Обучение детей-инофонов русскому языку в школах Томской области: итоги мониторинга
Автор(ы):
Ольга Владимировна Горских, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии, https://orcid.org/0000-0001-8360-2979, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 40, тел.: +7 (3822) 510530, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье представлены аналитические данные мониторинга по обучению школьников-инофонов. Мониторинг проводился в целях эффективной реализации проекта по адаптации детей-инофонов и их родителей, создания единой этнообразовательной среды в Томской области.
Основные методы исследования: метод обработки данных (обобщение, системати- зация полученного материала); эмпирический метод (анкетирование и статистическая обработка результатов исследования).
Практическая значимость результатов мониторинга заключается в разработке рекомендаций по корректировке образовательных программ с учётом обучения детей-инофонов, в том числе в разноуровневом поликультурном коллективе; разработке методических рекомендаций по адаптации детей-инофонов и их родителей в образовательном пространстве школы и региона в целом.
Ключевые слова: дети-инофоны, поликультурная образовательная среда, обучение русскому языку инофонов, региональный мониторинг
Для цитирования: Горских О. В. Обучение детей-инофонов русскому языку в школах Томской области: итоги мониторинга // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 371–381. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-371-381
https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-371-381
УДК: 372.881.161.1+81.246.2
Дата поступления в редакцию: 09.11.2021
Список литературы:
1. Хамраева Е. А. Русский, родной и иностранный языки в образовательном пространстве ребенка-билингва в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 2128–2133.
2. Feng L., Gai Yu., Chen X. Family learning environment and early literacy: A comparison of bilingual and monolingual children // Economics of Education Review. 2014. Vol. 39. Pp. 110–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2013.12.005
3. Борисенко И. В. Русский язык как неродной в русскоязычной начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 121–126.
4. Горских О. В. Образовательный потенциал национально-культурных автономий: к вопросу о формировании национальной картины мира учащейся молодежи (на примере Томской области) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 127–131.
5. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков ; 2-е изд. М. : Генезис, 2001. 112 с.
6. Дробижева Л. М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 26–36.
7. Касенова Н. Н., Мусатова О. В., Джурабаева Г. К. Кергилова Н. В., Орлова Р. А., Подзорова С. В., Ушакова Е. В. Работа с детьми мигрантов в образовательных органи- зациях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2020. 198 с. URL: https://minregion.nso.ru/sites/minregionnew.nso.ru/wodby_files/ files/page_6627/uchebnoe_posobie.pdf (дата обращения: 08.11.2021).
8. Боровикова М. В., Лазутина Е. А. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся на примере интегрированного урока (из опыта работы) // Вестник педагогических инноваций. 2015. № 1(37). С. 5–14.
9. Данг Тхи Ким Лиен Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 79–82.
10 DeJesus J. M., Hwang H. G., Dautel J. B., Kinzler K. D. Bilingual children’s social preferences hinge on accent // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. Vol. 164 (3). Pp. 178–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.07.005