Педагогико-риторический идеал как предмет изучения на занятиях по риторике с будущими бакалаврами филологии

Автор(ы):

Ольга Викторовна Филиппова, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного, https://orcid.org/0000-0002-9829-4451, Author ID 46943952, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68/1, тел.: +7 (8342) 243732, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Актуальность рассмотрения понятия педагогико-риторического идеала в методическом аспекте обусловлена нарастающей потребностью в качественной риторической подготовке будущих педагогов в процессе обучения в вузе, поиском оптимальных подходов к использованию данного понятия в процессе риторического образования, так как речевое мастерство педагога как предмет изучения в курсе риторики не может быть оторвано от нравственно-личностного начала профессиональной речевой деятельности.

Цель исследования: изучение содержания понятия «педагогико-риторический идеал», определение его места и роли в содержании и структуре профессиональной риторической подготовки студентов-филологов, будущих педагогов.

Методы исследования. В ходе исследования использовались метод теоретического анализа источников, опытно-экспериментальные методы (беседа, риторический анализ) с целью формирования компетенций в вопросах педагогико-риторического идеала на занятиях по риторике со студентами-филологами, а также социолого-педагогические методы (письменный опрос, наблюдение) с целью оценки степени сформированности компетенций.

Результаты исследования: автором проанализированы подходы к описанию педагогико-риторического идеала, сформулировано рабочее определение данного понятия, определено его место в структуре программы курса «Риторика» для студентов-филологов, отобраны методы его изучения, обработаны результаты письменного опроса студентов по итогам изучения понятия «педагогико-риторический идеал» в курсе риторики.

Заключение. Внедрение понятия педагогико-риторического идеала в программу курса риторики для студентов бакалавриата 45.03.01 Филология способствует профессионализации риторической подготовки студентов, воспитанию коммуникативной личности будущего педагога, созданию основы для совершенствования профессиональной риторической культуры, реализации междисциплинарного подхода в подготовке бакалавра филологии.

Ключевые слова: риторика, педагогическая риторика, педагогико-риторический идеал, риторическая подготовка, педагогический дискурс, коммуникативная личность педагога, письменный опрос

Для цитирования: Филиппова О. В. Педагогико-риторический идеал как предмет изучения на занятиях по риторике с будущими бакалаврами филологии // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 348–359. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-348-359

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-348-359

УДК: 378.1:808.5

Статья поступила в редакцию 19.05.2023, одобрена после рецензирования 15.09.2023, принята к публикации 15.09.2023.

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // сайт : Портал ФГОС ВО. URL https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/95 (дата обращения: 14.02.2023)

2. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. М. : Академия, 1998. 432 с.

3. Львов М. Р. Риторика. Культура речи ; 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. 272 с.

4. Михальская А. К. Русский Сократ : Лекции по сравнительно-исторической риторике : учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. М. : Академия, 1996. 190 с.

5. Курцева З. И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе риторического образования : монография. М. : МИОО, 2007. 128 с.

6. Тимонина И. В. К вопросу о корреляции понятий «педагогический идеал» и «риторический идеал»: историко-педагогический аспект // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С. 88–97.

7. Васюкова П. А., Диденко В. М. Зарождение и развитие педагогико-риторического идеала // Учитель и время. 2019. № 14. С. 36–43.

8. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М. : Флинта, Наука, 1998. 310 с.

9. Суховей Е. А. Ценности русского риторического идеала как основа формирования коммуникативных компетенций учителя // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 180–188.

10. Колесникова Л. Н. Риторический идеал современного педагога: лингвокультурологический и аксиологический аспекты // Коммуникативные процессы в современном образовании: прошлое, настоящее и будущее риторики и речеведения : материалы науч.-практ. конф. (Москва, 24–25 ноября 2022 г.). М. : Языки Народов Мира, 2022. С. 156–162.

11. Педагогическая риторика / под ред. Н. А. Ипполитовой. М. : МПГУ, 2001. 388 с.

12. Чепуренко А. А., Юздова Л. П. Формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса педагогической риторики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 143–155.

13. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М. : Просвещение, 1986. 127 с.

14. Хлебникова М. С. Риторический идеал как предмет изучения и средство совершенствования общей коммуникативной культуры студентов-филологов в процессе анализа современного драматургического дискурса : дис. … канд пед. наук : 13.00.02. Новокузнецк, 2009. 227 с.

15 Карасик В. И. Характеристика педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики : cб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 1999. С. 3–18.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 15