Автор(ы):
Людмила Ивановна Бочанцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, https://orcid.org/0009-0002-9597-7588, Государственный аграрный университет Северного Зауралья
625003, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 7, тел.: +7 (3452) 461643, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. Анализ исследований показал несоответствие между ростом числа подростков из дисфункциональных, дезорганизованных и проблемных семей с очевидными проявлениями эмоционального неблагополучия и потребностью социума в гармоничном развитии молодого поколения. Изучение особенностей эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей и поиск эффективных психологических средств его формирования подчёркивает актуальность проблемы. Цель этого исследования заключается в постановке проблемы и определении подходов к изучению процесса формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей.
Материалы и методы. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях, являются объектом нашего исследования. Предмет исследования – процесс формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. С учётом обозначенной проблемы и цели решались следующие задачи: проанализировать состояние проблемы эмоционального благополучия личности в научной литературе; выявить особенности эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей; теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность психологического тренинга с элементами арт-терапии, направленного на формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. Применялся комплекс психодиагностических методик, позволяющий выявить особенности эмоционального благополучия у подростков. Использован непараметрический метод статистического анализа – критерий знаков G.
Результаты исследования. Представлены результаты теоретического изучения психологического, субъективного и эмоционального благополучия личности, проанализированы ключевые компоненты и показатели детского благополучия. Описана специфика проявлений эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей. Подчёркивается, что психологическая атмосфера дисфункциональных семей, отсутствие гармонии и поддержки во взаимоотношениях негативно сказываются на психоэмоциональной и поведенческой сферах подростка. Представлены результаты эмпирического исследования по внедрению тренинговой программы с использованием элементов арт-терапии в качестве психологического метода по формированию эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей.
Обсуждение и заключение. Реализованная программа позволила улучшить показатели эмоционального благополучия у подростков. Полученные данные могут представлять интерес для специалистов в области психологии, педагогики и социальной работы по сопровождению детей.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, подростки, формирование, эмоциональное неблагополучие, дисфункциональные семьи, проблемные семьи
Для цитирования: Бочанцева Л. И. Формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 395–409. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-395-409
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-395-409
УДК: 159.922.8:376.63
Статья поступила в редакцию 23.07.2024, одобрена после рецензирования 12.08.2024,
принята к публикации 15.08.2024.
Список источников:
1. Неблагополучные семьи : кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 8 июля 2018 года. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neblagopoluchnye-semi-kto-vinovat-ichto-delat (дата обращения: 20.01.2024).
2. Бочанцева Л. И., Городилова М. А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 48-62. DOI: 10.31862/2218-8711-2019-5-48-62
3. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Учебное пособие к спецкурсу по психологии. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2008. 160 с.
4. Тумашов Е. Н., Бочанцева Л. И. Оценка субъективного благополучия магистрантов аграрного вуза: гендерные различия // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 февраля 2024 г.). Чебоксары : Среда, 2024. С. 297–299.
5. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1(26). С. 331–334. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0082
6. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : СПбГУ, 2000. С. 405–442.
7. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Фроленкова А. Л. Детский мир. Субъективное благополучие детей Тюменской области. М. : Знание-М, 2021. 194 с.
8. Брук Ж. Ю., Телицына А. Ю. Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам междунар. науч.-практ. конф. «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 2. С. 148–158. DOI: 10.17759/ssc.2022030211
9. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Волосникова Л. М., Семеновских Т. В. Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 85–100. DOI: 10.17759/pse.2021260507
10. Проблемы психологического благополучия : мат-лы Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Екатеринбург, Фергана, 7 апреля 2023 года). Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2023. 417 с.
11. Данилова М. А., Панина Н. Т. Теоретическое осмысление феномена «Психологическое благополучие» // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-7. С. 20–25. DOI: 10.18411/lj-04-2020-134
12. Иванова Е. В., Шаповаленко И. В. Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 52–63. DOI: 10.17759/jmfp.2023120305
13. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 3. С. 9–21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301
14. Ослон В. Н., Семья Г. В., Прокопьева Л. М., Колесникова У. В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 41–50. DOI: 10.17759/pse.2020250604
15. Иванова Е. В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 96–103. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-96-103
16. Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 6(83). С. 73–76.
17. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. Т. 2, № 3(19). С. 28–32.
18. Белов А. Г. Эмоциональное благополучие девиантных подростков // Конструктивные педагогические заметки. 2024. № 12-1(21). С. 219–222.
19. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 40–50. DOI: 10.17759/pse.2018230505
20. Исаева О. М., Дунаева Н. И. Возможности программы ICDP в формировании эмоционального благополучия детей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 299–305. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-36
21. Дмитриева Н. Б. Психология здоровья личности. Учебное пособие. Казань : ТГ-ГПУ, 2010. 61 с.
22. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений: психологический практикум. СПб. : Речь, 2010. С. 66–70.
23. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.
24. Бочанцева Л. И. Возможности групповых и индивидуальных средств психокоррекции поведенческих нарушений у подростков в условиях средней общеобразовательной школы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия : Психологические науки. 2023. № 4. С. 35–52. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52
Скачать статью в формате pdf.
Автор(ы):
Светлана Михайловна Горбачева, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по учебной работе, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи и медицины катастроф, https://orcid.org/0000-0003-3235-0374, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации
664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел.: +7 (3952) 465326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Марина Алексеевна Алферова, старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий, https://orcid.org/0000-0003-4494-177X, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации
664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел.: +7 (3952) 465326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Андрей Петрович Ногин, старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий, специалист по учебно-методической работе, https://orcid.org/0009-0001-8274-2168, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации
664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный,100, тел.: +7 (3952) 465326, sm-nogin@\yandex.ru
Аннотация: Введение. В настоящее время в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников наряду с традиционными формами обучения практикуется дистанционное обучение. Исследование, представленное в статье, было направлено на выявление степени значимости и уместности дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников, на определение возможности использования новых технологий обучения в профессиональной среде медицинских работников. Статья призвана показать степень готовности слушателей и их восприимчивости к дистанционному обучению, выявить условия, при которых дистанционное обучение полезно и даже необходимо в обучении состоявшихся специалистов.
Материалы и методы. Проводимое авторами статьи исследование является прикладным. В ходе исследования был применён системный подход с анализом различных сторон и аспектов готовности слушателей к дистанционной работе при освоении профессиональной образовательной программы. В качестве наиболее адекватного метода исследования было избрано анкетирование, которое осуществлялось в реально организованном учебном процессе на площадке дистанционного обучения академии. Для части обучающихся и обучающих это стало одновременным получением и изучением нового педагогического опыта. Вопросники составлялись поэтапно по всем правилам их разработки. В исследовании рассмотрены результаты анкетирования, которое проводилось в течение учебного семестра с сентября по январь 2023 г.
Результаты исследования. Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников, как показал наш опрос, востребовано. Более того, с расширением процесса цифровизации различных областей жизни общества и совершенствованием информационных систем технология дистанционного обучения будет развиваться.
Обсуждение и заключение. Так как дистанционное обучение, как свидетельстуют результаты исследования, для медицинских специалистов актуально и будет вострбовано, в системе дополнительного профессионального образования и на уровне руководства медицинских организаций, принимающих решение об обучении специалиста,
требуется пересмотр важных вопросов, в том числе по предоставлению гибкого индивидуального графика обучения и работы специалисту, обучающемуся без отрыва от своей производственной практики.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, медицинское образование, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования
Для цитирования: Горбачева С. М., Алферова М. А., Ногин А. П. Переосмысление значения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 364–380 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380
УДК: 378.046.4:61:004
Статья поступила в редакцию 09.07.2024, одобрена после рецензирования 29.08.2024,
принята к публикации 10.09.2024.
Список источников:
1. Исакович А. П. Трактовка термина «смешанное обучение» с точки зрения технологического и содержательного подходов: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, Вып. 6. С. 589–598.
2. Владзимирский А. В. История телемедицины: люди, факты, технологии. Донецк : Цифровая типография, 2008. 82 с.
3. Гаспарян С. А., Пашкина Е. С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. М., 2002. 303 с.
4. Пашкина Е. С., Зарубина Т. В. О программах информатизации здравоохранения России (обзор) // Врач и информационные технологии. 2009. № 6. С. 46–57.
5. Марухно В. М. Дистанционное образование в медицине [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 154–156. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005 (дата обращения: 20.07.2024).
6. Агранович Н. В., Ходжаян А. Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2012.
№ 3-3. С. 545–547. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29752 (дата обращения: 20.07.2024).
7. Создание учебных модулей для дистанционного обучения врачей общей практики (семейных врачей) : медицинские рекомендации / сост. И. Н. Денисов, А. И. Иванов,
Е. И. Черниенко, А. В. Мыльников, Н. В. Топчий, И. А. Мискарян, В. К. Дьячковский. М. : ВУНМЦ, 2019. 31 с.
8. Кудрина В. Г. Информационно-коммуникационные технологии в развитии непрерывного медицинского образования // Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 71–74.
9. Алфёрова М. А. Опыт внедрения дистанционного обучения в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей // XIV регион. науч.-практ. конф.
преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, 27 марта 2007 г.). Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. С. 237–239.
10. Алфёрова М. А. Новые технологии обучения в системе последипломной подготовки врачей и провизоров // Подготовка кадров для области – потребности и инновационные подходы: мат-лы круглого стола форума-выставки «Инновационный форум» / под науч. ред. М. А. Винокурова, В. И. Самарухи. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. С. 130–132.
11. Голубчикова М. Г., Алферова М. А. Концепция развития учреждения дополнительного профессионального образования в контексте реализации идеи непрерывности обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (14). С. 74–76.
12. . Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2021
№ 273-ФЗ // Российская газета. 30 декабря 2012 г.
13. Гинзбург И. В., Трошкина Т. Н. Дистанционное образование в Российской Федерации: понятие и вопросы правового регулирования // Реформы и право. 2013. № 2. С. 50–56.
14. Терентьев Р. В. К вопросу о правовом регулировании дистанционного обучения
[Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2021. № 1(41).
С. 78–85. URL: https://doi.org/10.25688/2076-9113.2021.41.1.09 (дата обращения: 20.07.2024).
15. Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года [Электронный ресурс] // Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=320600&ysclid=m1acxfbtik46278744 (дата обращения: 22.06.2024).
16. Все силы на подготовку специалистов нового поколения! // Сеченовские вести. 2011. № 5. 4 апреля. С. 6.
17. Кузнецов М. Ю., Лишко Т. Н. Некоторые аспекты дистанционного обучения в системе непрерывного медицинского образования врачей в России // Здоровье мегаполиса. 2022. Т. 3, № 2. С. 65–71.
18. Ленок Г. В., Пивень Д. В., Алфёрова М. А. Инновационные технологии в непрерывном последипломном образовании врача // Сибирский педагогический журнал.
Новосибирск. 2009. № 3. С. 294–299.
19. Зернова Н. И., Плешкова Е. М., Парменова Л. П., Васильева Л. С., Яйленко А. А. Непрерывное медицинское образование и возможности практического врача [Электронный ресурс] // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 75–78. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-i-vozmozhnosti-
(дата обращения: 20.07.2024).
20. Пенькова Л. В., Дилдабекова Н. Т., Асмагамбетова М. Т., Романова А. Р. Дистанционный метод образования в медицине – перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина. [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 73–76. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13072 (дата обращения: 20.07.2024).
21. Сергеев Н. С., Онбыш Т. Е., Сергеева А. В. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. Ч. 4. № 7(109). С. 105–109. URL: https://doi.org/10.23670/
IRJ.2021.109.7.127/ (дата обращения: 20.07.2024).
22. Голубчикова М. Г. Практический аспект проблемы сопровождения индивидуальной педагогической траектории преподавателя в системе дополнительного профессионального медицинского образования (на примере Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования) // Сибирский медицинский журнал. 2012. № 7. С. 143–145.
23. Хасанов Р. Ш., Юсупова Н. З., Игнашина Е. Г., Антропова Е. Ю., Данилова О. В., Юпатов Е. Ю., Хайруллина А. И. Дистанционное обучение – современные реалии
[Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования.
2020. № 2. С. 101–116. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/distancionnoe-obucheniesovremennye-realii/ (дата обращения: 20.07.2024).
24. Алексеева А. Ю., Балкизов З. З. Медицинское образование в период пандемии
COVID-19: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2 (38). С. 8–24. URL: https://www.
rosmedobr.ru/journal/2020-god/meditsinskoe-obrazovanie-v-period-pandemii-covid-19-
problemy-i-puti-resheniya-/ (дата обращения: 20.07.2024).
25. Дистанционное обучение в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Интерфакс. Образование. 15.04.2020. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/
research/4491/ (дата обращения: 20.07.2024).
26. COVID-2019. Медицинские вузы в условиях пандемии [Электронный ресурс] // Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений». 14.04.2020. URL: http://sovetrektorov.ru/novosti/2020/covid-2019-meditsinskievuzy-v-usloviyakh-pandemii/ (дата обращения: 20.07.2024).
27. Алферова М. А. Пересмотр стратегии и тактики реализации дистанционного обучения в ИГМАПО после опыта работы в период пандемии. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2020. № 4. С. 45–57. URL:
https://www.profmedobr.ru/articles/peresmotr-strategii-i-taktiki-realizacii-distancionnogo-
obuchenija-v-igmapo-posle-opyta-raboty-v-period-pandemii/ (дата обращения: 20.07.2024).
28. Грищук А. С., Алфёрова М. А., Новикова Е. С. Использование платформы Moodle в дистанционной образовательной деятельности в системе непрерывного медицинского образования [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2023. № 1. С. 32–45. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/
ispolzovanie-platformy-moodle-dlya-distanczionnoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-sistemenepreryvnogo-mediczinskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.07.2024).
29. Белохвостикова Т. С., Алферова М. А. Реализация дистанционного обучения в период пандемии // Клиническая лабораторная диагностика. 2021. Т. 66, № 4. С. 15.
30. Ахвердиев К. Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. № 6 (17). С. 308–310.
31. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. L. : British Council, 2013. P. 12.
32. Глыбочко П. В. Перспективы развития в РФ дистанционной и симуляционной форм обучения // Hi+Med. Высокие технологии в медицине. 2014. № 7(24). С. 28–32.
33. Баженова Ю. В. Пустозеров В. Г., Михалевич И. М., Подашев Б. И. Качество дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования.
2023. № 1. С. 18–31. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/kachestvo-dopolnitelnogoprofessionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-distanczionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 20.07.2024).
34. Алферова М. А., Ногин А. П. Профессиональная помощь преподавателю в организации дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2023. № 2. С. 84–94. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/professionalnaya-pomoshh-prepodavatelyu-v-organizaczii-distanczionnogoobucheniya/(дата обращения: 20.07.2024).
Скачать статью в формате pdf.