Формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей

Автор(ы):

 

Людмила Ивановна Бочанцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, https://orcid.org/0009-0002-9597-7588, Государственный аграрный университет Северного Зауралья

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 7, тел.: +7 (3452) 461643, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. Анализ исследований показал несоответствие между ростом числа подростков из дисфункциональных, дезорганизованных и проблемных семей с очевидными проявлениями эмоционального неблагополучия и потребностью социума в гармоничном развитии молодого поколения. Изучение особенностей эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей и поиск эффективных психологических средств его формирования подчёркивает актуальность проблемы. Цель этого исследования заключается в постановке проблемы и определении подходов к изучению процесса формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей.

Материалы и методы. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях, являются объектом нашего исследования. Предмет исследования – процесс формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. С учётом обозначенной проблемы и цели решались следующие задачи: проанализировать состояние проблемы эмоционального благополучия личности в научной литературе; выявить особенности эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей; теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность психологического тренинга с элементами арт-терапии, направленного на формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. Применялся комплекс психодиагностических методик, позволяющий выявить особенности эмоционального благополучия у подростков. Использован непараметрический метод статистического анализа – критерий знаков G.

Результаты исследования. Представлены результаты теоретического изучения психологического, субъективного и эмоционального благополучия личности, проанализированы ключевые компоненты и показатели детского благополучия. Описана специфика проявлений эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей. Подчёркивается, что психологическая атмосфера дисфункциональных семей, отсутствие гармонии и поддержки во взаимоотношениях негативно сказываются на психоэмоциональной и поведенческой сферах подростка. Представлены результаты эмпирического исследования по внедрению тренинговой программы с использованием элементов арт-терапии в качестве психологического метода по формированию эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей.

Обсуждение и заключение. Реализованная программа позволила улучшить показатели эмоционального благополучия у подростков. Полученные данные могут представлять интерес для специалистов в области психологии, педагогики и социальной работы по сопровождению детей.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, подростки, формирование, эмоциональное неблагополучие, дисфункциональные семьи, проблемные семьи

Для цитирования: Бочанцева Л. И. Формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 395–409. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-395-409

 

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-395-409

УДК: 159.922.8:376.63

Статья поступила в редакцию 23.07.2024, одобрена после рецензирования 12.08.2024,

принята к публикации 15.08.2024.

Список источников:

1. Неблагополучные семьи : кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 8 июля 2018 года. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neblagopoluchnye-semi-kto-vinovat-ichto-delat (дата обращения: 20.01.2024).

2. Бочанцева Л. И., Городилова М. А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 48-62. DOI: 10.31862/2218-8711-2019-5-48-62

3. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Учебное пособие к спецкурсу по психологии. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2008. 160 с.

4. Тумашов Е. Н., Бочанцева Л. И. Оценка субъективного благополучия магистрантов аграрного вуза: гендерные различия // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 февраля 2024 г.). Чебоксары : Среда, 2024. С. 297–299.

5. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1(26). С. 331–334. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0082

6. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : СПбГУ, 2000. С. 405–442.

7. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Фроленкова А. Л. Детский мир. Субъективное благополучие детей Тюменской области. М. : Знание-М, 2021. 194 с.

8. Брук Ж. Ю., Телицына А. Ю. Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам междунар. науч.-практ. конф. «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 2. С. 148–158. DOI: 10.17759/ssc.2022030211

9. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Волосникова Л. М., Семеновских Т. В. Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 85–100. DOI: 10.17759/pse.2021260507

10. Проблемы психологического благополучия : мат-лы Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Екатеринбург, Фергана, 7 апреля 2023 года). Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2023. 417 с.

11. Данилова М. А., Панина Н. Т. Теоретическое осмысление феномена «Психологическое благополучие» // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-7. С. 20–25. DOI: 10.18411/lj-04-2020-134

12. Иванова Е. В., Шаповаленко И. В. Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 52–63. DOI: 10.17759/jmfp.2023120305

13. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 3. С. 9–21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301

14. Ослон В. Н., Семья Г. В., Прокопьева Л. М., Колесникова У. В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 41–50. DOI: 10.17759/pse.2020250604

15. Иванова Е. В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 96–103. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-96-103

16. Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 6(83). С. 73–76.

17. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. Т. 2, № 3(19). С. 28–32.

18. Белов А. Г. Эмоциональное благополучие девиантных подростков // Конструктивные педагогические заметки. 2024. № 12-1(21). С. 219–222.

19. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 40–50. DOI: 10.17759/pse.2018230505

20. Исаева О. М., Дунаева Н. И. Возможности программы ICDP в формировании эмоционального благополучия детей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 299–305. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-36

21. Дмитриева Н. Б. Психология здоровья личности. Учебное пособие. Казань : ТГ-ГПУ, 2010. 61 с.

22. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений: психологический практикум. СПб. : Речь, 2010. С. 66–70.

23. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.

24. Бочанцева Л. И. Возможности групповых и индивидуальных средств психокоррекции поведенческих нарушений у подростков в условиях средней общеобразовательной школы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия : Психологические науки. 2023. № 4. С. 35–52. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 7 | Скачиваний: 7