Подготовка будущего учителя истории к преподаванию курса «Иркутсковедение»: из опыта работы

Автор(ы):

Лариса Викторовна Занданова, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и методики, https://orcid.org/0000-0002-2063-8568, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 240700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яна Викторовна Кулакова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и методики, https://orcid.org/0000-0002-4158-954X, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 240700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Учитель истории сегодня должен обладать широким кругом знаний по всемирной, отечественной и региональной истории, уметь организовывать учебный процесс, опираясь как на традиционные, так и современные методики обучения. В связи с этим необходима реализация этой установки в образовательном процессе в высших учебных заведениях при подготовке будущих учителей.

Цель статьи: представить опыт работы кафедры истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета по подготовке выпускников к преподаванию курса «Иркутсковедение», введённому в школах г. Иркутска в 2021–2022 учебном году, посредством овладения теоретическими знаниями при изучении учебных курсов, а также приобретения навыков в период практик, показать логику их построения и принципы включения в образовательное пространство по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «История – Обществознание».

Материалы и методы. Методологической основой исследования стал компетентностный подход. Основными методами, использованными в работе, стали контент-анализ, наблюдение, анализ продуктов учебной и исследовательской деятельности студентов.

Результаты исследования: авторы продемонстрировали опыт включения в образовательное пространство учебных дисциплин, направленных на реализацию курса «Иркутсковедение» в школе, в процессе подготовки будущих учителей истории в Педагогическом институте Иркутского университета. В статье приведены примеры заданий, посредством которых студенты приобретают разнообразные практические навыки, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности при изучении со школьниками истории города.

Выводы. Подготовка учителя истории к преподаванию курса «Иркутсковедение» в Педагогическом институте Иркутского государственного университета носит ком- плексный характер, она осуществляется на протяжении всего периода обучения, логически выстроена, дисциплины и практики органично дополняют друг друга в образовательном процессе, что способствует приобретению необходимых компетенций. Получение студентами квалификации бакалавра по направленности (профилю) «История – Обществознание» позволит им в будущем успешно применить на практике свои знания, умения и навыки в процессе изучения со школьниками курса «Иркутсковедение», который даёт широкие возможности для познания истории своего государства через историю малой родины.

Ключевые слова: Иркутсковедение, историческое образование, региональная история, учитель истории, историческое краеведение в школе, педагогическое образование

Для цитирования: Занданова Л. В., Кулакова Я. В. Подготовка будущего учителя истории к преподаванию курса «Иркутсковедение»: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 454-464. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4- 454-464

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-454-464

УДК: 348.147.94(57)

Дата поступления в редакцию: 04.10.2021

Список литературы:

1. Концепция преподавания учебного курса «История России в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс]. Утв. Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г. No ПК-1вн. URL: https:// instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_po_Istorii.pdf (дата обращения: 28.09.2021).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 28.09.2021).

3. История Земли Иркутской: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений / под ред. З. И. Рабецкой. Иркутск : Символ, 2002. 368 с.

4. Рабецкая З. И. Иркутское краеведение: учебное пособие. Иркутск : Символ, 2004. 115 с.

5. Концепция преподавания курса «Иркутсковедение» [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskinform.ru/wp-content/uploads/2021/07/prilozhenie-k-resheniyu-dumy-007-20-0272351.pdf (дата обращения 28.09.2021).

6. Бердникова М. А., Запорожченко И. И. Программа по истории города Иркутска

«Иркутсковедение (история родного города в истории моей страны)» [Электронный ресурс]. Иркутск, 2021. 92 с. URL: https://mc.eduirk.ru/index.php?option=com_ k2&view=item&id=3504:programma-kursa-irkutskovedenie&Itemid=126 (дата обращения 28.09.2021).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения 25.09.2021).

8. Терновая И. И. Иркутянка: портрет на рубеже XIX и XX веков. Иркутск : Оттиск, 2014. 416 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 33 | Скачиваний: 24