Учебно-методическое обеспечение процесса формирования ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью при получении профессии

Автор(ы):

 

Оксана Вячеславовна Фомина, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования, https://orcid.org/0009-0004-3253-6325, Author ID в РИНЦ: 3595-7658, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы,

230003, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Захарова, 32, тел.: + 375 (1522) 450280, тел.: + 375 (1522) 450280, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. В статье раскрывается актуальность исследования вопросов формирования ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в период получения ими профессии: в XI–XII классах углублённой социальной и профессиональной подготовки, учреждениях профессионально-технического образования. Описываются этапы и направления методики формирования ориентировки во времени у учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, дана подробная характеристика учебно-методического обеспечения процесса формирования ориентировки во времени у лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Материалы и методы. Использовались методы анализа и синтеза педагогической литературы по проблеме исследования, систематизации учебного материала, педагогического тестирования, контрольного эксперимента, статистической обработки данных.

Результаты исследования. По результатам констатирующего эксперимента определены основные трудности, возникающие у лиц с интеллектуальной недостаточностью в овладении навыками ориентировки во времени, среди которых: сложности применения знаний в новых условиях при решении задач бытового и профессионально-трудового характера, наполнения мер времени конкретным содержанием, сложности ориентировки в календаре, расписании движения общественного транспорта и др. Апробация учебно-методического обеспечения показала его эффективность, о чём свидетельствуют результаты итоговой диагностики учащихся, составивших экспериментальную группу, в сравнении с результатами учащихся, вошедших в контрольную группу.

Ключевые слова: ориентировка во времени, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, профессия, учебно-методическое сопровождение, методика

Для цитирования: Фомина О. В. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью при получении профессии // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 201–217. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-201-217

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-201-217

УДК: 376.43+37.048.4

Статья поступила в редакцию 15.05.2024, одобрена после рецензирования 30.05.2024, принята к публикации 02.06.2024.

Список источников:

1. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 3. С. 28–31.

2. Цуканов Б. И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1990. № 3. С. 28–32.

3. Финкельштейн И. И. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов // Известия АПН РСФСР. 1961. Вып. 114. С. 135–180.

4. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2005. 221 с.

5. Аристотель. Физика / пер. В. П. Карпова. М. : Юрайт, 2024. 228 с.

6. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М. : АСТ, 2015. 352 с.

7. Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1940–1949. В 5 т. Т. 3 : Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных – условные рефлексы. 607 с.

8. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет 1887–1939. СПб. : Питер, 2002. 448 с.

9. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М. : Наука, 1979. 454 с.

10. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 486 с.

11. Рубинштейн С. Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. № 4. С. 16–25.

12. Элькин Д. Г. Восприятие времени. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 311 с.

13. Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже ; пер. с англ. М. : Просвещение, 1967. 623 с.

14. Ералиева С. Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1983. № 2. С. 63–66.

15. Лещинская Т. Л. Особенности формирования знаний о мерах времени и их коррекция на основе наглядно-практической деятельности учащихся. В помощь учителям специальных школ. Минск : [б. и.], 1981. 9 с.

16. Пумпутис Ю. Ю. Особенности усвоения мер длины, веса и времени учащимися V–VI классов вспомогательной школы // Дефектология. 1975. № 1. С. 36–41.

17. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М. : Владос, 2001. 408 с.

18. Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Особенности обучения математике во вспомогательной школе. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. 80 с.

19. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2005. 221 с.

20. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. М. : Научный мир, 2005. 239 с.

21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

22. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Акад. пед. наук РСФСР; под ред. Ж. И. Шиф. М. : Просвещение, 1965. 343 с.

23. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М. : Флинта, 2000. 103 с.

24. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь, 2007. 390 с.

25. Алтынцева Е. Н., Захарова Ю. В., Конюх О. В. Подготовка к самостоятельной жизни учащихся с интеллектуальной недостаточностью: теоретические аспекты // Спецыяльная адукацыя. 2020. № 3 (134). С. 3–7.

26. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М. : Педагогика, 1985. 128 с.

27. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М. : Педагогика, 1969. 216 с.

28. Старобина Е. М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3, № 1. С. 60–68. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnogo-obrazovaniya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.02.2024).

29. Фомина О. В. Методика формирования способов измерения времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в процессе профессионально-трудового обучения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2022. № 2. С. 350–365. DOI: 10.35231/18186653_2022_2_350

30. Фомина О. В. Формирование ориентировки во времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: пособие для студентов специальности «Олигофренопедагогика». Гродно: ГрГУ, 2022. 70 c.

31. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е., Фомина О. В. Математика: учеб. пособие для 12 класса 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. Минск : Народная асвета, 2019. 232 с.

32. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е., Фомина О. В. Специальные методики школьного обучения. Методика преподавания математики: рабочая тетрадь. Минск : БГПУ, 2022. 60 с.

33. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. Минск : НИО, 2016. 18 с.

34. Учебная программа по учебному предмету «Социальное ориентирование» (для XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. Минск : НИО, 2017. 26 с.

35. Учебная программа по учебному предмету «Элементы экономических знаний» для XI‒XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. Минск : НИО, 2016. 35 с.

36. О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь от 9 янв. 2002 г. № 90-З: [Электронный ресурс] // Pravo. bi. сайт. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p 0=H10200090

37. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З [Электронный ресурс] // Pravo. bi. сайт. URL: https://pravo.by/document/?guid=

3871&p0=hk9900296

38. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е., Войткевич М. И. Математика: учеб. пособие для 11-го класса 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. Минск: Народная асвета, 2018. 232 с.

39. Перечень квалификаций, рекомендованных для обучения лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов (из таблицы10 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь Специальности и квалификации (ОКРБ 011-2009), утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 2 июня 2009 № 36) [Электронный ресурс] // Asabliva. by. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=15485 (дата обращения: 18.03.2018).

40. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е. Реализация актуальных научных подходов в содержании учебника математики XI класса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Проблеми сучасного підручника: зб. наук. праць. 2018. Вип. 20.

С. 212–222.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 34 | Скачиваний: 23