Профессиональная игра в развитии коммуникативно-методической компетенции бакалавров языкового факультета педагогического высшего учебного заведения
Автор(ы):
Русина Мария Александровна
научный сотрудник, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-4282-0405, Томский государственный педагогический университет
634061, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7(3822)311361, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития коммуникативно-методической компетенции студентов-бакалавров языкового факультета педагогического вуза в процессе их профессиональной подготовки. Актуальность обусловлена современными требованиями к профессиональной педагогической, методической подготовке студентов. Во введении кратко описаны особенности профессиональной подготовки учителей, представлен компонентный состав коммуникативно-методической компетенции, отмечены сложности её развития. Приведены результаты исследования уровня коммуникативно-методической компетенции студентов языкового факультета (бакалавриат). Уточнена специфика профессиональной игры как средства развития коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностранного языка. Описаны особенности, цели и функции профессиональных игр в целом. Приведён алгоритм организации профессиональной игры, даны примеры авторских профессиональных игр, разработанных для методической подготовки студентов факультета иностранных языков, а также критерии их оценивания. В результате обосновывается эффективность профессиональной игры как средства развития коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, профессиональная игра, коммуникативно-методическая компетенция, компоненты коммуникативно-методической компетенции, бакалавры языкового факультета педвуза.
Для цитирования: Русина М. А. Профессиональная игра в развитии коммуникативно-методической компетенции бакалавров языкового факультета педагогического высшего учебного заведения // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 114–124. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-114-124.
УДК: 378.147
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-114-124
Дата поступления в редакцию: 21.09.2018
Список литературы:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2008. 44 с.
3. Деловые игры для студентов медицинских вузов / сост. В. З. Кучеренко, О. А. Манерова М. А. Курбаков и др. / под ред. В. З. Кучеренко. М. : Мысль, 2008. 127 с.
4. Доможирова М. А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. СПб., 2002. 209 с.
5. Емельянова Т. В., Медяник Г. А. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. 1 электрон. оптич. диск (CDROM).
6. Игна О. Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя : дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2014. 389 с.
7. Инклюзия в образовательном пространстве: метод деловой игры в контексте организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов : учеб.-метод. по
собие / сост. Н. А. Першина, М. В. Шамардина. Бийск : АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. 64 с.
8. Исаева Н. В., Чирич И. В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов [Электронный ресурс] // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 3. С. 56–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-sredstvo-aktivizatsiipoznavatelnoy-aktivnosti-i-sposob-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 26.02.2019).
9. Малёв А. В. Формирование коммуникативно-методической компетенции студентов-бакалавров в условиях интеграции курсов методики и практики речи : языковой факультет, педагогический вуз : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2005. 180 с.
10. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. 360 с.
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : СИНТЕГ, 2007. 668 с.
12. Скалкин В. Л., Котлярова Л. Б. Имитационно-деловые игры как одно из средств профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1990. № 1. С. 70–74.
13. Технологии педагогической деятельности. В 3 ч. Ч. I. Образовательные технологии : учеб. пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. 311 с.
14. Юринова Е. А. Формирование профессионально-компетентностной культуры будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Новокузнецк, 2006. 23 с.
15. Doff Adrian. Teach English. A training course for teachers: teacher’s workbook – the nineteenth printing : Cambridge University Press, The British council, 2005. 139 p.