Медиаресурс как условие и результат профессионального развития учителя
Автор(ы):
Молокова Анна Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе, ORCID https://orcid.org/00000002-1879-2937, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
630007, Россия, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 2, тел.: +7(383)2233268, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Лукашенко Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры начального образования, ORCID https://orcid.org/ 00000002-7811-1603, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
630007, Россия, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 2, тел.: +7(383)2233268, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Создание и эффективное применение учителем медиаресурсов является нормативным требованием и актуальной потребностью на современном этапе развития образования. Важно переориентировать процесс повышения квалификации на использование возможностей медиаресурсов для решения педагогических задач. Цель исследования: научно обоснованное моделирование повышения квалификации учителя, направленное на создание и использование современных медиаресурсов, обеспечивающее не только результативность образовательного процесса, но и профессиональное развитие учителя.
Материалы и методы. В ходе поэтапно реализуемого исследования использовались теоретические и эмпирические методы, уточнялись ключевые понятия, проводился анализ различных медиаресурсов, определялось их значение для профессионального развития учителя, разрабатывалась и апробировалась модель повышения квалификации, предполагающая использование медиаресурсов как актуального инструмента профессионального развития.
Результаты исследования. Апробация теоретической модели в практике позволила получить значимые практические результаты в виде дополнительных программ повышения квалификации, реализуемых с преимущественным применением дистанционных технологий и электронного обучения.
Заключение. Практические результаты исследования могут быть полезны специалистам, проектирующим и реализующим программы повышения квалификации, методистам, магистрантам и аспирантам, осваивающим программы высшего педагогического образования.
Ключевые слова: медиаресурс, развитие, сайт, блог, учитель, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационная компетентность, повышение квалификации.
Для цитирования: Молокова А. В., Лукашенко Н. С. Медиаресурс как условие и результат профессионального развития учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 216–231. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-216-231
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-216-231
УДК: 004.9 +371.39
Дата поступления в редакцию: 15.01.2020
Список литературы:
1. Байденко В. И. Стандарты в непрерывном профессиональном образовании: современное состояние. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. С. 110.
2. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т 1. № 4 (61). С. 13–33.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М. : Рус. яз. 2000. в 2 т. 1209 с.
4. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. СПб., 2001. С. 119–120.
5. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования. Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность : от декларации к реальности» [Электронный ресурс] // Институт образования НИУ ВШЭ, 2017. URL: https://vbudushee.ru/fi les/4countrycases_1. (дата обращения: 11.02.2020).
6. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2013. 45 с.
7. Лукашенко Н. С. WEB-технологии как инструмент развития профессиональной мобильности учителя // Сибирский учитель. 2015. № 6. С. 12–15.
8. Молокова А. В. ИКТ-компетентность и воспитанность личности: единство противоположностей // Сибирский учитель. 2016. № 1. С. 41–43.
9. Молокова А. В. Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1. С. 64–68.
10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) URL: https://fzakon-ru.turbopages.org/s/ fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/statya-29/?utm_source=turbo_turbo (дата обращения: 11.02.04.2020).
11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373; 6-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2018. 53 с.
12. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
13. Pisa-2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 306 p. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/education/pisa-2018-assessment-and-analyticalframework-b25efab8-en.htm (mode of access: 11.02.2020). DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8en.
14. Teachable Agents and the Protégé Effect: increasing the Effort Towards Leaning / C. C. Chase et al. // Journal of Science Education Technology. 2015. № 4. Pp. 334–352.