Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности
Автор(ы):
Демина Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, ORCID: https://orcid.org/00000003-1579-7131, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95, тел.: +7(4862)751318, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Раскрываются концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предполагающие развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с требованиями общества, обеспечение их успешной социализации. Отмечается, что речевое диалогическое общение присутствует во всех компонентах социализации и в полной мере обеспечивает её успешность. Общеизвестные особенности устной коммуникации слабослышащих школьников обусловливают значимость работы по оптимизации процесса формирования их диалогической речи с целью успешной социализации этих детей в среде нормально слышащих людей. Широкие возможности для совершенствования устной коммуникации слабослышащих школьников открываются во внеурочной деятельности. Материалы и методы. Произведён обзор литературы по проблемам диалога в специальной педагогической литературе, осуществлено изучение навыков диалога у слабослышащих учащихся; определены потенциальные возможности внеурочной деятельности для совершенствования их коммуникативных умений. Результаты исследования. Статья содержит общую уровневую характеристику диалогической речи слабослышащих учащихся; изложены некоторые аспекты содержания и организации работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности, а также соответствующие методические рекомендации для педагогов. Обсуждение и заключения. Материалы статьи могут быть использованы в практике работы сурдопедагогов, учителей-дефектологов, а также при подготовке бакалавров, студентов, магистров, аспирантов системы высшего образования по дефектологическим специальностям.
Ключевые слова: оптимизация, формирование диалогической речи, слабослышащие учащиеся, внеурочная деятельность.
Для цитирования: Демина А. В. Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 69–78. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-69-78.
УДК: 371.912
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-69-78.
Дата поступления в редакцию: 16.01.2019.
Список литературы:
1. Демина А. В. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2010. 176 с.
2. Грищенко А. В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха // Вестник Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. 2011. Вып. 6 (66). С. 85–88.
3. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М. : Педагогика, 1976. 240 с.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnaukirossii-ot-19122014-n-1598/ (дата обращения: 15.09.2018).
5. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» в 2 ч. / под ред. Е. Г. Речицкой. М. : Владос, 2009.
6. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности : пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. М. : ВЛАДОС, 2005. 295 с.
7. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М. : ВЛАДОС, 2005. 156 с.
8. Свинина И. Н. Формирование диалогической речи детей у неслышащих школьников // Постулат. 2018. Вып. 4–2 (30). С. 21.
9. Угасина Е. В. Формирование диалогической речи детей с нарушением слуха // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : матлы междунар. науч.-практ. конф. ; Чебоксары 16 февраля 2016 г. : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2016. С. 183–186.
10. Pan-Chung Fung, Bonnie Wing-Yin Chow, Catherine McBride-Chang. The Impact of a Dialogic Reading Program on Deaf and Hard-of-Hearing Kindergarten and Early Primary School–Aged Students in Hong Kong. Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10. P. 82–95.