год 2016, № 1

 

С.

ОТ РЕДАКЦИИ

 

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Грешилова И. А.

Диалогизм системы развивающего обучения В. Л. Занкова в контексте педагогической антропологии К. Д. Ушинского

6

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются идеи развивающего обучения, диалогические основы построения системы образования. Представлены принципы диалогизма, задачи педагогической антропологии.

Ключевые слова: новое качество образования, диалогизм, дидактические принципы, развивающее обучение, познавательная деятельность.

Емузова Н. Г., Мизова М. Х.

Подготовка руководителей образовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования

12

 

 

Аннотация. В статье описывается опыт последипломной подготовки руководителей образовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Авторами раскрываются цели, задачи и особенности реализации программы повышения квалификации. Приводятся результаты анкетирования руководителей школ по эффективности обучения. Сделан вывод, что обучение по программе позитивно влияет на изменение позиции руководителя школы для достижения нового качества образования в республике.

Ключевые слова: модернизация образования, федеральные государственные образовательные стандарты, повышение квалификации директоров школ, образовательная программа, образовательная организация, гуманитарная стратегия управления.

Храмцова Н. В.

Феномен метапредметности в современном образовании

17

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные идеи реализации ФГОС, развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самостоятельности, готовности к сотрудничеству. Исследуется феномен метапредметности.

Ключевые слова: метапредметность, метапредметное содержание образования, развитие универсальных учебных действий, системно-деятельностный подход.

Башелханов А. Ю.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах

23

 

 

Аннотация. В статье дается характеристика нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), модулей нового предмета. Анализируются причины появления ОРКСЭ. Раскрываются некоторые задачи ОРКСЭ как предмета, направленного на изучение истории, культуры традиций народов России. Вместе с тем отмечаются определенные трудности преподавания ОРКСЭ, связанные с содержанием и методикой преподавания предмета, разнообразием религий на территории России, законодательством. Раскрываются особенности религиозной составляющей Иркутской области и преподавания ОРКСЭ в регионе.

Ключевые слова: ОРКСЭ, религия, культура, школа, этика, православие, буддизм, ислам, иудаизм.

Че И. Е.

Особенности содержания учебно-методической литературы по нравственному воспитанию в общеобразовательных школах Республики Корея

30

 

 

Аннотация. Учебно-методические пособия по дисциплинам нравственного цикла представляют собой комплекс разработок, закрепленных Министерством образования Республики Корея. Их системное использование способствует эффективному обучению учащихся теоретическому и практическому материалу в вопросах этики и морали.

Ключевые слова: учебно-методический, структура, содержание, наглядный материал, эффективность, комплексный, системный.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Булгакова М. Г.

Роль общественных организаций Прибайкалья в патриотическом воспитании школьников (1992–2005 гг.): исторический аспект

34

 

 

Аннотация. В статье рассматривается роль общественных организаций в патриотическом воспитании школьников в постсоветском пространстве (1991–2005 гг.) на примере Иркутской области. Представлена историческая реконструкция работы активных педагогов и общественных организаций по формированию патриотических ценностей у подрастающего поколения. Показано, что в регионе деятельность общественных объединений патриотической направленности осуществлялась через поисковую, военно-спортивную и краеведческую работу. На основе анализа данных был сделан вывод о наличии позитивного практического опыта в патриотическом воспитании школьников на территории региона.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, детские и взрослые общественные организации, скаутизм, пионерские организации, поисковые отряды, краеведческая работа.

Иванченко Е. В.

Изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири в системе образования в 1985–2011 гг.

43

 

 

Аннотация. В статье анализируется степень изучения родного языка и владения им в последние десятилетия у коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Даётся оценка федеральным нормативным актам в области образования. Особое внимание уделяется соотношению изучения национальных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири и русского языка.

Ключевые слова: национальные языки коренных малочисленных народов, Северный и Сибирский регионы.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Галицких Е. О.

Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования

49

 

 

Аннотация. Автор предлагает современный способ создания условий для духовно-нравственного воспитания человека в процессе его профессионально-личностного становления. Статья раскрывает педагогические возможности и технологический алгоритм мастерских жизнетворчества как инновационной технологии событийного образования в условиях реализации федерального государственного стандарта общего образования.

Ключевые слова: событийное образование, источники духовно-нравственного воспитания, мастерские жизнетворчества, алгоритм организации деятельности, результаты сотворчества.

Сосновская И. В.

Прогностический аспект некоторых методических положений учения М. А. Рыбниковой

56

 

 

Аннотация. Автор статьи обосновывает прогностический характер методического учения известного учёного-методиста М. А. Рыбниковой. На конкретных примерах при помощи сопоставления доказывается, что такие положения учения, как системный подход, отказ от хронологии в изучении литературного материала, развитие мотивации к учению, взаимосвязь и сочетание разных знаний на уроке, имеют для современной методики преподавания литературы важнейшее значение.

Ключевые слова: системный подход, феноменологический подход, концептологический подход, проблемно-тематические принцип, ценностное сознание, рефлексия, антиномии, мотивация, установка, метапредметность.

Жукова А. Г.

Сопоставительное изучение лирики на уроках литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы (на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова и Н. С. Гумилёва)

63

 

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной для методики преподавания литературы проблеме развития навыков сопоставительного анализа лирических произведений учащимися старшей школы. Также рассматривается возможность реализации приема сопоставительного анализа на уроках по изучению лирики Н. С. Гумилёва и М. Ю. Лермонтова в 11 классе средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: сопоставительный анализ, творчество Н. С. Гумилёва, творчество М. Ю. Лермонтова, методические приемы сопоставительного анализа, прием сравнения.

Ким М. В.

Элективный курс «Жизнь и творчество И. А. Бунина»

68

 

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность изучения творчества лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина в 11 классе средней общеобразовательной школы в рамках элективного курса, ориентированного на углубление знаний о жизни и творчестве писателя, внесшего огромный вклад в развитие мировой художественной культуры. При этом данный курс направлен на развитие исследовательской деятельности обучающихся посредством создания проектов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, внеклассная работа, элективный курс, творчество И. А. Бунина.

Ермолаева Е. Н.

Внеклассная работа по изучению литературы первой волны русского зарубежья в 11 классе средней школы

72

 

 

Аннотация. В статье представлена апробированная внеклассная работа по изучению первой волны русского зарубежья, состоящая из элективного курса и литературно-музыкальной композиции. Материалы данной публикации могут использоваться учителями школ, преподавателями вузов и ссузов, студентами филологического факультета для подготовки к занятиям по методике обучения литературы первой волны русского зарубежья в период педагогической практики, на факультативных курсах по методике преподавания литературы, в процессе изучения дисциплины «Русская литература XX века», а также для формирования ценностно-смысловых компетенций старшеклассников.

Ключевые слова: литература русского зарубежья, методика преподавания литературы русского зарубежья, внеклассная работа по изучению литературы первой волны русского зарубежья.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Зайчиков А. А.

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста

78

 

 

Аннотация. Рассматриваются проблемы физического воспитания в общеобразовательной школе, инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе; обосновывается личностно-ориентированный подход в физическом воспитании младших школьников.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, самостоятельный выбор, педагогическая поддержка, эмоциональный комфорт, физическое здоровье.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Домра Ю. М.

Основные направления реализации концепции воспитательной работы у студентов направления подготовки «Туризм»

85

 

 

Аннотация. В статье рассмотрены приоритеты воспитательной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса Сахалинского государственного университета, принципы воспитания студентов направления подготовки «Туризм», а также основные формы внеучебной деятельности в рамках реализации программы «Основные направления развития воспитательной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса на 2015–2025 годы».

Ключевые слова: воспитание, принципы воспитания, внеучебная работа.

Кривощеков П. П.

Подготовка специалистов туризма в университетах Таиланда к профессиональной межкультурной коммуникации

91

 

 

Аннотация. В статье показана ориентация сервисного и туристского образования в Таиланде на формирование готовности к межкультурной коммуникации. Изучены задачи формирования навыков профессиональной межкультурной коммуникации. Рассмотрены пути и возможности формирования навыков межкультурного взаимодействия в профессиональной среде: введение информации о других странах в содержание учебных курсов, международные курсы, изучение нескольких иностранных языков, прохождение зарубежной практики, участие в программах двойного диплома и др.

Ключевые слова: интернационализация, межкультурная профессиональная коммуникация, профессиональное образование.

Рогаль Е. А.

Методическая система преемственности формирования маркетинговых компетенций у студентов СПО–ВО направления подготовки «Туризм»

95

 

 

Аннотация. В статье рассматривается методическая система преемственности формирования маркетинговых компетенций у студентов СПО–ВО с использованием преимущественно активных методов обучения. В основе определения необходимых преемственных маркетинговых компетенций СПО–ВО лежит сравнительная характеристика федеральных государственных стандартов СПО–ВО по направлению «Туризм». С учётом этого автор предлагает свой вариант развития обозначенных компетенций на основе использования краткосрочных элективных курсов в качестве формы образовательного процесса.

Ключевые слова: методическая система, маркетинговые компетенции, активные методы обучения, элективные курсы, преемственность обучения.

Хахулина Л. К.

Дополнительная образовательная программа как форма подготовки конкурентоспособного выпускника вуза

103

 

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы влияния дополнительных образовательных программ на конкурентоспособность выпускников высшего учебного заведения. Выделены особые преимущества дополнительных образовательных программ, которые предлагаются студентам высших учебных заведений. Обоснованы основные тенденции в современной образовательной сфере, приведены актуальные пути решения для увеличения востребованности студентов путем создания и формирования дополнительных образовательных программ в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: дополнительная образовательная программа, дополнительное образование, конкурентоспособность.

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Козлов В. В.

Психологическая парадигма – новые контексты в древней теме

107

 

 

Аннотация. В статье обсуждается категория парадигмы в современной философии и методологии психологии. Автор предпринимает исторический экскурс в понимание парадигмы, а также анализирует аналогию триединства парадигмы с точки зрения тримурти дхармы в буддийской психологии. Предлагая интегративную теорию как метасистемную мультипарадигмальную систему знания, автор выдвигает более жесткие требования к новой парадигме психологии.

Ключевые слова: методология, парадигма, наука, демиург, буддизм, Будда, санках, дхарма, учение, интегративная психология, метод.

 

 

Полнотекстовая версия журнала