Развитие жизнестойкости будущих педагогов средствами психолого-педагогического сопровождения
Автор(ы):
Варвара Андреевна Главинская, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-4322-2442, Кемеровский государственный университет
650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел. : +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, Кемеровский государственный университет
650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел. : +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. В статье рассматриваются различные трактовки понятия жизнестойкости в психолого-педагогической литературе, описаны сущность и содержательные характеристики жизнестойкости личности, определены специфические особенности проявления жизнестойкости студентов. Анализ современных исследований позволяет определить актуальность психолого-педагогического сопровождения и поддержки студентов – будущих педагогов в условиях обучения в вузе, а также техники, способствующие развитию данного психического явления. Представлен анализ результатов формирующего эксперимента.
Материалы и методы. Участниками исследования стали 175 студентов первого курса направлений подготовки 44.00.00. Образование и педагогические науки ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет». В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой (адаптация теста С. Мадди) и тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (адаптация теста Д. Крамбо и Л. Махолика). Результаты были проанализированы при помощи методов математической статистики с использованием пакета программ STATNOVAPDF novaPDFp.cameyo.
Для проведения формирующего эксперимента был разработан и апробирован комплекс средств психолого-педагогического сопровождения, включающий в себя набор техник организации взаимодействия, способов осознания и рефлексии процесса и результатов достижения поставленной цели.
Результаты исследования. Представлен анализ подходов к сущности и структурным компонентам жизнестойкости студентов в психологии: описана специфика, рассмотрены содержательные характеристики компонентов жизнестойкости будущих педагогов, определены положительные изменения параметров изучаемого феномена в результате использования средств психолого-педагогического сопровождения. Приведены обобщённые результаты экспериментальных сдвигов по параметрам жизнестойкости студентов педагогической направленности на начальном этапе обучения. Обсуждение и заключение. Определены особенности развития жизнестойкости студентов педагогических направлений подготовки, проявляющиеся в сдержанном преодолении стрессовых ситуаций, умеренном реагировании на раздражители и эмоциональной вовлечённости в окружающие события. Обосновано, что положительная динамика параметров жизнестойкости наблюдается у студентов, вовлечённых в мероприятия, организуемые с применением средств психолого-педагогического сопровождения, включающих в себя набор техник организации взаимодействия, методов осознания и рефлексии в отношении выбранных способов достижения поставленной цели. Такое сопровождение способствует благоприятному течению адаптации студентов в новых для них условиях, что в дальнейшем поможет эффективнее преодолевать кризисные ситуации, приведёт к повышению заинтересованности студента в образовательном процессе, а также послужит вовлечённости во взаимодействие со всеми его участниками.
Ключевые слова: жизнестойкость, студент-педагог, первокурсник, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогические техники
Для цитирования: Главинская В. А., Морозова И. С. Развитие жизнестойкости будущих педагогов средствами психолого-педагогического сопровождения // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 526–542. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-526-542
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-526-542
УДК: 159.9
Статья поступила в редакцию 22.10.2024, одобрена после рецензирования 08.11.2024, принята к публикации 10.11.2024.
Список литературы:
1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сб. науч. трудов. Кемеров. Гос. ун-т. Т. Вып. 2. Кемерово : Авторское издательство Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.
2. Волк М. И. Особенности проявления общительности и жизнестойкости у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. No 3. С. 98–101.
3. Главинская В. А. Особенности жизнестойкости первокурсников различных направлений подготовки // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе: Мат-лы симпозиума XIX (LI) Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Вып. 25. (Кемерово, 24 апреля 2024 года). Кемерово : Кем.ГУ, 2024. С. 182–185.
4. Главинская В. А. Особенности жизнестойкости студентов // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе : Мат-лы симпозиума XVIII (L) Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроч. к 50-летию КемГУ (Кемерово, 20 апреля 2023 года). Вып. 24. Кемерово : КемГУ, 2023. С. 114–116.
5. Дарвиш О. Б. Особенности проявления жизнестойкости будущих педагогов // Ин- формация и образование: границы коммуникаций INFO. 2020. No 12 (20). С. 190–192.
6. Дмитриева М. А., Крищенко Е. П., Павлова Т. В. Особенности жизнестойкости и самоотношения у студентов-психологов // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. No 4 (33). С. 33–39.
7. Евсеенкова Е. В. Факторы риска аутодеструктивного поведения у старших подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. No 1(77). С. 74–89. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-74-86
8. Закерничная Н. В. Теоретическое осмысление понятия жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. No 5. С. 61–66.
9. Земскова А. А., Кравцова Н. А. Программа повышения жизнестойкости и психологической устойчивости курсантов МЧС России к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности // Сибирский психологический журнал. 2018. No 70. С. 42–58.
10. Лазарева Л. П. Жизнестойкость будущих профессионалов в аспекте целеполагания образовательного процесса в вузе // Парадигмальные стратегии науки и практики в условиях формирования устойчивой бизнес-модели России: сборник научных статей по итогам Национальной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 3–4 октября 2019 года). СПб. : СПбГЭУ, 2019. С. 47–49.
11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М. : Смысл, 2011. 680 с.
12. Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 19–22.
13. Мадди С. P. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87–101.
14. Медовикова Е. А., Морозова И. С. Параметры временной перспективы во взаимосвязи с личностными особенностями студентов на различных этапах обучения // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 185–188.
15. Муругова А. О. Возрастная динамика вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 4 (228). С. 123–130.
16. Пилипенко Т. С. Самопринятие как характеристика личности субъекта адаптации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 32. С. 44–49. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.44
17. Психологическое благополучие современного человека : мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 20 марта 2019 г.). / отв. ред. С. А. Водяха. Екатеринбург : [б. и.], 2019. 779 с.
18. Чжан Ю. Социокультурная специфика жизнестойкости студентов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2023. No 2. С. 69–74.
19. Чепурко Ю. В. Изучение субъективного благополучия и жизнестойкости студентов первого курса // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 12. С. 295–297.
20. Чурилкина Е. Э., Чурилкин А. И. Теоретический анализ отечественных и зарубежных взглядов на жизнестойкость (феномен жизнестойкости) // Психология без границ: теория и практика : сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 31 октября 2022 года) / отв. ред. И. Р. Хох. Уфа : УУНиТ, 2022. С. 168–174.
21. Шерешкова Е. А. Взаимосвязь личностных свойств и жизнестойкости будущих педагогов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. No 1 (41). С. 116–124.
22. Эйдельман Г. Н. Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 2. С. 82–94.
23. Ярощук И. В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Т. 33, № 1. С. 50–60.
24. Cicchetti D. Resilience under Conditions of Extreme Stress: A Multilevel Perspective // World Psychiatry. 2010. No 9 (3). Pp. 145–154. DOI: 10.1002/j.2051-5545.2010.tb00297.x
25. Engmann B. Could Resilience Predict the Outcome of Psychiatric Rehabilitation Patients? // Open Journal of Depression. 2013. No 2 (2). Pp. 7–10. DOI: 10.4236/ojd.2013.22002
26. Maddi S. R., Kobasa S. C. The Hardy Executive: Health Under Stress. Dow Jones-Irwin, 1984, 131 р.
27. Wang Z. Coping style and mental health on high school students. Health. 2013. № 5 (2). Pp. 170–174. DOI: 10.4236/health.2013.52023