Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей
Автор(ы):
Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-2345-6789, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.:+7(383)2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Максимова Наталия Викторовна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6312-7824, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.:+7(383)2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Цель статьи – представить проблемный анализ параметров коммуникативной компетентности участников образовательного процесса и развития культуры общения в сфере гуманитарного образования.
Материал и методы. Педагогические практики, нацеленные на эффективную реализацию триады «учение – воспитание – развитие» и повышение качества формирования наиболее важных признаков коммуникативной культуры, исследуются с помощью методов лонгитюдного эксперимента, анкетирования, формирующего и констатирующего экспериментов – в сфере повышения квалификации учителя-гуманитария.
Результаты. Параметризация коммуникативного пространства языкового образования, характеристика ценностной модели описания коммуникативной культуры учебного взаимодействия.
Заключение. На основе анализа апробированных коммуникативных методик и форм повышения квалификации показаны перспективы формирования коммуникативных ценностей у всех участников образовательного процесса; ставится перспективная проблема изменения содержания языкового образования с учётом результатов представленного исследования.
Ключевые слова: от восприятия к пониманию, рефлексивная исследовательская парадигма, филологическая герменевтика, педагогическая риторика, метаречевая позиция, компетентность.
Для цитирования: Буланкина Н. Е., Максимова Н. В. Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 442–451. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451
УДК: 371.3
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451
Дата поступления в редакцию: 15.03.2019
Список литературы:
1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4 (июль-август). 2017. С. 3–26.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. 424 с.
3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3–13.
4. Буланкина Н. Е. Полиязыковая культура как фактор создания инновационного образовательного пространства. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д. 2018. № 7. С. 113–120.
5. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 281 с.
6. Максимова Н. В. Ответный вопрос в коммуникативной культуре // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2018. Т. 17. Вып. 6. С. 108–115.
7. Матьяш О. И., Погольша В. М. [и др.]. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб. : Речь, 2011. 552 с.
8. Мильруд Р. П. Символизация культуры в языке // Научный диалог. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. 2012. Вып. № 10 : Педагогика. С. 127–151.
9. Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования / под общ. ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. М. : Смысл, 2006. 199 с.
10. Троицкий Ю. Л. Историческое событие: стратегии понимания и способы репрезентации // Литература Урала: история и современность. В 2 т. Т. 1. Екатеринбург, 2013. Вып. 7. С. 30–35.
11. Williams, J., L. Harvey, Quality assurances in higher education / Huisman J., de Boer H., Dill D.D., Souto-Otero M. The Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. London: Palgrave Macmillan. 2015. pp. 506–525.