Проблемное поле современного высшего педагогического образования

Автор(ы):

Лапина Олимпиада Александровна, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования, ORCID https://orcid.org/0000-0003-3415-2558, WOSUID: AAG-9532-2019, SPIN: 1370-5799, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Статья посвящена изучению процессов профессионального педагогического образования в условиях современного вуза и проблем зависимости развития деловой, речевой культуры от активности студента в учебно-познавательной деятельности.

Цель статьи: обосновать зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества. Разработать методику организации учебного процесса, способствующую актуализации профессионально ориентированного мыш­ления (умение понять, раскрыть и объяснить ценностный смысл фактов и явлений), развития деловой, речевой культуры обучающихся.

Материалы и методы. Методологией исследования является обобщающий анализ проблем профессионального образования, его направленности и содержания на различных уровнях развития личности специалиста. Единицей практического оценивания являлись: самооценка, речевая активность, знание основных форм работы со словом и над смыслом внутри темы рассуждения.

Результаты исследования. Выявлена зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества, деловой и речевой культуры, пассивности/активности в учебно-познавательной деятельности, степени понимания ответственности за выбор профессии и смысла «профессионально ориентированной контактности». Определены способы актуализации профессионально ори­ентированного мышления. Разработана и прошла апробацию методика формирования интереса к исследовательскому типу мышления и постепенного сознательного усвоения блока знаний. Уточнена профессиональная значимость таких организационных форм, которые способствуют развитию познавательной и коммуникативной компетенции «активное профессиональное мыслетворение».

Обсуждение и заключение. Каковы плюсы предложенной модели? Раскрывается смысл усвоенного, расширяется стремление понять и донести суть информации, развивается активная профессионально ориентированная способность обосновать свою точку зрения; формируется своя позиция во взглядах на науку, научный предмет, на теорию и технологию в профессионально значимом поле деятельности. Исследование продолжается, но по предварительным итогам можно сделать выводы: результатом этих действий является позитивная динамика понимания ценности профессиональной деятельности учителя, стремление инициативно и самостоятельно искать пути разрешения учебных ситуаций, ставить задачи, обосновывать свою позицию.

Ключевые слова: образовательное пространство вуза, профессионально ориентированное мышление, познавательная активность, культура образованности, трансформация профессионального образования, новая грамотность.

Для цитирования: Лапина О. А. Проблемное поле современного высшего педагогического образования // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 472– 484.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-472-484

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-472-484

 

УДК: 378+371.13

Дата поступления в редакцию: 27.07.2020

 

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2015. 447 с.

2. Болкунов И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11-1 (16). С. 128–132.

3. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогическогообразования университетского типа // Педагогика. 2010. № 9. С. 73–84.

4. Бабошина Е. Б. К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования, Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 199–212. DOI: 10.21684/2411-197Ч-2017-3-2-199-212.

5. Ежова Т. В. Дискурсивный подход к формированию общекультурной компетентности студентов. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. 176 с.

6. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Педагогика. Проблемы высшей школы. СПб ГПУ. 4 (255). 2016. С. 153–160.

7. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза / сост. предисл. и примеч. В. Б. Муравьева. М. : Моск. рабочий, 1986. 527 с.

8. Карпинский К. В. Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности // Белорусский психологический журнал. 2010. № 1. С. 33–41.

9. Кудрявцева М. Е. Гуманитарная культура: личностно-социально-философский аспект // Дискурс. Философские науки. № 4. 2016. С. 3–10.

10. Лапина О. А., Лапина О. В. К вопросу о культуре речи в профессиональном педагогическом образовании // Русский язык и общее языкознание: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика. Иркутск : ИГЛУ, 2005. № 10. С. 38–44.

11. Лапина О. А., Воронова О. А. Опыт совершенствования профессионального ма­стерства учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 103–113. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-103-113.

12. Lapina O. A., Ilyasova I. S., Yegorova Y. V., Gerasimova A. The Problem of the Transformation of the Specialist’ Personality in the Professional Activity // Lecture Notes in Management Science. 2018. V. 91. Pp. 67–73. ISSN 2251-3051 (Web of Science).

13. Лапчик М. П. О развитии нормативно-правовых основ дистанционного обра­зования в России // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2014. № 4. С. 100–113.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность ; 2-е изд. М. : Смысл : Ака­демия, 2005. 352 с.

15. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М. : Языки славянской культуры, 1999. 465 с.

16. Моисеев Н. Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. 1998. № 6. С. 2–8.

17. Пузыревский В. Ю. Зеркальный купол храма знаний (о роли философии в определении смыслов и целей образования) // Вестник института образования человека. 2011. № 2. С. 1–6.

18. Савельева Н. Н. Гуманитарные основания образования / ХХI век: Россия и Запад в поисках духовности. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2003. С. 192–193.

19. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89–90. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=103 (дата обращения: 12.03.2020).

20. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. Вып. 5 (24), сент.-окт. 2014. С. 1–10. URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-5-14 (дата обращения: 14.05.2019).

21. Sosnovskaya I.V., Drozdov V.V., Klimenko T.V., Roshchina O. E., Sadretdinov D. F. Socio-pedagogical alternatives of modernization of the university educational process: The real and virtual space. International Journal of Environmental and Science Education Volume. 2016. № 11, Issue 17. Pp. 9903–9911.

22. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации ХХI в. (доклад на общем собрании РАО 18.12. 2012) // Проблемы современного образования. № 6. 2012. С. 48–70.

23. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 с.

24. Цыркун И. И., Пунчик В. Н. Педагогическая интеллектика: дидактический аспект: монография. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 192 с.

25. Чемоданова Д. И. Формирование профессионально-ориентированного мышления будущего социального педагога: монография / рец. В. И. Екимова; М-во образования и науки РФ, РГСУ. Калуга : Пересвет, 2011. 184 с.

26. Шаталова Н. П., Власова Е. В. Формирование логического мышления в процессе умственного развития // Актуальные проблемы современной науки: тр. 2-го Международного форума (VII Междунар. конф.) молодых ученых и студ. Гуманитарные науки. Самара : Изд-во Сам ГТУ, 2006. Ч. 41. Педагогика. С. 44–47.

Скачать статью в формате pdf