О необходимости психолого-педагогического сопровождения развития половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития

Автор(ы):

Анастасия Олеговна Уланова, учитель-дефектолог, https://orcid.org/0009-0002-6659-4625, Author ID в RSCI: 9069-0163, Тульский областной центр образования

300034, Россия, г. Тула, ул. Бундурина, 56, тел. :+7 (4872) 318159, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сергей Курбанович Хаидов, кандидат психологических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-1969-7376, Author ID в РИНЦ: 5542-2651 Researcher ID, Scopus ID: АДД-5905-2020

300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125, тел. : +7 (4872) 657807, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Процесс развития и становления половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития требует особого внимания в перспективе работы по их социальной адаптации и интеграции в социум. Необходимость нашего исследования обусловлена поиском путей оказания помощи обучающимся в осознании и принятии ими своих гендерных характеристик, социальной роли и мини- мизацией влияния неблагоприятных факторов. Цели исследования: выявить особенности половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития, определить содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению данного процесса.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости в возрасте от 15 до 18 лет. Эмпирические данные были получены на базе отделения адаптированного общего образования обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы г. Тулы. В процессе исследования и подготовки статьи использовались методы теоретического анализа литературных источников, экспериментальные методики изучения половой идентификации, метод качественно-количественного анализа результатов исследования.

Результаты исследования. В результате исследования были описаны компоненты развития изучаемого процесса, выявлены особенности половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития, которые заключаются в ограниченных и искажённых представлениях об особенностях мужчин и женщин и их социальном взаимодействии. Эмпирическое исследование позволило не только определить качественную характеристику личностного развития данной категории учащихся, но и обозначить содержание дальнейшей работы по психолого-педагогическому сопровождению.

Обсуждение и заключение. Проведённое эмпирическое исследование позволило сформулировать вывод о необходимости организации работы специалистов образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению значимого для личности учащихся гендерного и полового развития. Полученные экспериментальные данные могут быть учтены при определении содержания психологической, воспитательной, а также внеурочной работы образовательного учреждения.

Ключевые слова: старшеклассники, нарушения интеллектуального развития, пол, половая идентификация, психолого-педагогическое сопровождение

Для цитирования: Уланова А. О., Хаидов С. К. О необходимости психолого-педагогического сопровождения развития половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 603– 620. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-603-620

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-603-620

УДК: 376.42

Статья поступила в редакцию 11.09.2024, одобрена после рецензирования 24.11.2024, принята к публикации 30.11.2024.

Список литературы:

1. Newman L. K. Sex, Gender and Culture: Issues in the Definition, Assessment and Treatment of Gender Identity Disorder. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2002. 7(3). Pp. 352–359 https://doi.org/10.1177/1359104502007003033 (дата обращения: 15.02.2024).

2. McCann E., Marsh L., Brown M. J. People with intellectual disabilities, relationship and sex education programmes: A systematic review. Health Education Journal. 78(8). 2019. Pp. 885–900. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0017896919856047 (дата обращения: 25.03.2024).

3. Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford : Stanford University Press, 1974. Pp. 416 URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?ref- erenceid=683205 (дата обращения: 09.03.2024).

4. Perry D. G., Cooper P., Pauletti R. Gender identity in childhood: A review of the literature. International Journal of Behavioral Development. 2019. 43(4). Pp. 289–304. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0165025418811129 (дата обращения: 15.03.2024).

5. Исаев Д. Д. Психологическое понимание и измерение пола. Учебное пособие. СПб. : Изд-во СПб. ГПМУ, 2012. 63 с.

6. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб. : Питер. 2010. 688 с.

7. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии : автореф. ... дис. д-ра мед. наук : 19.00.04. Л., 1991. 33 с.

8. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь., 2007. 389 с.

9. Нугаева О. Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. Н. Новгород, 2003. 228 с. 10. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология. 1992. No 1. С. 5–11.

11. Заиграева Н. В. Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Альманах Института коррекционной педагогики. 2008. № 12. C. 78–87.

12. Городилова С. А., Тукмачева А. С. Особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью разной степени [Электронный ресурс] // Вест- ник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. No 3 (51).

С. 98–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-polovoy-identichnosti-u- podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu-raznoy-stepeni (дата обращения: 07.04.2024).

13. Мачильская А. П. Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. № 2. С. 136–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polorolevoe-razvitie-podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 08.04.2024).

14. Скрипниченко В. В. Проблема гендерного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. 2020. № 3 (51). С. 93–100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-gendernogo-vospitaniya- obuchayuschihsya-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 09.04.2024).

15. Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб. : Питер. 2003. 479 с.

16. Романова Н. М. Тест «Рисунок мужчины и женщины» // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 27–34.

17. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М. : ВЛАДОС, 2003. 528 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 2 | Скачиваний: 1