Самостоятельная работа обучающихся в процессе освоения дисциплины «Литература стран изучаемого языка»: из опыта работы
Автор(ы):
Мария Николаевна Жорникова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, https://orcid.org/0009-0004-1741-707X, eLibrary SPIN-код: 6360-8839, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 215094, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Татьяна Владимировна Платицына, кандидат культурологии, доцент, и. о. заведующего кафедрой перевода и межкультурной коммуникации, https://orcid.org/0009-0006-0756-0993,
eLibrary Author ID: 726816, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 220757, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Дарима Владимировна Эрдынеева, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкого и французского языков, https://orcid.org/0009-0006-8234-3155, eLibrary Author ID 486685, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 220757, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Во введении обозначена проблема организации самостоятельной работы обучающихся, связанная с изучением художественных текстов в рамках освоения дисциплин «История мировой литературы», «Литература стран изучаемого языка» в условиях изменения читательского поведения. Сформулирована цель статьи – обобщение опыта организации самостоятельной работы студентов иностранного отделения Бурятского государственного университета.
Материалы и методы. При исследовании данной проблемы были использованы следующие методы: анализ теоретических источников по проблеме и документов, регламентирующих организацию самостоятельной работы, анализ и обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования. На современном этапе обучения большое значение в процессе формирования профессиональных компетенций придаётся организации самостоятельной работы студентов иностранного отделения вузов, в том числе в процессе освоения литературы страны изучаемого языка. Предложенная в статье система заданий на материале литературы современного периода подходит для решения проблем, связанных с «цифровым чтением». При этом необходим предварительный отбор произведений, которые можно предложить студентам для самостоятельного чтения по дисциплине: это должны быть литературные произведения, не противоречащие российским духовно-нравственным ценностям. В данном случае система заданий для самостоятельной работы студентов разработана на материале лирики современной американской поэтессы Кэрол Дэвис, в частности её сборника «В объятья к Пушкину: Санкт-Петербургские стихи» (Into the Arms of Pushkin: Poems of St. Petersburg, 2007). Творческие задания направлены на использование обучающимися анимационных технологий, компьютерной графики, искусственного интеллекта и др. для «художественного присвоения» текста классических произведений, когда собственное вдохновение позволяет погрузиться в текст и выполнить творческую работу (создать новый продукт).
Заключение. При организации самостоятельной работы по изучению художественных текстов страны изучаемого языка необходимо учитывать изменение читательских стратегий «цифрового поколения» и разрабатывать систему заданий для самостоятельной работы студентов с художественным текстом на основе сочетания чтения и применения цифровых технологий.
Ключевые слова: методика преподавания, организация самостоятельной работы студентов в вузе, изучение литературы, приёмы работы с художественным текстом, система заданий
Для цитирования: Жорникова М. Н., Платицына Т. В., Эрдынеева Д. В. Самостоятельная работа обучающихся в процессе освоения дисциплины «Литература стран изучаемого языка»: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 466–478. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-466-478
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-466-478
УДК: 378.14
Статья поступила в редакцию 18.11.2024, одобрена после рецензирования 02.12.2024, принята к публикации 05.12.2024.
Список литературы:
1. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] : Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55- 996ин/15. URL: https://base.garant.ru/1591292/?ysclid=m4yw8nxsrc891714600#friends (дата обращения: 23.08.2024).
2. Седакова В. И. Самостоятельная работа студентов как индивидуальная траектория развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 5. С. 108–116.
3. Третьякова Е. М. Организация самостоятельной работы студентов как формы учебного процесса в вузе // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 200–204.
4. Сосновская И. В., Романичева Е. С. Приемы и технологии школьного литературного анализа / Введение в методику обучения литературе : учеб. пособие ; 3-е изд. М. : Флинта, 2023. С. 156–179.
5. Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М. : Изд-во МГУ, 1981. 78 с.
6. Лукинова Н. Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08. Ставрополь, 2003. 177 с.
7. Дементьев Д. А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. No 4. С. 79–83.
8. Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов : дис... канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2002. 176 с.
9. Федчишин Ю. И., Майорова Н. В. Самостоятельная работа студентов и ее место в учебном процессе, как фактор повышения эффективности обучения // Концепт. 2016. T 37. С. 131–141. URL: http://e-koncept.ru/2016/56797.htm (дата обращения: 05.11.2024).
10. Громова Е. Н. Формирование познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков: автореферат дис... канд. пед. наук : 13.00.08. Чебоксары, 2006. 20 с.
11. Организация самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков : учеб.-метод. пособие. Орск : Изд-во ОГТИ, 2010. 171 с.
12. Горбунова Л. А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков // Образование. Карьера. Общество. № 4–1 (40). 2013–2014. С. 61–65.
13. Ильичева Н. В., Махонина А. А. К вопросу о повышении эффективности самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1. С. 131–136.
14. Архипкина Г. Д. Факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Символ науки. № 5. 2015. С. 156–158.
15. Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам: сб. статей. Саратов : Изд-во СГУ, 2019. Вып. 2. 260 с.
16. Ягнич А. Я. Самостоятельная работа студентов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер. Методика преподавания языка и литературы. 2023. No 03(20). URL: https://scipress.ru/fam/articles/samostoyatelnaya-rabota- studentov.html (дата обращения: 21.10.2024).
17. Хлупина Н. О. Организация самостоятельной работы студентов: понятие и подходы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. No 3(15). С. 83–86.
18. Липатова Л. Н. Самостоятельная работа студентов: цель, задачи, принципы и формы // Мир науки и образования. 2015. Вып. 2 (2). С. 8.
19. Солопова Н. С., Киселева А. В. Самостоятельная работа студентов в современном вузе: теория, проблемы, инновационные технологии. Екатеринбург : Архитектон, 2016. 185 с.
20. Семенова В. Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Саратов: Новый Проект, 2013. С. 10–15.
21. Макаров С. И., Бунтова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 231–234.
22. Уразикова Ю. В. Организация самостоятельной работы обучающихся при помощи интернет-ресурсов как фактор их успешности в цифровой образовательной среде // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16, № 3. С. 155–171. DOI 10.25688/2076-9121.2022.16.3.09
23. Шмачилина-Цибенко С. В., Котлярова Т. С. Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях использования дистанционных образовательных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 73–82. DOI 10.24412/1999-6241-2023-192-73-82
24. Кулаковская К. В., Нагорная Т. А., Горюнова Е. С. Домашнее чтение художе- ственной литературы на иностранном языке как форма организации самостоятельной работы студентов // Языки и литература в поликультурном пространстве : сб. науч. статей. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020. С. 60–65.
25. Романичева Е. С., Пранцова Г.В. От «тихой радости чтения» – к восторгу сочинительства. М. : Библио-мир, 2016. 232 с.
26. Кэрол Дэвис В. Ниже нуля. Остин : Изд-во университета Стивена Ф. Остина, 2023. 110 с.
27. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика [Электронный ресурс] : Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. No 969 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г.). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/450302_B_3_31082020.pdf?ys- clid=m4yw4u6gkx9450362 (дата обращения: 23.08.2024).