Воспитательный потенциал родного слова: словарь по хамниганскому языку для школьников

Автор(ы):

Ирина Александровна Грешилова, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры управления образовательными организациями, https://orcid.org/0000-0003-1975-0525, Author ID: 303091, Институт развития образования Забайкальского края

672020, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1, тел.: +7 (3022) 415432, IAGreshilova @yandex.ru

Елена Дагбаевна Дугаржапова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, https://orcid.org/0009-0003-0507-4674, AuthorID: 315448,

Институт развития образования Забайкальского края

672020, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1, тел.: +7 (3022)415432, elenadugar@mail.ru

Аннотация. В статье актуализирована проблема, заключающаяся в том, что исчезновение любого языка означает невосполнимую утрату, поскольку язык является инструментом социализации, выражения и передачи социальных и культурных традиций; служит средством самоидентификации и представляет большую ценность для людей, говорящих на нём. Родной язык является средством воспитания любви и интереса к своему народу, позволяет решать задачи нравственного, патриотического, эстетического воспитания, среди которых главной является формирование у обучающихся любви и интереса к родной культуре, традициям и обычаям, а значит, и воспитание уважения к своему народу. В этой связи уникальность проведённого исследования видится в том, что авторы статьи представляют аудиословарь хамниганского языка. К данному словарю, не имеющему аналогов в настоящее время, подготовлены методические рекомендации, которыми могут воспользоваться педагоги при обучении хамниганскому языку. В статье даётся детальный анализ.

Цель статьи заключается в представлении исследования, проведённого в процессе разработки тематического аудиословаря по хамниганскому языку для школьников, подготовленного в рамках Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», подпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Забайкальском крае».

Материалы и методы. В ходе исследования использовались такие методы, как наблюдение, интервьюирование носителей языка, анализ возможностей структированного языкового материала по блокам, в том числе подготовленные аудиозаписи с целью их использования в практике изучения родного языка в общеобразовательной школе. В составлении словаря участвовали жители таких сёл, как Тарбальджей, Гунэй, Токчино, носители хамниганского языка, опрос которых осуществляли педагоги родного языка местных школ. Словарь создан на основе говора, которым владеют жители Агинского, Дульдургинского, Кыринского районов Забайкальского края.

Результаты исследования. В результате проведённого анализа и исследования выявленной потребности в сохранении хамниганского языка получены следующие результаты: подготовлен словарь по хамниганскому языку для школьников, включающий в себя четыре взаимосвязанных и взимообусловленных социально значимых блока: «Общество», «Культура», «Быт», «Окружающая среда» – на русском и хамниганском языке на основе «кириллицы» как средстве визуальной опоры; представлено методическое обоснование для использования данного словаря, определены основные важнейшие элементы, обеспечивающие и обусловливающие эффективность обучения родному языку, где одно из первых мест принадлежит средствам обучения, способствующим постижению основ культуры говорящего на нём народа; структурирован и записан аудиословарь, предоставляющий уникальную возможность слышать звучащее слово, с учётом того, что количества времени и средств обучения, использующихся в практике преподавания языков, зачастую недостаточно.

Обсуждение и заключение. Восприятие окружающего мира, ценностные установки передаются подрастающему поколению с помощью языка, который служит не только средством общения, но и отражает духовный и культурный опыт народа. Подготовка словаря для школьников в целях сохранения и развития хамниганского языка и культуры хамниган имеет очень большое значение. Анализ теоретических позиций относительно использования материалов словаря и подготовленного методического обоснования позволяет прийти к выводу, что в процессе овладения родным языком происходит становление нравственных качеств личности.

Ключевые слова: язык, культура, воспитание, родное слово, словарь по хамниганскому языку для школьников, методическое обоснование, методические принципы

Для цитирования: Грешилова И. А., Дугаржапова Е. Д. Воспитательный потенциал родного слова: словарь по хамниганскому языку для школьников // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 182–192 . DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-182-192

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-182-192

УДК: 376.7+372.881.1

Статья поступила в редакцию 31.01.2023, одобрена после рецензирования 19.05.2023, принята к публикации 13.06.2023.

Список источников:

1. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). URL:

https://xn-80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy vospitaniya/ooy/programmavospitaniya/ (дата обращения: 15.01.2023).

2. Маршева Л. И. Условия и специфика преподавания родного языка в условиях диалога культур и разнообразия языкового ландшафта регионов Российской Федерации // Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы : материалы межрегионального научно-практического симпозиума (Чита, 21 февраля 2022 г.) / сост. Е. Д. Дугаржапова ; под. общ. ред. С. З. Кимовой. Чита : ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», 2022. 197 с.

3. Грешилова И. А., Фомина М. Н. Педагогическая антропология: философско-культурологическое основание : монография. Чита : ЧИПКРО, 2008. 144 с.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика,1974. 438 с.

5. Проект «Языки России» [Электронный ресурс] // Постнаука. URL: https://postnauka.ru/yazrus (дата обращения 20.08.2022).

6. Материалы по использованию тематического словаря по хамниганскому языку для школьников / сост. И. А. Грешилова, Е. Д. Дугаржапова. Чита : ИРО Забайкальского края, 2022. 36 с.

7. Фурсов А. П. Молитвенный вращаю барабан…Духовно-педагогические очерки, религиозно-философские эссе и поэтические откровения о феномене бурятской земли. Улан-Удэ : Бэлиг, 2020. 96 с.

8. Грешилова И. А.Философский образ мира в педагогической антропологии М. : ЛИБРОКОМ, 2013. 144 с.

9. Дамбаева Б. Б. ценности и традиции воспитания: исторический аспект // Родной язык – путь «цивилизации и культуры» : коллективная монография / под общ. ред. И.

А. Грешиловой, С. З. Кимовой, Е. Д. Дугаржаповой ; 2-е изд. перераб. и доп. Чита :

ИРО Забайкальского края, 2018. С. 119–123 с.

10. Дугаржапова Е. Д. Развитие речевого творчества детей-бурят в дошкольных учреждениях : автореф. … канд. пед наук : 13.00.02. Улан-Удэ, 2000. 22 с.

11. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л. : Наука, 1985. 575 с.

12. Арефьев А. Л. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. 488 с.

13. Харитонов В. С., Иванов В. В., Каде М. А. Итоговые документы, подготовленные в ходе научно-исследовательской работы «Разработка плана и методик сохранения и возрождения языков России»: Состояние языков России [Электронный ресурс]. URL: https://iling-ran.ru/languages_of_russia/2021_stage1/doc2.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 23 | Скачиваний: 16