Воспитание в системе литературного образования: аксиологический поворот
Автор(ы):
Терентьева Нина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, https://orcid.org/0000-0002-1386-6116, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, тел.: +7 (351) 2165601, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. В статье с позиций педагогической аксиологии анализируются подходы к воспитанию в системе литературного образования. Цель статьи – проанализировать и понять, каким образом осуществляется аксиологический поворот в обучении литературе в школе, поддерживающий воспитание как подсистему литературного образования.
Материалы и методы. Исследование опирается на аксиологический (ценностный) подход в обучении литературе, обоснованную автором целостную концепцию аксиологизации литературного образования и направлено на системную модернизацию подходов к воспитанию посредством организации ценностного самоопределения школьников-читателей. Рассматривая традиции, отмечая достижения новейшей методической науки, свидетельствующие об аксиологическом повороте в методике, автор анализирует актуальные источники, определяющие содержание литературного образования, – Примерную программу по литературе (2021), учебник литературы для начальной школы, материалы по литературе цифровой платформы «Сберкласс».
Результаты. Осуществлён анализ научных методических и культурологических источников, Примерной программы, учебных ресурсов. Показано, что решение традиционной проблемы воспитания в системе литературного образования связано с его аксиологизацией. Выявлено противоречие между состоянием методической науки, обоснованием психологических механизмов ценностного самоопределения обучающихся, методического инструментария, поддерживающего процесс освоения духовно-нравственных ценностей, патриотического воспитания, и консервативным содержанием Примерной программы по литературе, методического инструментария учебников. Вместе с тем проанализированы и описаны прецеденты, подтверждающие проявления аксиологического поворота в практической методике, её ресурсы, стимулирующие процесс воспитания личности.
Заключение. Приведённые примеры, имеющие прецедентный характер, доказывают актуальность и реальную возможность осуществления аксиологического поворота в методике обучения литературе, модернизации подходов к воспитанию, возможности
системных изменений. Эта тенденция имеет общественную значимость. Игнорирование её оборачивается губительным формализмом и застоем в сфере литературного образования и воспитания.
Ключевые слова: аксиология, ценность, аксиологизация литературного образования, аксиологический поворот, воспитание, ценностное самоопределение, традиция, инновация
Для цитирования: Терентьева Н. П. Воспитание в системе литературного образования: аксиологический поворот // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 142–154. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-142-154
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-142-154
УДК: 371;82.0
Статья поступила в редакцию 27.11.2021, одобрена после рецензирования
02.03.2022, принята к публикации 23.05.2022.
Список источников:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii-v-rf/ (дата обращения 16.10.2021).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 28): [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 16.10.2021).
3. Асмолов А. Г. Воспитание – это становление человечности в человеке» // Вестник образования [Электронный ресурс] // Вестник образования. Август. 2021. URL:
https://vestnik.edu.ru/main-topic/aleksandr-asmolov-vospitanie-eto-stanovlenie-chelovechnosti-v-cheloveke (дата обращения: 16.10.2021).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://static.government.ru/media/fi les/f5Z8H9tgUK5Y9qt-J0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 15.10.2021).
5. Данилов В. В. Литература как предмет преподавания // Беньковская Т. Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. ХХ век. Ч. I. 1900–1940-е годы: учебно-методическое пособие и хрестоматия для студентов филолог. факультетов. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. С. 157–180.
6. Эйхенбаум Б. М. О принципах преподавания литературы в школе // Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / авт.-сост. Б. А. Ланин. М. : Академия, 2003. С. 127–145.
7. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся : дис. …д-ра пед. наук : 13.00.02. Челябинск, 2014. 489 с.
8. Каган М. С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 415 с.
9. Примерная рабочая программа основного общего образования.Литература (для 5–9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс] : одобрена решением Федерального учебно-методич. объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021. URL: https://instrao.ru/index.php/primer/467-primernaya-rabochaya-programma osnovnogo-obschego-obrazovaniya-po-literature-proekt (дата обращения: 18.10.2021).
10. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб. :СПбГУПМ, 1999. 242 с.
11. Программа литературного образования. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 214 с.
12. Воюшина М. П., Чистякова Н. Н., Петрова С. И.Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 3 ч. Ч. 2. / Под общей ред. М. П. Воюшиной. М. : Просвещение, 2021. 144 с.
13. Валицкая А.П. Философско-аксиологический смысл модернизации и образование // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2013. № 2 (27). С. 189–192. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fi losofsko-aksiologicheskiy-smysl-modernizatsii-
i-obrazovanie (дата обращения: 16.01.2022).