Статьи выпуска № 4, год 2024

Концепция трагического оптимизма Фридриха Вильгельма Ницше: философское осмысление и педагогическая интерпретация

Автор(ы):

Юлия Владимировна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

450057, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 55, тел. : +7 (347) 2462447, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Предметом исследования является концепция «трагического оптимизма» Ф. В. Ницше. Автор выявляет антропологические и гуманистические аспекты сопутствующих оптимизму феноменов, среди которых: человек как мерило бытия; жизнеутверждающая философия воли в аспекте смирения с тем, чего нельзя изменить; воля как витальный дух в своей живой непосредственности; воля как интуитивное постижение жизни. Определяются место и роль феноменов в существовании человека. Прослежены динамика отказа Ф. Ницше от пессимизма А. Шопенгауэра и взаимосвязь ницшеанства, горьковского оптимизма и педагогического оптимизма А. Макаренко как веры в человека и его способность менять мир и себя к лучшему благодаря мечте, борьбе и смирению.

Методология исследования. Методы исследования. Общенаучные. Историко-философский анализ и педагогическая интерпретация произведений Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»; «ECCE HOMO»; «Шопенгауэр как воспитатель»; нигилизм Ницше в «Весёлой науке» и др.) Частнонаучные: описательный, сопоставительный анализ; изучение текстов, конкретизация основных понятий и идей философии Ницше в педагогическом ключе.

Подходы. 1. Идеи неклассической немецкой философии Ф. В. Ницше о морали, духе и воле к жизни, которые принимают формы мечты, борьбы и смирения, согласно которым метафизическая мечта познать мир и исправить мир сменяется духом борьбы с ужасами смерти и смирения с тем, что нельзя изменить; идея принятия действительности как способность человека жить сегодняшним днём; идея трагичности жизни как бездны (идея дионисийства в человеке как способа его бытия) и унизительность не страдания, а нежелания человека его замечать и принимать; идея развития личности и переосмысления ценностей; идея нравственного долга человека перед жизнью – утвердить свою мощь, воплотить желания и выразить себя в искусстве и творчестве; идея искусства как проявления подлинной жизни, наполненной смыслом (идея аполлонизма); идея единства искусства и жизни как творческой силы; идея защитной функции искусства как эстетического феномена и идея утешения человека, усомнившегося в могуществе духа; идея amor fati (любви к своей судьбе); опора на дух принятия.

2. Философия иррационализма, героического пессимизма и оптимистического нигилизма: идея иллюзии смысла и мира без цели, в котором человек свободен, чтобы принять утешающее оптимистическое мировоззрение, которое развеет экзистенциальный ужас, тоску, движение-к-смерти; идея искусства как возвышенное преодоление ужасного.

3. Трагический характер философии Ницше в противоречивом сочетании с духом самоутверждения составляет его идею полноты жизни.

Результаты исследования. Трагический оптимизм как феномен философии жизни парадоксален, так как с точки зрения педагогики и самовоспитания представляет собой движение человека по пути ницшеанского самосовершенствования от трагического минуса к оптимистическому плюсу. Говоря словами Ницше, «то, что не убивает нас, делает нас сильнее». Имеют педагогическое значение только усилия человека по улучшению своей нравственной природы и жизни. Такой оптимизм имеет две стороны. С одной стороны, это способность человека усовершенствовать мир благодаря мечте, которая исходит из его потребности «аполлонизма» (движения к свету, к прекрасному, лучшему); с другой – это способность к преодолению трудностей жизни и страданий человека, которая требует признать, что есть в жизни худшее, которое следует преодолеть, исходя из потребности «дионисийства» (потребности забыть себя посредством отречения от своих страданий). Оба инстинкта позволяют человеку забыть все тяготы существования.

В педагогической интерпретации философии жизни Ницше обнаруживается несколько способов, позволяющих научиться трагическому оптимизму. Среди них метод amor fati («любовь к жизни»), который можно трактовать как отказ ретушировать прошлое и приукрашивать будущее, как способ отношения к ошибкам и смирение с тем, чего нельзя изменить. Принято решение рассмотреть все способы как методы самовоспитания.

Обсуждение. В философии жизни прослеживается влияние на Ф. Ницше А. Шопенгауэра, который развернул данный тезис об оптимизме по-своему. Взгляд философа интересен для педагогики. На протяжении всей жизни человека все усилия его направлены на то, чтобы с помощью мечты извлечь из страданий «волю к победе». Выражением этого усилия является искусство. Такие направления искусства, как танец и музыка, служат средствами подчинения страданий ритму. Музыку Ницше трактовал как «подательницу забвения тягот жизни». В целом, с точки зрения Ницше, все виды искусства порождены одним и тем же оптимизмом – «порывом человеческого духа к лучшему миру». Иногда место музыки в трудах Ф. Ницше занимает диалог или актёрское действо. Их также можно трактовать как педагогические методы, а не только как воплощение воли к жизни.

Заключение. Философия жизни неоднозначна по сути и многогранна по содержанию: она предлагает интеллектуальный инструментарий не только на период борьбы, воли к жизни, но и на период спокойного принятия и любви к жизни во всех её проявлениях. На основе философской реконструкции и авторской педагогической интерпретации идей Ф. Ницше выявлено несколько методик преодоления страдания. Так, популярная концепция воли дополнена методами смирения и всеобъемлющего принятия. В этом новизна нашего исследования. Установлено, что философия жизни может представлять собой воспитательный проект и содержать способы, которые можно интерпретировать в педагогическом ключе как методы, образующие методику самовоспитания.

Ключевые слова: философия жизни, педагогическая интерпретация, трагический оптимизм

Для цитирования: Андреева Ю. В. Концепция трагического оптимизма Фридриха Вильгельма Ницше: философское осмысление и педагогическая интерпретация // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 454–465. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-454-465

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-454-465

УДК: 141.21

Статья поступила в редакцию 09.09.2024, одобрена после рецензирования 08.11.2024, принята к публикации 10.11.2024.

Список литературы:

1. Горький М. Песня о Буревестнике. Стихотворения и воспоминания. М. : ЭКСМО, 2024. 288 с.

2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М. : АСТ, 2024. 800 с.

3. Ницше Ф. Рождение трагедии / под общ. ред. А. Россиуса. Перевод А. Михайлова. M. : Ad Marginem, 2001. С. 13–46.  

4. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. Мир как воля и представление. М. : Республика. 1999. 497 с.

5. Ницше Ф. Странник и его тень. Шопенгауэр как воспитатель [Электронный ресурс]. Сочинение в 3 т. Т. 2. М. : REFl-book. 1994. URL: https://lib.ru/NICSHE/razmyshleniya3. txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 12.05.2024).

6. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений / Несвоевременные размышления [Электронный ресурс]. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т 3. Ин-т философии. М. : Культурная революция, 2005. Из наследия 1872–1873 гг. 480 с. URL:

https://www.libfox.ru/113485-fridrih-nitsshe-o-budushchnosti-nashih-obrazovatelnyh- uchrezhdeniy.html (дата обращения: 22.07.2024).

7. Смолинская О. Е. Идея единства образования и культуры в трудах Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона // Научный диалог. 2013. Вып. 8 (20). С. 36–50.

8. Пойзнер Б. Н., Захарова Э. А. Проблема образования и ницшеанский идеал самосозидающей личности // Вестник высшей школы. 1992. № 4-6. С. 32–35.

9. Ницше Ф. В. «Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом». СПб. : Художественная литература. 1993. С. 608–609.

10. Ницше Ф. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М. : Пальмира. 2018. 479 с.

11. Ницше Ф. Письма Фридриха Ницше. М. : Культурная революция. 2007. 400 с.

12. Ницше Ф. Весёлая наука. М. : Азбука, 2023. 352 с.

13. Ницше Ф. ECCE HOMO. Как становятся сами собою. М. : Фолио, 2013. 224 с.

14. Адо П. Что такое античная философия? М. : Из-во гуманит. литер. 1999. 317 с.

Скачать статью в формате pdf.

Единство дифференциации и интеграции в содержании общего образования

Автор(ы):

Татьяна Владимировна Суханова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе, https://orcid.org/0009-0004-0570-4899, AuthorID: 1137550, ООО «Образовательные технологии ПРО», группа компаний «Просвещение»

127473, Россия, г. Москва, ул. Краснопролетарская, 16, стр. 3, подъезд 8, тел. : +7 (495) 7893040, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Сергеевна Пономарева, директор по маркетингу АО «Издательство «Просвещение», https://orcid.org/0009-0009-1629-5708

127473, Россия, г. Москва, ул. Краснопролетарская, 16, стр. 3, подъезд 8, тел. : +7 (495) 7893040, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Структура содержания общего образования в России традиционно строится на основе системы учебных предметов. Научная проблема состоит в определении обоснованных путей отбора содержания образования на основе предметного подхода. Цель статьи: выявить детерминанты отбора содержания общего образования на основе принципа единства дифференциации и интеграции.

Материалы и методы. Методологическую основу составляет системный подход. Использованы методы теоретического анализа научных источников, научно-педагогической литературы, анализ нормативной документации, метод дескриптивного анализа практики отбора содержания образования.

Результаты исследования. Единство дифференциации и интеграции в отборе содержания общего образования детерминировано целями общего образования; представлениями о содержании образования на общетеоретическом уровне; закономерностями развития культурного и социального опыта человечества; достижениями наук о человеке в аспекте его способности к получению образования; характерными для школы формами организации образовательного процесса и методами обучения и воспитания. Показана амбивалентность процессов дифференциации и интеграции и значимость их объединения для соответствия содержания общего образования современному образу ценностно-целевого результата.

Процессы дифференциации и интеграции в содержании образования как подсистеме системы образования поддерживаются тремя группами связей: 1) содержательные связи между отраслями науки, сферами культуры и искусства, областями человеческой деятельности, в совокупности представляющими культурный опыт человечества и составляющими допредметное содержание образования; 2) операционально-деятельностные связи между уровнями общего образования и группами планируемых результатов общего образования; 3) организационно-методические связи между формами и методами организации образовательного процесса.

Обсуждение и заключение. Статья вносит вклад в обсуждение концептуальных подходов к отбору содержания общего образования, к обеспечению дифференциации содержания образования в условиях единого образовательного пространства; в развитие методологических оснований разработки программно-методических материалов и учебных пособий.

Ключевые слова: содержание образования, интеграция, дифференциация, предметность, учебный предмет, школа

Для цитирования: Суханова Т. В., Пономарева О. С. Единство дифференциации и интеграции в содержании общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18. № 4. С. 441–453. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-441-453

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-441-453

УДК: 371.214

Статья поступила в редакцию 15.11.2024, одобрена после рецензирования 05.12.2024, принята к публикации 08.12.2024.

Список литературы:

1. Перминова Л. М. Методологические основания предметности обучения // Инновации в образовании. 2012. No 11. С. 71–85.

2. Рыжаков М.В., Кузнецов А.А. О разработке концептуальных основ федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения // Профильная школа. 2005. No 2 (11). С. 6–14.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М. : Педагогика, 1983. 352 с.

4. Зорина Л. Я. Системность – качество знаний. М. : Знание, 1976. 64 с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : РГПУ, 2000. 225 с.

6. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. No 7(96). С. 67–78.

7. Дмитриев Н. С., Осмоловский Н. Н. Букварь для детей / под общ. ред. В. П. Правдухина. Ново-Николаевск : Сибир. Гос. изд-во, 1922. 84 с.

8. Колокольникова З. У., Лунгуль А. А. Реализация программ ГУСа в Приенисейской Сибири в 1920-е гг. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. No 12-2. C. 306–308.

9. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования / науч. ред. М. В. Рыжаков. Т. 1, ч. 1. Гуманитарное образование. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 125 с.

10. Веселов М. О. Учебные планы начальной и средней школы. М. : Учпедгиз, 1939. 80 с.

11. Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. Н. М. Скаткина ; 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1982. С. 269–296.

12. Кузнецов А. А., Филатова Л. О. Информатика в профильной школе // Информатика и образование. 2003. No 6. С. 14–18.

13. Полонский В. М. Образование и педагогика. Большой тематический словарь. М. : Мастер-Принт, 2021. 812 с.

14. Самылкина Н. Н. Организация углубленного обучения информатике на основе интегративного подхода : монография. М. : МПГУ, 2020. 346 с.

15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 No 273–ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 20.11.2024).

16. Леднев В. С. Содержание образования. М. : Высшая школа, 1989. 360 с.

17. Суханова Т. В. Феноменологический анализ школьных учебных планов // Сибирский педагогический журнал. 2023. No 5. С. 26–34. DOI 10.15293/1813-4718.2305.03

18. Басырова Э. Р., Буденный С. А., Грачева Н. В. Искусственный интеллект: учебное пособие, 7–8 классы / науч. ред. Е. И. Казакова, А. А. Павлов. М. : Просвещение, 2025. 192 с.

Скачать статью в формате pdf.