Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
Автор(ы):
Шинкарёва Надежда Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664053, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рожкова Екатерина Юрьевна
магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664053, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: ekaterina.rozhkova.92@mail. ru
Аннотация. Введение. В статье рассмотрена актуальная в настоящее время проблема развития нравственных качеств детей дошкольного возраста. (Современные авторы приходят к выводу о том, что необходимо создавать условия для развития нравственных качеств у детей в дошкольной образовательной организации.) Представлены результаты анализа организационно-педагогических условий для развития и проявления нравственных качеств дошкольников. Материалы и методы. Для изучения особенностей и уровня развития нравственных качеств дошкольников подобраны и применены следующие диагностические методики: «Закончи историю» – модифицированный вариант (Р. М. Калинина), «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), «Раскрась рисунок» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), а также опросник, разработанный для педагогов и родителей. Результаты исследования показали недостаточную сформированность нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Проведённое исследование позволило нам проанализировать педагогические условия и изучить особенности и уровень развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение и заключения. Для нравственного развития детей в дошкольной образовательной организации необходимо при осуществлении педагогического процесса использовать в качестве основы личностно-ориентированный подход, а также организовать с педагогами специальную образовательную деятельность, направленную на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: мораль, нравственность, нравственные качества, нравственное развитие, педагогическое условие, ведущая деятельность, самооценка, нравственное поведение.
Для цитирования: Шинкарёва Н. А., Рожкова Е. Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 5–18. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18.
УДК: 372.211
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18
Дата поступления в редакцию: 13.02.2019.
Список литературы:
1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М. : Просвещение, 2009, 190 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2001. 432 с.
5. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 30–38.
6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т . Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 229.
7. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой учёный. 2015. № 23 (103). С. 1020–1022.
8. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20–23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46–49.
9. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.
10. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 90–100.
11. Sugerman B. The School and Moral Development. London, 1972. 358 p.