Особенности психологической безопасности студентов Иркутского государственного университета с разным уровнем эмоционального интеллекта

Автор(ы):

Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-9124-9503,

Иркутский государственный университет

664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, тел.: +7 (902) 5612656, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Сергеевна Кондрашова, студентка 1 курса магистратуры факультета психологии, https://orcid.org/0009-0007-2562-1881, Иркутский государственный университет

664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, тел.: +7 (902) 5612656, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кира Сергеевна Литвиненко, студентка 1 курса магистратуры факультета психологии, https://orcid.org/0009-0003-4561-9026, Иркутский государственный университет

664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, тел.: +7 (902) 5612656, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, Иркутский государственный университет

664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, тел.: +7 (902) 5612656, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье показано, что психологическая безопасность студентов в образовательной среде Иркутского государственного университета представляет собой сложный феномен, включающий в себя большое число компонентов, имеющих при разном уровне эмоционального интеллекта свою специфику. Цель исследования – выявление особенностей психологической безопасности студентов Иркутского государственного университета с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Материалы и методы. В качестве психодиагностического инструментария использовались: опросник «Психологическая диагностика образовательной среды» И. А. Баевой и опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина. Выборку составили 214 студентов Иркутского государственного университета.

Результаты исследования. Студенты с очень высокими и высокими показателями эмоционального интеллекта демонстрируют положительный когнитивный и эмоциональный компонент отношения к образовательной среде, для них характерна очень высокая защищённость при взаимодействии со студентами и преподавателями, а также очень высокие показатели удовлетворённости значимыми характеристиками образовательной среды вуза. Респонденты с низким уровнем эмоционального интеллекта отличаются нейтральными показателями когнитивного компонента отношения к образовательной среде, а также нейтральными и негативными показателями поведенческого компонента; смешанными показателями защищённости от насилия со стороны однокурсников. Для студентов с очень низким эмоциональным интеллектом характерны положительные показатели когнитивного компонента отношения к образовательной среде и нейтральные показатели эмоционального и поведенческого компонента отношения. Также у данной группы студентов зафиксированы показатели низкой защищённости от насилия со стороны студентов и средний уровень защищённости при взаимодействии с преподавателями. Наблюдаются низкие показатели удовлетворённости.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволяют расширить представление о специфике психологической безопасности студентов в образовательной

среде с разным уровнем эмоционального интеллекта. Данные результаты могут быть использованы специалистами в работе психологической службы вуза для составления программы повышения уровня психологической безопасности в образовательной среде вуза, в том числе через развитие эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда вуза, эмоциональный интеллект, отношение к образовательной среде, защищённость от насилия, удовлетворённость

Для цитирования: Кедярова Е. А., Кондрашова Н. С., Литвиненко К. С., Чернецкая Н. И. Особенности психологической безопасности студентов Иркутского государственного университета с разным уровнем эмоционального интеллекта // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 204–217. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-204-217

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-204-217

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 07.04.2023, одобрена после рецензирования 02.05.2023, принята к публикации 15.06.2023.

Список источников:

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография. СПб. : СОЮЗ, 2002. 271 с.

2. Козлова О. В. Психология безопасности образовательной среды в некоторых зарубежных исследованиях начала ХХI века // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 3. С. 62–70.

3. Wanless S. B. The role of psychological safety in human development // Research in Human Development. 2016. Vol. 13. Is. 1. Pp. 6–14.

4. Torralba K. D., Jose D., Byrne J. Psychological safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine // Clinical Rheumatology. 2020. Vol. 39, Is. 3. Pp. 667–671. DOI: https:// doi.org/10.1007/s10067-019-04889-4

5. Zeng H., Zhao L., Zhao Y. Inclusive Leadership and Taking-Charge Behavior: Roles of Psychological Safety and Thriving at Work // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Pp. 62–73. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00062

6. Mampane R., Bouwer C. The Influence of Township Schools on the Resilience of Their Learners // South African Journal of Education. 2011. № 31(1). Pp. 114–126.

7. Тырсикова А. Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Пятигорск, 2012. 199 с.

8. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 3. С. 482–497. DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497

9. Семенюк Н. В., Ткач Р. С. Эмоциональный интеллект субъектов образовательного процесса как условие обеспечения безопасности образовательной среды университета // Физическая культура, спорт, безопасность жизнедеятельности : актуальные проблемы, достижения и перспективы : сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 25–26 марта 2020 года). Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. С. 223–227.

10. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57–66.

11. Безбородова Л. А., Безбородова М. А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. 2018. № 3. С. 52–57.

12. Михеева М. В. Приоритеты безопасности студентов с разным типом эмоционального статуса // Достижения вузовской науки. 2016. № 25-1. С. 141–146.

13. Березина Т. Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9 (60). С. 897–902.

14. Вербина Г. Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 196–202.

15. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.

16. Фоминых Е. К. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий личности // Образование и саморазвитие. 2014. № 4(42). С. 100–103.

17. Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 55–65. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.1.5

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 19 | Скачиваний: 19