Открытость школы как фактор формирования познавательного интереса учащихся

Автор(ы):

Людмила Сергеевна Малютина, аспирант кафедры педагогики школы, SPIN-код: 8215-4942, Author ID: 1185001, https://orcid.org/0009-0006-4270-1659, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124492, ludmal554@gmail.com

Аннотация

Введение. Социокультурная обусловленность делает образование всё более открытым.

Создаются разнообразные инновационные площадки на базе образовательных учреждений города. Одной из таких площадок является средняя общеобразовательная школа № 238 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга. Педагогический коллектив образовательного учреждения принял решение развивать идею повышения открытости школы. Для усиления вовлечённости учащихся в процесс познания учителя организуют метасобытия интересные, личностно значимые для учащихся дела, влияющие на формирование их ценностно-смысловой сферы. Цель проведённого исследования состояла в выявлении стимулов формирования познавательного интереса подростков в рамках внеурочной деятельности. Нами была выдвинута гипотеза, что формированию познавательных интересов подростков способствуют: предоставление максимальной самостоятельности и возможности выбора в сфере учебной деятельности, нестандартная, эмоциональная подача материала, усиление интеграции и междисциплинарности, визуализация учебной информации, геймификация процесса обучения.

Материалы и методы. Для проверки гипотезы и реализации цели исследования был использован метод анкетирования. После Дня познания в средней общеобразовательной школе № 238 было проведено анкетирование, в котором приняли участие 177 учащихся с 5-го по 11-й класс. Анкета включала в себя три блока вопросов, ответы на которые позволяют проследить динамику познавательных интересов учащихся и выделить те аспекты мероприятия, которые оказались наиболее значимыми для школьников.

Результаты исследования. Как показал анализ ответов, обучающиеся разного возраста по-разному восприняли метасобытие. Это означает, что стимулы формирования познавательного интереса у подростков разного возраста отличаются. Анализ результатов анкетирования позволил выделить следующие современные стимулы формирования познавательного интереса обучающихся: возможность выбора и самовыражения, нестандартность, событийность, эмоциональность, визуализация учебной информации, профориентационная составляющая, геймификация процесса обучения.

Выводы. Таким образом, в процессе исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Открытость школы становится сегодня новым фактором формирования познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: открытость школы, метасобытие, познавательный интерес, День познания

Для цитирования: Малютина Л. С. Открытость школы как фактор формирования познавательного интереса учащихся // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 16–26. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-16-26

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-16-26

УДК: 373

Статья поступила в редакцию 28.01.2024, одобрена после рецензирования 17.02.2024, принята к публикации 20.02.2024.

Список источников:

1. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Голоса поколения: социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы: учебно-методическое пособие. СПб. : СПбАППО, 2013. 90 с.

2. Матюшкина М. Д. Выпускник петербургской школы: от поколения Y к поколению Z (20 лет исследования). СПб. : СПб. АППО, 2021. 198 с.

3. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–260. DOI 10.17323/1814-9545-2017-1-230-259

4. Ермилова Т. Ю., Суворова С. А., Банникова О. В. Уклад школы как комплексная характеристика персонифицированной образовательной среды // От педагогического поиска – к эффективной практике : сборник аннотированных отчетов о результатах инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга за 2021–2022 учебный год / Информационно-методический центр Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Сб. 9. СПб. : НицАрт, 2022. С. 38–40.

5. Передовые педагогические практики. Альманах № 6, 2020 / Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга : сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой. СПб. : КультИнформПресс, 2020. 179 с.

6. Наумова Е. А. Современные практики школьного образования: разработка и организация метапредметных недель // Школьные технологии. 2020. № 4. С. 47–55.

7. О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга, педагогическими лабораториями Санкт-Петербурга и ресурсными центрами общего образования Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : распоряжение КО Санкт-Петербурга от 26.05.2021 № 1562-р. URL: https://school238.ru/upload/editor/fi les/2021-2022/rasp1562.pdf (дата обращения: 18.10.2023).

8. Матросова Ю. С. Отчуждение учащихся от школы как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters). 2014 (сентябрь). ART 2252. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2014/2252.htm (дата обращения: 23.09.2023).

9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Педагогика, 1971. 351 с.

10. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М. : Просвещение, 1979. 160 с.

11. Аранова С. В., Андреева Н. Д., Шурилова Т. Б., Паничкин А. В. Феномен визуализации

в образовании : коллективная монография. СПб. : Астерион, 2021. 134 с.

12. Аранова С. В., Шурилова Т. Б. Педагогическое переосмысление принципа наглядности в контексте феномена визуализации [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters). 2020. № 12 (декабрь). ART 2909. URL: http://emissia.org/offl ine/2020/2909.htm (дата обращения: 25.09.2023).

13. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1985. 126 с.

14. Капкаев Ю. Ш., Бенц Д. С., Поздов А. А., Малютина А. Д. Интерактивное взаимодействие и геймификация образовательного процесса // Дистанционные образовательные технологии : Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (17–22 сентября 2018 года, Ялта) / отв. ред. В. Н. Таран. Ялта : Ариал, 2018. С. 26–29.

15. Сейтказиева Н. С., Токтогулова Г. А., Ибраева А. Т. Внедрение элементов геймификации в образовательный процесс // Вестник Международного Университета Кыргызстана. 2021. № 1(42). С. 131–136.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 13 | Скачиваний: 18