Объективные факторы, определяющие конфликтоустойчивость педагогов образовательных учреждений
Автор(ы):
Анна Владимировна Бакина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-6772-3743, AuthorID: 267448, SPIN-код: 7261-1748 ResearcherID: AAI-1917-2020, Уфимский университет науки и технологий
450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, тел. : +7 (347) 2299616, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Светлана Владимировна Яремчук, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, https://orcid.org/0000-0003-1036-6826, AuthorID: 489797, SPIN-код: 1673-8024, Scopus Author ID: 56111955900, ResearcherID: A-3599-2017, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
681000, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Кирова, 17/2, тел. : +7 (4217) 591430, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Конфликтоустойчивость представляет собой важнейшую компетентность, необходимую педагогу для всей педагогической деятельности, и в частности для успешного осуществления профессиональной деятельности в конфликтных ситуациях. Данная компетенция может рассматриваться как ориентир для профессионального развития современного учителя. Вместе с тем факторы, влияющие на конфликтоустойчивость педагога, и переменные, на основе которых можно было бы спрогнозировать наличие групп педагогов, требующих дополнительного сопровождения и развития их способностей реагирования в конфликте, изучены недостаточно. Цель нашей работы – исследовать объективные факторы, влияющие на конфликтоустойчивость педагога, которые включают в себя пол и возраст, стаж педагогической деятельности, квалификационную категорию, занимаемую должность, занятость (с учётом числа занимаемых ставок и дополнительной нагрузки в виде классного руководства).
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на выборке 1 785 педагогов Хабаровского края в возрасте от 19 до 77 лет (женщины – 1 661 чел., мужчины – 124 чел.), проходивших опрос посредством Google Форм. Конфликтоустойчивость испытуемых оценивалась с помощью методики определения уровня конфликтоустойчивости (Н. П. Фетискин и др.), на основе которой педагоги были разделены на четыре группы в соответствии с выявленными уровнями конфликтоустойчивости. Объективные факторы были выявлены путём прямых вопросов. При статистической обработке были использованы критерий Манна – Уитни и коэффициент корреляции Пирсона. Обработка данных осуществлялась в программе STATISTICA.
Результаты исследования. Обнаружены значимые различия между педагогами- мужчинами и педагогами-женщинами: женщины демонстрировали более высокую степень конфликтоустойчивости. Корреляционный анализ показал наличие положительной связи конфликтоустойчивости педагога с возрастом и стажем работы: с возрастом и стажем работы уровень конфликтоустойчивости педагогов увеличивается. Значимых взаимосвязей между конфликтоустойчивостью и квалификационной категорией педагогов не обнаружено. При сравнении конфликтоустойчивости педагогов, занимающих разные должности и имеющих разную нагрузку, также значимых различий обнаружено не было.
Обсуждение и заключение. Выявленные закономерности помогают обнаружить группу риска педагогов, для которой характерна наиболее низкая конфликтоустойчивость: это молодые педагоги с небольшим стажем работы. Более вероятно попадание в эту группу педагогов-мужчин. Такие данные указывают на необходимость осуществления психологического сопровождения педагогов указанной группы с целью повышения их конфликтологической компетентности.
Ключевые слова: конфликтоустойчивость, педагоги, образование, факторы, пол, возраст, стаж педагогической деятельности, квалификационная категория, должность, занятость, классное руководство
Для цитирования: Бакина А. В., Яремчук С. В. Объективные факторы, определяющие конфликтоустойчивость педагогов образовательных учреждений // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 574–588. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-574-588
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-574-588
УДК: 159.944.4
Статья поступила в редакцию 09.09.2024, одобрена после рецензирования 01.11.2024, принята к публикации 05.11.2024.
Список литературы:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. СПб. : Питер, 2023. 560 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога ; 4-е изд. М. : Проспект, 2022. 536 с.
3. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции – упражнения – практические методы. Калуга : Духовное познание, 2000. 192 с.
4. Алимова Н. А., Гареев О. Р. Конфликтологическая культура педагога образовательного учреждения // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63–6. С. 21–24. DOI: 10.18411/lj-07-2020-196
5. Калашникова М. Б. Аутопсихологическая компетентность учителя как условие психологической безопасности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1–2. С. 81–87.
6. Кашапов М. М. Психология творческого процесса в конфликте. Ярославль, 2011. 292 с.
7. Яремчук С. В., Бакина А. В. Взаимосвязь конфликтоустойчивости педагогов и их удовлетворенности отношениями с разными субъектами профессиональной деятельности // Проблемы психологического благополучия : мат-лы междунар. науч. конф. (Екатеринбург; Фергана, 1 апреля 2022 г.). Екатеринбург; Фергана : [б. и.]. С. 189–197.
8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М. : Изд-во МГУ, 1982. 154 с.
9. Мусинов П. А. К вопросу о сущности конфликтной компетентности руководителя образовательного учреждения как компонента нравственно-правовой культуры // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 88–98.
10. Бурлаков С. В., Хлебников А. С. Конфликтоустойчивость учителя в поликультурном образовательном пространстве // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, No 11. С. 390–395. DOI: 10.33619/2414-2948/60/48
11. Маркова Н. Г. Конфликтоустойчивость личности как индикатор безопасности в поликультурном мире // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12–3 (19). С. 25–26.
12. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. М. : Юрайт, 2024. 204 с.
13. Морозов А. В. Деловая психология. СПб. : Союз, 2000. 571 с.
14. Бузмакова А. В., Пошехонова Ю. В. Структурные характеристики конфликтоустойчивости учителей школ // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (26). С. 113‒116.
15. Жуковская Н. А. Развитие конфликтоустойчивости педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, Вып. 2. С. 216–220. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-2-216-220
16. Valente S. and Lourenço A. A. Conflict in the Classroom: How Teachers’ Emotional Intelligence Influences Conflict Management // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5 (5). DOI: 10.3389/feduc.2020.00005
17. McCormick M. P., O’Connor E. E. Teacher-child relationship quality and academic achievement in elementary school: Does gender matter? // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 107 (2). Pp. 502–516. DOI: 10.1037/a0037457
18. Kurdi V., Archambault I. Student-Teacher Relationships and Student Anxiety: Moderating Effects of Sex and Academic Achievement // Canadian Journal of School Psychology. 2017. Vol. 33 (1). Pp. 212–226. DOI: 10.1177/0829573517707906
19. Morris-Rothschild B. K., Brassard M. R. Teachers’ conflict management styles: the role of attachment styles and classroom management efficacy // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44 (2). Pp. 105–121. DOI: 10.1016/j.jsp.2006.01.004
20. Blunk E. M., Russell E. M., Armga C. J. The role of teachers in peer conflict: implications for teacher reflections // Teacher Development. 2017. Vol. 21 (5). Pp. 597–608. DOI: 10.1080/13664530.2016.1273847
21. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 c.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005. 330 с.
23. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. М. : Академия, 2004. 240 с.
24. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта, 1998. 200 с.
25. Поваренков Ю. П. Введение в психологию труда. Киров, 2006. 134 c.