренинговых программ по снижению профессионального выгорания.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагогические работники, осознанность
Для цитирования: Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 238–260. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260
УДК: 159.923.2+37.015.32:37.08
Статья поступила в редакцию 02.02.2023, одобрена после рецензирования 22.06.2023, принята к публикации 23.06.2023.
Список источников:
1. Егорова С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 333–337. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-pedagoga-i-kultura-ego-obscheniya-v obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 22.05.2023).
2. Гусева Ю. Е., Николаева К. М. Личность педагога и психологический климат в коллективе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 58–70.
3. QD85 Burnout // ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics [Electronic resource]. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%
2f129180281 (mode of access: 23.02.2023).
4. Кашапов М. М., Иванова Ю. О. Взаимосвязь психологического благополучия и копинг-поведения в процессе профессионализации педагогов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40). С. 89–94.
5. Косаренко Ю.А., Чернобровкина С.В. Копинг-стратегии как фактор профессионального выгорания педагогов школы и дошкольных учреждений // Молодёжь третьего тысячелетия Сборник научных статей. (Омск, 10–28 апреля 2017 г.). Омск : Изд-во ОмГУ, 2017. С. 1561–1566.
6. Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 304–306.
7. Первитская А.М. Анализ связей показателей эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. №1 (22). С. 24-27.
8. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения педагогов различного стажа и специальности. Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 641–655. DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.641-655
9. Luken M, Sammons A. Systematic Review of Mindfulness Practice for Reducing Job Burnout. The American Journal of Occupational Therapy. 2016. Vol. 70. Is. 2. 7002250020p1- 7002250020p10. doi: 10.5014/ajot.2016.016956
10. Herman K. C., Reinke W. M., Eddy C. L. Advances in understanding and intervening in teacher stress and coping: The Coping-Competence-Context Theory // Journal School Psychology. 2020. Vol. 78. Pp. 69–74. DOI: 10.1016/j.jsp.2020.01.001
11. Anama-Green C. Intrapersonal mindfulness is associated with reduced risk of burnout among Central Appalachian educators // Explore. 2022. Vol. 18. Is. 1. Pp. 64–69. DOI: 10.1016/j.explore.2020.10.003
12. Тулегенова А. Г. Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2013. Т. 26–65. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-kak-odin-iz-riskov-pedagogicheskoy-kariery (дата обращения: 22.05.2023).
13. Kuzmin M. Yu., Kiseleva A. A., Mironova E. I. Teacher coping strategies as factor of child’s success in educational process [Electronic resource] // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 117. 03004. Psychology of Giftedness and Creativity 2020. URL: https://www. shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/28/shsconf_pgc2021_03004.pdf (mode of access:
23.02.2023). DOI: 10.1051/shsconf/202111703004
14. Мерзлякова Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 81–86.
15. Водопьянова Н. Е., Густелева А. Н., Минин Д. С., Ихия А. Опыт психологического консультирования, ориентированного на коррекцию и профилактику профессионального выгорания учителей арабских школ Израиля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 56–69.
16. Киселева А. А., Козлов В. В. Групповое психологическое консультирование как способ развития продуктивных копинг-стратегий у педагогов // Учитель создает нацию : сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 20 ноября 2018 г.). Махачкала : Алеф. 2018. С. 486–494.
17. Латина А. А. Производственная гимнастика как способ коррекции профессионального выгорания учителей в условиях общеобразовательных школ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 9. С. 71–75.
18. Суров Д. Е., Скрипачева Е. Н., Бенелли Л. Н. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе телесно-ориентированной терапии // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2. С. 94–100. DOI 10.52470/2224669X_2022_2_94
19. Губина С. Т., Мерзлякова Д. Р. Профилактика и коррекция психического выгорания учителей начальных классов с помощью музыкальных средств // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 3. С. 52–55.
20. Скользков А. В. Применение программ развития «осознанности» в российских вузах // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8. № 3(21). С. 17–27.
21. Bishop S. R., Lau M., Shapiro Sh., Carlson L., Anderson N. D., Carмody J., Segal Z. V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A proposed operational definition // Clinical Psychology: Science and Practice. 2004. Vol. 11. № 3. Pp. 230–241. DOI:10.1093/clipsy/bph077
22. Baer R. A., Smith G. T., Lykins E., Button D., Krietemeyer J., Sauer S., Walsh E., Duggan D., Wiliams J. M. G. Construct Validity of the Five Facet Mindfulness Questionnaire in Meditating and Nonmeditating Samples // Assessment. 2008. № 15 (3). Pp. 329–342. DOI:
10.1177/1073191107313003
23. Carlson L. E., Brown K. W. Validation of the mindful attention awareness scale in a cancer population. // Journal of psychosomatic research. 2005. № 58 (1). Рp. 29–33. DOI: 10.1016/j.jpsychores.2004.04.366
24. Кузьмин М. Ю., Сутурина Л. В. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы // Acta biomedica scientifica. 2020. № 5(6). С. 188–193. DOI: 10.29413/ ABS.2020-5.6.22
25. Gómez-Gascón T, Martín-Fernández J, Gálvez-Herrer M, Tapias-Merino E, Beamud-Lagos M, Mingote-Adán JC; Grupo EDESPROAP-Madrid. Effectiveness of an intervention for prevention and treatment of burnout in primary health care professionals // BMC Family Practice. 2013. Vol. 14 (1). P. 173. DOI: 10.1186/1471-2296-14-173
26. Lebares C. C., Hershberger A. O., Guvva E. V., Desai A., Mitchell J., Shen W., Reilly L. M., Delucchi K. L., O’Sullivan P. S., Ascher N. L., Harris H. W. Feasibility of Formal Mindfulness- Based Stress-Resilience Training Among Surgery Interns: A Randomized Clinical Trial // JAMA Surgery. 2018. Vol.153. Is. 10 : e182734. DOI: 10.1001/jamasurg.2018.2734
27. Ветошкина В. С. Практики осознанности для профилактики синдрома эмоционального выгорания у тьюторов // Профильное образование и специализированное обучение: современные подходы, модели и практики : Всероссийская научно-методическая конференция. Новосибирск, 12–13 декабря 2020 года. Новосибирск : Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. С. 25–28.
28. Попова Н. С. Осознанность как основа организации образовательного процесса в вузе в период пандемии // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2021. № 17. С. 111–116.
29. Попова Т. А., Мазанова А. Е. Осмысленность жизни и ответственность личности волонтёров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 4. С. 21–39. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-4-21-39
30. Лозинская Е. И., Лутова Н. Б., Вид В. Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. СПб. : НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007. 19 с.
31. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями // Учебное пособие. СПб. : Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева. 2009. 38 с.
32. Абабков В.А, Барышникова Ковилка, Воронцова-Венгер О.В, Горбунов И.А, Капранова С.В, Пологаева Е.А, Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника«Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202
33. Hoffmann C., McFarland B. H., J., Kinzie D., Bresler L., Rakhlin D., Wolf S., Kovas A. E. Psychometric properties of a Russian version of the SF-12 Health Survey in a refugee population // Comprehensive Psychiatry. 2005. № 46(5), Рр. 390–397. DOI:10.1016/j. comppsych.2004.12.002
34. Голубев А. М, Дорошева Е. А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. DOI: 10.17223/17267080/69/3
35. Lanners M. S. Are Teachers More Affected by Burnout than Physicians, Nurses and Other Professionals? A Systematic Review of the Literature / Lightner N. J., Kalra J. Advances in Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices. Advances inIntelligent Systems and Computing Vol. 957. Proceedings of the AHFE 2019 International Conference on Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices, July 24–28, 2019. Pp. 147–155. Washington D.C., USA. DOI:10.1007/978-3-030-20451-8_14
36. Matiz A., Fabbro F., Paschetto A., Cantone D., Paolone, A. R, Crescentini C. Positive Impact of Mindfulness Meditation on Mental Health of Female Teachers during the COVID-19 Outbreak in Italy // International Journal of Environmental Research and Public Health, (2020). № 17(18), Pp. 6450. doi:10.3390/ijerph17186450
37. Griffith J., Steptoe A., Cropley M. An Investigation of Coping Strategies Associated with Job Stress in Teachers // British Journal of Educational Psychology. 1999. № 69(4). Pp. 517–531. DOI: https://doi. org/10.1348/000709999157879
38. Yayli D. Coping Strategies of Pre-Service Teachers of Turkish with Tensions in Achieving Agency // Eurasian Journal of Educational Research. 2017. № 68. Pp. 187–202. DOI: https://doi.org/10.14689/ ejer.2017.68.10
39. Martínez JP, Méndez I, Ruiz-Esteban C, Fernández-Sogorb A, García-Fernández JM. Profiles of Burnout, Coping Strategies and Depressive Symptomatology // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11:591. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00591
40. Schnaider-Levi L., Ganz A. B., Zafrani K., Goldman Z., Mitnik I., Rolnik B., Lev-Ari Sh. The Effect of Inquiry-Based Stress Reduction on Teacher Burnout: A Controlled Trial // Brain Sciences. 2020. № 10(7). Pp. 468. doi:10.3390/brainsci10070468
41. Sun J., Wang X., Wang Y., Du X., Zhang Ch. The mediating effect of perceived social support on the relationship between mindfulness and burnout in special education teachers // Journal of Community Psychology. 2019. Vol. 47. Is. 7. Pp. 1799–1809. doi: 10.1002/jcop.22229
42. Dave DJ, McClure LA, Rojas SR, De Lavalette O, Lee DJ. Impact of Mindfulness Training on the Well-Being of Educators // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2020. Vol. 26. Is. 7. Pp. 645–651. DOI: 10.1089/acm.2019.0451
43. Kuzmin M. Yu., Tyumentseva D. P., Rashidova M. A., Sholokhov L. F., Marianian A. Yu. Subjective Assessment of Stress and its Relationship with Neuroendocrine Mechanisms of its Development in Obstetricians-Gynecologists against the Background of Professional Burnout // International Journal of Biomedicine. 2021. № 11. Is. 4. Pp. 551–557. DOI: 10.21103/Article11(4)_OA25
Скачать статью в формате pdf.