Подходы к оценке профессионализма и уровня компетенций педагогов общего образования через анализ результатов обучения: опыт Tомской области
Автор(ы):
Дарья Андреевна Мозгова, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории педагогических измерений и качества образования, Парк инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования, https://orcid.org/0000-0001-6051-7667, Томский государственный педагогический университет
634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60
Эксперт отдела информационно-аналитической работы, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
634034, Россия, г. Томск, ул. Пирогова, 10, тел.: +7 (3822) 902072, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Оксана Михайловна Замятина, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории педагогических измерений и качества образования, https://orcid.org/0000-0003-2084-5396, Парк инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования, Томский государственный педагогический университет
634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60
Ректор, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
634034, Россия, г. Томск, ул. Пирогова, 10, тел.: +7 (3822) 557989, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Наталия Альбертовна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории педагогических измерений и качества образования, https://orcid.org/0000-0002-1535-1618, Парк инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования, директор института развития педагогического образования, Томский государственный педагогический университет
634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7 (3822) 311456, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Рассмотрены определения понятий «школы с низкими образовательными результатами», «резильентные школы», «школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях». Проанализированы результаты применения региональной «Оценки системы образования по модели PISA 2019» в Томской области в разрезе школ с низкими образовательными результатами, резильентных школ, школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Обоснована возможность оценки профессиональных компетенций педагога через анализ образовательных результатов его учеников и предложены подходы к решению данной проблемы.
Ключевые слова: качество образования, профессионализм педагога, школы с низкими результатами, резильентные школы, PISA, школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях
Для цитирования: Мозгова Д. А., Замятина О. М., Семенова Н. А. Подходы к оценке профессионализма и уровня компетенций педагогов общего образования через анализ результатов обучения: опыт Tомской области // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 512-521. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-512-521
https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-512-521
УДК: 373:371.136
Дата поступления в редакцию: 26.10.2021
Список литературы:
1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] : Паспорт национального проекта, протокол от 24.12.2018 г. № 16. Утверждён Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 15.08.2021).
2. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся [Элек- тронный ресурс] : официальный сайт. М. : ФИОКО. 45 с. URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/ШНОР/Методрекомендации%20по%20ШНОР.pdf (дата обращения: 30.09.2021).
3. Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования [Электронный ресурс] : Приказ от 19 августа 2020 г. № 847 Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).
4. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. № 590/219. URL: https://base.garant.ru/72252100/ (дата обращения: 02.09.2021).
5. Ковалёва Г. С., Красновский Э. А., Красноутская Л. П., Краснянская К. А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 114–156.
6. Антонова Л. Н., Астафьева Е. Н., Богачева Г. В. и др. Теория и практика поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: монография / под редакцией Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. М. : АСОУ, 2017. 216 с.
7. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 1. С. 14–20.
8. Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., Чиркина Т. А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198–227.
9. Анализ резильентности российских школ Федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс] : официальный сайт. М. : ФИОКО. 35 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ШНОР/Анализ%20резильентности%20 российских%20школ.pdf (дата обращения: 27.09.2021).
10. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.