Практико-ориентированный процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма на основе игровых педагогических технологий

Автор(ы):

Наконечных Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общеcтвенностью, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0846-4873, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журавлева Маргарита Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9081, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Построение практико-ориентированного процесса обучения в целях подготовки специалистов для туристской сферы представляется важным, поскольку способствует обеспечению успеха в бизнесе. Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста является, в свою очередь, определяющим звеном в данном процессе, благодаря чему он может создать конкуренцию практикам, данными компетенциями не обладающим. Становится всё более важным регулярный анализ потребностей бизнеса и, соответствующим образом, формирование кадров. Практико-ориентированный подход с использованием игровых технологий позволяет быстро и эффективно формировать профессиональные компетенции у студентов. Использование игровых технологий в практико-ориентированном подходе означает, что всё в обучении взаимосвязано, а в дальнейшем позволяет специалистам в сфере туризма более свободно обмениваться накопленным опытом. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что с позиций практико-ориентированного подхода: – определены методы обучения для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в сфере туризма; – обоснован выбор игровых технологий, позволяющих осуществлять подготовку специалистов в сфере туризма; – разработаны критерии оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов в сфере туризма. В статье рассматривается применение игровых педагогических технологий и подчёркивается их роль в профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма. Целью данной статьи является исследование практико-ориентированного процесса формирования профессиональных компетенций у специалистов в сфере туризма на основе игровых педагогических технологий.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы следующие методы: эмпирического исследования – диагностика профессиональных показателей; диагностика с применением ролевых игр для выявления уровня профессиональных компетенций, теоретический анализ литературы по теме исследования.

Результаты исследования. В статье показаны результаты применения ролевых игр для профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма. Их внедрение в образовательный процесс позволяет разнообразить и стимулировать мотивацию студентов к обучению. (Ролевые игры чаще рассматриваются как педагогическое явление и как игровая технология.) Результаты эксперимента показали, что ролевая игра обеспечила максимальную активизацию деятельности студентов на занятиях.

Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые технология, диагностическая методика, позволяющая определить уровень и проследить динамику формирования профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Туризм», могут быть использованы при работе со студентами других направлений подготовки.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, педагогические технологии, игровые технологии, интерактивные методы обучения, профессиональное обучение, ролевой подход, ролевые игры, игры, игровые компоненты.

Для цитирования: Наконечных В. Н., Журавлева М. М. Практико-ориентированный процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма на основе игровых педагогических технологий // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 275–289.  DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-275-289

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-275-289

УДК: 378.147+371.69

Дата поступления в редакцию: 14.11.2019

 

Список литературы:

1. Балыхина Т. М. ЧеркашинаТ. Т., Тартынских В. В., Паудяль Н. Ю., Филиндаш Л. В., Морозова А. В., Попова Н. С. Игровые технологии коммуникативного лидерства: Учебное пособие по культуре речи, риторике, деловому общению и межкультурным коммуникациям. М. : ИД ГУУ, 2013. 120 с.

2. Байбородова, Л. В., Шитов А. В. Педагогические средства развития взаимодействия студентов в профессиональной образовательной организации // Ярославский педагогический вестник.2017. № 3. С. 95–101.

3. Басалин П. Д., Белоусова И. И. Интерактивные формы обучения в образовательном процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3. Ч.  4. С. 18.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. : Изд-во Ин-та проф. образования МО России, 1995. 412 с.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

6. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 3–6.

7. Гамзаева М. В. Внедрение интерактивных форм обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Современные технологии в образовании. 2015. № IV. С. 43–47.

8. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во КАРО. 2005. 128 с.

9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании : Мат-лы всерос. конф. / под ред. О. С. Газмана. М. : Инновар, 1996. 75 с.

10. Журавлева М. М. Исследование ролевой игры как эффективного метода развития профессиональных коммуникативных качеств: монография. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2009. 162 с.

11. Ильевич Т. П., Половинкина И. В. Обучение через педагогическую технологию как стратегия современного образования: методологические аспекты // WorldScience: ProblemsAndInnovations. Сб. статей победителей XI Междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. 2017. : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.) (Пенза), 2017. С. 270–274.

12. Карпова Л. И., Щеколдина А. В. Использование ролевой игры в обучении бакалавров направления подготовки «Туризм» в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных науках. Материалы VII Междунар. науч.-практ.конф. Волгоград, 10–12 мая 2017 г. Волгоград, 2017. С. 178–182.

13. Кузьмина Д. Ю. Реализация интеркультурного подхода на примере ролевой игры на языковом факультете // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 9–10 (13–14). С. 34–38.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие; 2-е изд. М.: Смысл : Академия, 2005. 352 с.

15. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015.Вып. 9 (162). С. 60–64.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. 659 с.

17. Пыхтеев Ю. Н., Виноградова А. В. Игровые технологии как элемент проектно-ориентированного обучения в условиях модернизации высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2015. № 6. С. 163–167. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35475 (дата обращения: 15.06.2019).

18. Рашидова З. М., Агамурадова Р. Ш. Овладение педагогическими технологиями как необходимое условие реализации Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Педагогический журнал. 2015. № 1–2. С. 61–72. URL: http://publishingvak.ru/archive-2015/pedagogy-1.htm (дата обращения: 21.05.2019).

19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : АН СССР, 1957. 331 с.

20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие М. : Народное образование, 1998. 256 с.

21. Серафимова С. Г., Захарова В. И. Владение современными и инновационными педагогическими технологиями как одно из требований к профессиональной квалификации педагога XXI века // Конференциум АСОУ: Сб. науч. трудов и мат-лов науч.-практ. конф. М., 2015. С. 1039–1045.

22. Тараскина, И. В. Высшее образование в контексте формирования профессионального мышления студентов // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 1. С. 82–87. DOI: 10.15507/19919468.082.020.201601.082-087.

23. Трайнева В. А., Матросовой Л. Н., Трайнева И. В. Теория и методология учебных деловых игр. М. 2000. С. 16–20.

24. Ушинский К. Д., Избранные педагогические сочинения : в 2 т. /под ред. А. И. Пискунова [и др.]. М. : Педагогика, 1974.Т. 1. 584 с.

25. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности ; пер. с англ. М. : Апрель-Пресс, 2000. 592 с.

26. Шкерина Т. А. Обеспечение инновационного образовательного процесса вуза педагогическими технологиями // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 10 февраля 2016 г. Новосибирск : ИЦРОН, 2016. С. 92–94.

27. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры : монография. М.: Новая школа. 1994. 239 с.

28. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. М.: Лаборатория знаний, 2015. 242 с.

29. Francisco-Aparicio A., Gutiérrez-Vela F. L., Isla-Montes J. L., Sanchez J. L. G. Gamifi cation: Analysis and Application // New trends in Interaction, Virtual Reality and Modeling. London: Springer, 2013. Р. 113–126.

30. Gerhard Neuner, Lynne Parmenter, Hugh Starkey, Geneviève Zarate. Intercultural Competence. Edited by Michael Byram, University of Durham. Language Policy Division. DG IV-Directorate of School, Out-of-School and Higher Education. Council of Europe, Strasbourg 2. Council of Europe, May 2003.С. 53–54.

31. Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H. Does gamifi cation work? : A Literature Review of Empirical Studies on Gamifi cation // 47th Hawaii International Conference on System Sciences. – Waikoloa, 2014.Р. 3025–3034.https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377.

32. Teaching Through Role Playing//24 Ways to Improve Your Teaching [Electronic resource]. URL: http://bible.org/seriespage/3-teaching-through-role-playing (mode of access: 11.02.2020).

33. Werbach K., Hunter, D. For the Win : How Game Thinking Can Revolutionize Your Business. Рhiladelphia: Wharton Digital Press, 2012. 148 р.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 9 | Скачиваний: 5