«Единственный метод образования есть опыт» (Л. Н. Толстой): приёмы стимулирования свободного литературного творчества (методика К. П. Спасской и К. Б. Бархина)

Автор(ы):

Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Во введении автор обращается к одной из самых известных статей М. А. Рыбниковой, сопоставляет сказанное великим методистом с сегодняшней ситуацией, связанной с обучением написанию сочинений, и говорит о том, что эта тема является одной из «вечных» для методики: каждое поколение отечественных методистов ищет на него ответ, адекватный вызовам времени. Автор также утверждает, что решение этой проблемы современной наукой будет неэффективно, если не будет осмыслено и актуализировано то, что было сделано в этой области в методике 20–30-х годов прошлого столетия.

Материалы и методы. Материалами для доказательства выдвинутого тезиса послужили в первую очередь статьи, опубликованные в журнале, который стал в 1936 году предшественником двух методических изданий «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Обращение к этим текстам методистов 20–30-х годов не первая попытка автора актуализировать для профессионального сообщества тему, связанную с обучением написанию творческих работ. На основе контент-анализа большого массива публикаций автор показывает, что внимание методистов 20–30-х годов было сосредоточено не столько на сочинениях, написанных на основе почитанного, сколько на тех, которые можно отнести к свободному творчеству учащихся, т. е. выстроенных на основе личного опыта и наблюдений, а также деятельности творческого воображения. Автор последовательно показывает, почему обучение сочинениям свободного характера было ответом на вызовы времени и запрос государства, которое ставило перед советской школой задачу развития устной и письменной речи учеников как одну из ключевых.

Обзор литературы, предпринятый автором, убеждает, что новаторская и оригинальная методика обучения написанию творческих сочинений, разработанная М. А. Рыбниковой, стала результатом не только обобщения её собственного опыта, созданная ею целостная методическая система вполне вписывалась в контекст поисков новых подходов, методов и приёмов обучения творчеству, которые предпринимали её коллеги-методисты К. П. Спасская и К. Б. Бархин. Так, К. П. Спасская, обобщив существовавший тогда опыт коллег, в том числе и на основе их публикаций, сгруппировала приёмы стимулирования детского творчества и кратко описала их. Развитие эта тема получила в статьях К. Б. Бархина, опубликованных в 30-е годы.

Результаты исследования были получены на основе анализа трёх статей К. Б. Бархина, которые автор выделил как ключевые. В начале этой части автор статьи справедливо отметил, что в силу недоступности источников методисты-словесники недостаточно хорошо знают о вкладе К. Б. Бархина (1879–1938) в методику обучения созданию творческих работ. Анализ статей этого методиста позволил автору статьи сделать вывод, что К. Б. Бархин существенно обогатил и развил методическую систему обучения созданию творческих сочинений, разработанную М. А. Рыбниковой: он также работал на стыке двух методик, занимаясь проблемами развития речи. В статье предложен анализ двух статей учёного: «Культура устного и письменного слова» и «Методика описания», в рамках которых методист предлагает описание приёмов, способствующих развитию наблюдательности, а также разные виды упражнений, помогающие ученику оформить свои впечатления на бумаге, иными словами, Бархин показывает, каким образом школьника можно научить создавать свой текст. Особенностью этих упражнений является то, что их выполнение позволяет юному автору связать работу над собственным текстом и чтение текста программного. Если Рыбникова предлагала путь «от маленького писателя – к большому читателю», то методист, её современник, выстаивает свою систему упражнений на своеобразных челночных ходах: от письма к чтению и от чтения к письму.

В заключение автор говорит о том, что система стимулов детского литературного творчества и разработанные методистами-предшественниками приёмы обучения творчеству, воплощённые в систему упражнений, должны быть актуализированы и обоснованы отечественной методикой, а статьи методистов 20–30-х годов откомментированы и подготовлены к републикации. Их материал существенно обогатит инструментарий современной методики обучения речи.

Ключевые слова: развитие устной и письменной речи, творческие сочинения, свободное творчество, контент-анализ массива методических статей, К. П. Спасская, К. Б. Бархин, приёмы стимулирования литературного творчества, творческие упражнения

Для цитирования: Романичева Е. С. «Единственный метод образования есть опыт» (Л. Н. Толстой): приёмы стимулирования свободного литературного творчества (методика К. П. Спасской и К. Б. Бархина) // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 319–332. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-319-332

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-319-332

УДК: 371.322

Статья поступила в редакцию 30.06.2024, одобрена после рецензирования 15.07.2024, принята к публикации 20.07.2024.

Список источников:

1. Рыбникова М. А. От маленького писателя – к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81–89.

2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М. : Учпедгиз, 1941. 280 с.

3. Добромыслов В. А. Постановка сочинений и изложений в V–VII классах в связи с литературным чтением // Русский язык в школе. 1946. № 3–4. С. 49–61.

4. Львов М. Р. Русский язык в школе: история преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей. М. : Вербум-М, 2007. 331 с.

5. Абакумов С. И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. Л. : Брокгауз-Ефрон, 1925. 137 с.

6. Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. М., Л. : Госиздат, 1927. 120 с.

7. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Дорога в словесное творчество. М. : Библиомир, 2023. 200 с.

8. Острикова Т. А., Куманяева А. Е., Боброва Т. А. Хронология журналов «Родной язык в школе» / «Русский язык в школе» (1914–2020) и «Русский язык в школе и дома» (2001–2020) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 107–111.

9. От редакции // Детcкие чтения. 2023. № 1 (023). С. 6–8.

10. Дрейфельд О. В. О принципах формирования «творческого задания» для олимпиады школьников по литературе // Филологический класс. 2016. № 1 (43). С. 37–45. DOI: 10.26710/fk16-01-06

11. Рыбникова М. А. Об искажении и огрублении речи учащихся // Родной язык в школе. 1927. № 1. С. 243–255.

12. Рыбникова М. А. История шести дорог (к вопросу о творческих сочинениях) // Русский язык и литература в средней школе : метод. сб. 1934. № 3. С. 65–74.

13. Гаранина А. И. Детское литературное творчество в исследованиях методистов-словесников советского периода (20–30-е гг. ХХ века) // Вести БГПУ. Серия 1. 2015. № 3. С. 43–47.

14. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Собрание сочинений в 22 т. Т. 15. М. : Художественная литература, 1983. С. 10–33.

15. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2005. 512 с.

16. Спасская К. П. Приемы стимулирования детского литературного творчества // Русский язык и литература в трудовой школе. 1928. № 4–5. С. 170–190.

17. Рыбникова М. А. Постановка творческих работ // Русский язык в советской школе. 1930. № 1. С. 98–111.

18. Рыбникова М. А. Культура образа // Русский язык в советской школе. 1930. № 5. С. 57–69.

19. Попова Г. Творческие письменные работы учащихся // Русский язык в школе. 1940. № 2. С. 68–75.

20. Случевская Л. Е. Литературно-образовательные экскурсии // Русский язык в трудовой школе. 1928. № 4–5. С. 139–150.

21. Романичева Е. С. «Проба» М. А. Рыбниковой: о практиках литературного образования 20-х годов ХХ века. Литературное образование сегодня: новые практики, новые тексты : монография. М. : МГПУ, 2024. С. 12–25

22. Леонова Е. М. Письменная работа в связи с экскурсией // Русский язык в школе. 1937. № 3. С. 98–104.

23. Бархин К. Б. О свободном творчестве учащихся // Родной язык в школе. Науч.-пед. сб. Кн. 6. М. : Работник просвещения, 1927. С. 151–165.

24. Лингводидактический биографический словарь: около 500 научных биографийспециалистов в области изучения и преподавания языков и смежных дисциплин / авт.-сост. А. Н. Щукин, Л. В. Московкин, В. Д. Янченко. М. : Русский язык. Курсы, 2022. 528 c.

25. Ситникова Г. С. Бархин Константин Борисович (к 115-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1991. № 2. С. 54–57.

26. Гетьманенко Н. И. К. Б. Бархин (1879–1938) // Русский язык в школе. 1999. № 2. С. 59–63.

27. Бархин К. Б. Свободное словесное творчество детей и подростков в Германии // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 124–132.

28. Бархин К. Б. Культура устного и письменного слова // Родной язык и литература в средней школе. 1935. № 3. С. 15–26

29. Бархин К. Б. Методика описания // Русский язык в школе. 1936. № 4. С. 27–39.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 6 | Скачиваний: 4