Научно-методическое сопровождение методических объединений педагогов: от моделирования к реализации
Автор(ы):
Анна Викторовна Молокова, доктор педагогических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0002-1879-2937, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7 (383) 2237484, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Непрерывность профессионального развития педагогов является приоритетной задачей, в решение которой включены организации дополнительного профессионального педагогического образования. Традиционное повышение квалификации педагога в ходе освоения дополнительных профессиональных программ один раз в три года не даёт значимого и стойкого эффекта, если педагог не получает поддержки единомышленников, возвращаясь на рабочее место. Научно-методическое сопровождение методических объединений муниципального и институционального уровней является одним из условий эффективности осуществляемой ими деятельности.
Материалы и методы. С опорой на методологию системно-деятельностного, компетентностного и андрагогического подходов в Новосибирской области моделировался процесс научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений педагогических работников, цель которого – обеспечение условий для профессионального взаимодействия педагогов в таких объединениях (при лидирующей роли их руководителей), способствующую совершенствованию качества профессиональной деятельности с учётом федерализации содержания и нормативных требований в сфере образования. Для определения результативности реализации модели использовались такие методы, как включённое наблюдение, анкетирование и интервьюирование руководителей муниципальных методических объединений, анализ и интерпретация результатов. Данные, полученные посредством анкетирования методических лидеров – руководителей методических объединений муниципального уровня, приводятся в статье.
Результаты. Разработанная при участии автора модель научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений конкретизирует взаимодействие субъектов системы образования, вертикальные и горизонтальные связи между ними. Её апробация подтверждает адекватность выбора методологического основания и позволяет достичь некоторых эффектов в профессиональном развитии педагогов-лидеров, избранных руководителями методических объединений, а также в совершенствовании компетенций специалистов, осуществляющих научно-методическое сопровождение этих объединений. Количественный и качественный анализ результатов анкетирования руководителей методических объединений подтверждает гипотезу об оптимальности разработанной модели как инструмента научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений педагогов.
Заключение. Потенциальные возможности для дальнейшего развития региональной модели научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений заключаются в интеграции практики её реализации в структуру регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, масштабировании на других уровнях системы образования.
Ключевые слова: педагогические работники, муниципальные методические объединения, модель, научно-методическое сопровождение
Для цитирования: Молокова А. В. Научно-методическое сопровождение методических объединений педагогов: от моделирования к реализации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 538–547. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-538-547
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-538-547
УДК: 37.08
Статья поступила в редакцию 30.11.2023, одобрена после рецензирования 20.11.2023, принята к публикации 22.11.2023.
Список источников:
1. Образование [Электронный ресурс] : нацпроект. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 30.10.2023).
2. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. No 6 (117). С. 14–21.
3. Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. No 3 (15) / сентябрь. С. 14–24. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/ (дата обращения: 30.10.2023).
4. Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2017. URL: https://yspu.org/Архив_-_Д_212.307.08_-_Список_диссертаций (дата обращения: 30.10.2023).
5. Ефлова З. Б. Профессиональное становление педагога в контексте непрерывного
педагогического образования: расширяем горизонты, раздвигаем границы // Развитие кадрового потенциала сферы образования: Перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : сб. науч. мат-лов междунар. форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А. В. Золотарёвой (Ярославль, 1–30 июня 2023 г.). Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. 307 с.
6. Мурзалинова А. Ж., Альмагамбетова Л. С., Абильдина С. К., Чокушева А. И., Уалиева Н. Т. Развитие лидерства учителей как инструмент непрерывного развития в условиях повышения квалификации // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». No 3(107). 2022. С. 110–121. DOI: 10.31489/2022Ped3/110-121
7. Поздеева С. И., Нерадовская О. Р., Игна О. Н. и др. Тематика, проблемное поле и оценка качества современных научно-педагогических исследований : монография. Томский государственный педагогический университет. Томск : ТГПУ, 2022. 137 с. URL: http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-08.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
8. Молокова А. В. Профессиональное развитие педагогов в контексте региональных вызовов // Развитие кадрового потенциала сферы образования: Перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : сб. науч. мат-лов междунар. форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А. В. Золотарёвой (Ярославль, 1–30 июня 2023 г.). Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. 307 с.
9. О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № Р-174 [Электронный ресурс] : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. No Р-303 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/ (дата обращения 30.09.2023).
10. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Хомякова И. С., Кочурова Е. Э., Рыдзе О. А.; Виноградова Н. Ф., Петрашко О. О. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. 288 с.