Общеучебные навыки в условиях профессионального обучения подростков и взрослых с тяжёлыми множественными нарушениями развития: анализ и разработка рекомендаций в контексте обучения
Автор(ы):
Алина Илдаровна Салахетдинова, младший научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0003-3193-7114, Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования
119435, г. Москва, ул. Погодинская, 8 к. 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: 8 (499) 245-04-52
Аннотация. Введение. В статье дано описание процесса трудовой подготовки учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, описаны результаты эмпирического изучения общеучебных навыков, необходимых для получения профессионального обучения людям с тяжёлыми множественными нарушениями развития; представлены методические рекомендации по преодолению основных дефицитов развития и успешной организации профессионального обучения.
Материалы и методы. Исследуются особенности процесса обучения в колледже учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития по программам «Мозаичник монументально-декоративной живописи» и «Ткач» в возрасте 17–35 лет, специфика и уровень развития общеучебных навыков, необходимых для профессионального обучения.
Результаты исследования. Определены конкретные общеучебные навыки, необходимые для организации профессионального обучения, дано подробное описание их особенностей у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Обсуждение и заключение. Разработанные методические рекомендации могут быть полезны специалистам, работающим с людьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития на разных этапах обучения, они позволяют обратить внимание на трудности, которые препятствуют становлению предметной деятельности у лиц указанной категории. Методические рекомендации позволят создать педагогические условия для повышения эффективности обучения лиц изучаемой категории для обеспечения их всестороннего развития, что способствует дальнейшей интеграции в социум и социализации в целом.
Ключевые слова: обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, специальное образование, профессиональное обучение, общеучебные навыки, трудовое обучение
Для цитирования: Салахетдинова А. И. Общеучебные навыки в условиях профессионального обучения подростков и взрослых с тяжёлыми множественными нарушениями развития: анализ и разработка рекомендаций в контексте обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С.426–436. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-426-436
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-426-436
УДК: 376.43
Статья поступила в редакцию 02.12.2022, одобрена после рецензирования 14.12.2022, принята к публикации 16.12.2022.
Список источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/?ysclid=lbq10fahfv490752890 (дата обращения: 14.09.2022).
2. Пряжникова Е. Ю. Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ; 6-е изд. М. : Академия, 2013. 494 с.
3. Матвеева М. В. Особенности профессиональной направленности школьниковс тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoynapravlennosti-shkolnikov-s-tyazhelymi-i-mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 01.11.2022).
4. Жидкина Т. С., Кузьмина Н. Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Academia, 2005. 192 c.
5. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1980, 183 с.
6. Диденко Л. И., Михайличенко Л. И., Хомченко Т. В. Коррекционное развитие способностей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроках профессионально-трудового обучения // Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (15 мая 2022 г., г. Ижевск). Уфа : Аэтерна, 2022. С. 50–52.
7. Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие / авт.-сост. : Е. Г. Чумак, М. В. Пикинская, О. В. Возмилова. Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2014. 48 с.
8. Озерова В. А., Ткачева В. В. Об особенностях формирования профессионально-трудовых навыков у молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями: исследования и опыт помощи. М. : ИНФРА-М, 2020. С. 217–233.
9. Ильина Г. М. Образовательные задачи формирования предпосылок социальной и профессиональной интеграции обучающихся с ОВЗ и инвалидностью // Специальное образование. 2017. Т. 1. С. 84–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-zadachi-formirovaniya-predposylok-sotsialnoy-i-professionalnoyintegratsii-obuchayuschihsya-s-ovz-i-invalidnostyu (дата обращения: 01.11.2022).