Стратегическое мышление начинающих руководителей образовательных организаций как педагогический
Автор(ы):
Анжела Анатольевна Головко, начальник департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, https://orcid.org/0009-0000-0942-5636
664035, Россия, г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 9, тел.: +7 (3952) 520171, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости переосмысления вопросов стратегического мышления в сфере управления образовательной организацией. Определение стратегического мышления как одной из ключевых компетенций руководителя образовательной организации ставит перед профессиональным образованием новые задачи, в том числе поиск технологий, средств и методов обучения кадрового резерва системы образования.
Материалы и методы. Целью работы является анализ стратегического мышления начинающих руководителей образовательных организаций с позиции теоретических подходов к пониманию данного феномена. Методология исследования основывается на системном подходе, который позволяет наиболее глубоко рассмотреть изучаемое явление. В качестве методов исследования применён комплекс общенаучных методов: анализ, синтез, дедукция, обобщение. Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, разрабатывающих концепцию стратегического развития организации, а также идею стратегического мышления как составляющую стратегического управления.
Результаты исследования. Как показали результаты исследования, проблема является актуальной, но не проработанной в отечественной науке. Необходимость развития стратегического мышления неоспорима, однако его формирование сопряжено с рядом проблемных аспектов, которые связаны со сложностью измерений навыков, а также с поиском наиболее результативных методов их формирования. Требуется разработка модели стратегического мышления, а также способов применения её на практике в образовательной организации.
Обсуждение и заключение. Проблема стратегического мышления начинающего руководителя образовательной организации – одно из новых направлений в переос- мыслении теории стратегического управления. Продолжение работы над данной проблемой требует разработки практических методик, способствующих развитию стратегического мышления начинающих руководителей системы образования.
Ключевые слова: стратегическое мышление, образование, управление образованием, концепции стратегического мышления, модель стратегического мышления
Для цитирования: Головко А. А. Стратегическое мышление начинающих руководителей образовательных организаций как педагогический феномен // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 499–510. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-499-510
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-499-510
УДК: 37.08
Статья поступила в редакцию 28.10.2024, одобрена после рецензирования 07.11.2024, принята к публикации 10.11.2024.
Список литературы:
1. Парфенова Е. И. Стратегическое мышление // Научный аспект. 2021. Т. 2, № 3. С. 158–160.
2. Ansoff H. I. Corporate Strategy. New York : McGraw-Hill, 1965. 241 p.
3. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York : Free Press, 1980. 396 p.
4. Серафимович И. В. Ресурсность профессионального мышления управленца и мониторинг эффективности руководителя // Пространство образования и личностного развития: практики исследования и сотрудничества : мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (Ярославль, 9–10 декабря 2021 года). Ярославль, 2022. С. 245–251.
5. Микаева А. С., Рублева К. Р. Стратегическое управление как инструмент успешного функционирования предприятия // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы : Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 14 июня 2023 года). Чебоксары : Среда, 2023. С. 142–147.
6. Романова И. Н. О роли практического мышления в деятельности руководителя ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2021. № 8. С. 20–26.
7. Резанович И. В. Содействие развитию дивергентного мышления руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 24–33.
8. Игропуло Л. В. Основные характеристики и условия развития проектного мышления руководителя образовательной организации // II Всерос. форум молодых исследователей : сб. статей II Всерос. форума молодых исследователей (Петрозаводск, 9 декабря 2020 года). Петрозаводск : Новая Наука, 2020. С. 157–160.
9. Башкатова Е. В., Черепанова О. Г. Стратегия развития образовательной организации как инструмент стратегического менеджмента // Аспирант. 2020. № 6(57). С. 35–37.
10. Ахмедов А. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых : сб. науч. статей 3-й Всерос. науч. конф. перспектив. разработок : в 4 т., Т. 2 (Курск, 1 декабря 2022 года). Курск : Юго-Запад. гос. ун-т, 2022. С. 325–328.
11. Набоких А. А., Ряттель А. В., Попов С. Н. Основные особенности разработки стратегии образовательной организации // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 9. С. 271–280.
12. Поляничко В. А., Очиткова Е. С., Очиткова В. П. Ключевые компетенции руководителя образовательной организации // Образование и наука в современных реалиях : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 октября 2021 года). Чебоксары : Интерактив плюс, 2021. С. 81–83.
13. Трофимчук А. Г. Современные компетенции руководителя образовательной организации // Развитие личности в образовательном пространстве : Мат-лы XX Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., (Бийск, 26 мая 2022 года). Бийск : Алтайский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. В. М. Шукшина, 2022. С. 185–189.
14. Шнайдер В. Ф., Чурин Н. С. Управленческая компетентность руководителя, как условие эффективного управления образовательной организацией // Матрица научного познания. 2022. No 1-2. С. 100–107.
15. Юшаева Р. С. Э., Янсукаева А. Р. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации как условие повышения качества образования // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : сб. науч. статей 12- й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Курск, 30 декабря 2022 года). Т. 2. Курск : Юго-Западный гос. ун-т, 2022. С. 316–318.