Современная подростковая повесть писателей Республики Хакасия: духовно-нравственный потенциал и актуальные читательские практики осмысления
Автор(ы):
Кольчикова Наталья Лаврентьевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики, https://orcid.org/0000-0002-0547-0592, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
655017, Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90, тел.: +7 (3902) 223591, pollik21@mail.ru
Аннотация
Введение. В педагогическом сообществе всё чаще звучит мнение о том, что подростками труднее воспринимается классический текст, содержащий устаревшие поэтические слова, чем современный. Способом преодоления этого разрыва между классической литературой и современным подростком может стать обращение к современной региональной литературе. В федеральном государственном образовательном стандарте в числе предметных результатов на уроках литературы указывается на понимание литературы как основных национально-культурных ценностей народа. Цель исследования: раскрыть актуальный нравственно-воспитательный потенциал современной подростковой историко-приключенческой повести писателей Республики Хакасия, исходя из особенностей исторически сложившегося отечественного мышления как идеалообразующего; выявить особенности восприятия учащимися региональных текстов; найти способы сопряжения практики чтения подростков с другими практиками, в том
числе творческими, коммуникативными, требующими самостоятельности (лонгрид, мемы, открытки и др.).
Материалы и методы исследования. Методологическая основа исследования: труды литературоведов: В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, П. А. Троякова, В. М. Головко, Ю. В. Шатина, – а также работы известных учёных-методистов: Е. С. Романаничевой, Г. В. Пранцовой, Н. Н. Сметанниковой, И. В. Сосновской и др. Методами исследования стали: историко-типологический метод, предполагающий комплексное изучение особенностей творчества писателя; историко-функциональный метод, который использовался при сопоставлении интерпретаций произведений хакасских авторов; аксиологический – метод осмысления духовно-нравственного потенциала современных подростковых текстов. Исследовательские методы применялись при изучении особенностей восприятия региональных текстов современными подростками, внедрения актуальных читательских практик, в том числе творческих, коммуникативных, требующих самостоятельности школьников (лонгрид, мемы, открытки и др.).
Результаты исследования. Обобщив читательский опыт, представленный в высказываниях и работах учащихся по повестям А. Котожекова и В. Балашова, приходим к пониманию, что цель детско-подростковой литературы в целом – формировать мотивацию к чтению, передавать значимые ценности, обозначать необходимые навыки и готовить к вступлению во взрослую жизнь. В этом плане повести современных писателей Республики Хаксия – А. Чапрая и В. Балашова, написанные для читателя-подростка, очень современны актуально-нравственной проблематикой, близким для подростков приключенческим остросюжетным повествованием. В ходе осмысления повестей А. Чапрая «Вой Сизого волка» (2022) и В. Балашова «Секретная миссия Егудэя» (2021) учащимися выявлена их отчётливая гуманитарная составляющая, духовно-нравственные ориентиры, которые имеют значение для подростка. Проведённое исследование подтверждает важность использования наряду с традиционными практиками чтения творческих, коммуникативных практик, которые школьниками осваиваются самостоятельно, – создания лонгридов, мемов, открыток и др. Использование технологии лонгрид основе регионального текста способствует актуализации его прочтения с позиции ценностно-смысловых доминант, что адекватно вызовам социокультурной ситуации, в которой растут школьники цифровой эпохи.
Ключевые слова: читательские практики, подростковое чтение, духовно-нравственный потенциал, жанровая специфика, историко-приключенческий, повесть, лонгрид, мем, эссе
Для цитирования: Кольчикова Н. Л. Современная подростковая повесть писателей Республики Хакасия: духовно-нравственный потенциал и актуальные читательские практики осмысления // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 27–46. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-27-46
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-27-46
УДК: 82-311.3:371
Статья поступила в редакцию 08.02.2024, одобрена после рецензирования 21.02.2024, принята к публикации 26.02.2024.
Список источников:
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века.(в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. : Интер Диалект+, 1997. 697 с.
2. Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 2. С. 138.DOI: 10.15293/2226-3365.1802.08
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287.URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1069227820 (дата обращения: 23.10.2023).
4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М. ; Л. : Художественная литература, 1962. 444 с.
5. Головко В. М. Герменевтика литературного жанра: учеб. пособие ; 3-е изд., 2015. 185 с.
6. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса ; 2-е изд. М. : Восточная литература, 2004.462 с.
7. Трояков П. А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения: исследования и приложения. Абакан : [б. и.], 1991. 326 с.
8. Шатин Ю. В. Типология и эволюция сюжета в русском романе второй половины ХIХ в. : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Л., 1976. 22 с.
9. Беляева Н. В. Модернизация преподавания литературы в школе в условиях цифровой трансформации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 3. С. 87–94. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.10
10. Купрещенко О. Ф. Учебный лонгрид как мультимодальный текст: к вопросу о специфике жанра // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 69–77. DOI: 10.18721/JHSS.11206
11. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом ; 4-е изд. М. : Форум, 2017. 368 с.
12. Синотина Е. В. Организация учебной деятельности учащихся в ходе изучения современной подростковой литературы // Чтения Ушинского : мат-лы междунар. конф. (1 февраля – 1 апреля 2016 г., Ярославль). Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2016. С. 128–131.
13. Черняк М.А. Современная русская литература: учеб. для вузов ; 2-е изд. М.: Юрайт, 2010. С. 294.
14. Балашов В. Б. Секретная миссия Егудэя // День и ночь. 2021. № 4. С. 12–30.
15. Чапрай А. Вой Сизого Волка. Повесть для детей старшего школьного возраста. Абакан : Бригантина, 2022. 183 с.
16. Мотяшов И. П. Счастливый труд души : беседы о дет. и юнош. лит. ; 2-е изд., доп. М. : Мол. гвардия, 1988. 190 с.