Дифференцированный подход к педагогической работе с родителями в условиях детской реабилитации: начальный этап изучения семьи
Автор(ы):
Маргарита Владимировна Браткова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-8779-2287, e-Library SPIN: 7028-2448, Московский городской педагогический университет
129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
старший научный сотрудник психолого-педагогической помощи НИИ неотложной детской хирургии и травматологии
119180, Россия, г. Москва, Большая Полянка, 22, тел. : +7 (495) 9592779
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены актуальные вопросы оказания педагогической помощи родителям (лицам, их замещающим), воспитывающим детей с последствиями нейротравмы, в условиях стационара: изучены особенности включения близких ребёнку взрослых в комплекс реабилитационных мероприятий; представлены группы родителей, учёт которых позволяет эффективно выстраивать комплексное содержание реабилитационного процесса. Цель исследования – представить результаты изучения специфики родительских позиций по отношению к ребёнку с последствиями нейротравмы.
Материалы и методы. Было задействовано 106 семей. Методы исследования: изучение психолого-медико-педагогической документации, анкетирование и беседа с родителями, направленное наблюдение, психолого-педагогическое обследование ребёнка.
Результаты исследования. Определены методы изучения родительской позиции в условиях стационара. Описаны критерии родительской активности, факторы, как улучшающие, так и затрудняющие включение близких в комплексную реабилитацию (биологические, индивидуально-психологические, микро- и макросоциальные). Выделены дифференцированные родительские группы, учёт которых позволяет разрабатывать педагогическую помощь, её содержание и методы вариативно как на раннем этапе реабилитации, так и в отдалённом периоде восстановления ребёнка.
Обсуждение и заключение. Все семьи, воспитывающие детей с последствиями тяжёлой нейротравмы, нуждаются в комплексной медико-психолого-педагогической помощи на протяжении всего реабилитационного/абилитационного процесса. Содержание педагогической работы с близкими выстраивается дифференцированно, исходя из уровней родительских групп. Результаты исследования могут быть полезны специалистам, оказывающим комплексную помощь детям с тяжёлой нейротравмой, а также близким взрослым.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семьи, нейротравма, дети с нарушениями развития, специалисты сопровождения, анкетирование, семейное воспитание, тяжёлая черепно-мозговая травма, детская реабилитация
Для цитирования: Браткова М. В. Дифференцированный подход к педагогической работе с родителями в условиях детской реабилитации: начальный этап изучения семьи // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 64–76. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-64-76
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-64-76
УДК: 37.018.46:37.018.11:376.1
Статья поступила в редакцию 01.12.2023, одобрена после рецензирования 01.03.2024, принята к публикации 05.03.2024.
Список источников:
1. Аралова М. П., Асланян К. С., Полевичен ко Е. В. Психологическое исследование родительского отношения к дошкольникам в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза // Социальные и психологические проблемы детской онкологии : мат-лы первой Всерос. конф. с междунар. участием. М. : [б. и.], 1997. С. 105–107.
2. Браткова М. В., Закрепина А. В. Экспериментальное исследование типологических особенностей психической активности детей после травмы // Психология обучения. 2017. № 9. С. 15–27.
3. Вылегжанина Г. Г. Взаимосвязь родительского отношения и преобладающих мотивов к деятельности часто болеющего ребенка дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13; 19.00.04. Красноярск, 2006. 23 с.
4. Зерницкий О. Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2005. 19 с.
5. Лазуренко С. Б. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в условиях стационара // Российский педиатрический журнал. 2008. № 5. С. 39–41.
6. Валиуллина С. А., Сиднева Ю. Г., Закрепина А. В., Фуфаева Е. В., Тютюкина А. И., Быкова В. И., Боттаева Ж. С., Аркатова Е. А., Борисова Н. В., Браткова М.В. Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Ч. 1 : Сниженный уровень сознания – вегетативный статус, минимальное сознание / под ред. С. А. Валиуллиной. М. : Парадигма, 2018. 48 с.
7. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика : учебно-методическое пособие. СПб. : Речь, 2010. 192 с.
8. Бах О. П. Значение адаптации в семье для реабилитации психически больных // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. Л. : Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1978. С. 38–46.
9. Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 84–98.
10. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие : хрестоматия. СПб. : Речь, 2007. 400 с.
11. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198–201.
12. Мамайчук И. И., Миланич Ю.М. Психологические проблемы матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы и риском нарушений психофизического развития // Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. Спецвыпуск. С. 339–341.
13. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.18. М., 1976. 24 с.
14. Ткачёва В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник ; 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2021. 281 с.
15. Шипицына Л. М. Старое и новое: социальная защита в России. СПб. : Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, 1997. 41 с.
16. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Екжанова Е. А., Даирова Р. А., Аксенова Л. И., Браткова М. В., Григоренко Н. Ю., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В., Новикова Д. Э., Олешова В. В., Тюрина Н. Ш., Югова О. В., Усанова Е. А., Шешукова М. В. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : коллектив. моногр. М. : Парадигма, 2018. 377 с.
17. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учеб. М. : ИНФРА-М, 2022. 184 с.
18. Мазурова Н. В., Подольская Т. А. Социально-психологическая адаптация родителей детей с тяжелыми заболеваниями // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 1. С. 66–78.
19. Закрепина А. В. Изучение особенностей психической деятельности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой как начальный этап реабилитации средствами образования // Педиатрическая фармакология. 2012. Т. 9, № 5. С. 75–79.