К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования

Автор(ы):

Людмила Николаевна Бабинцева, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0001-5480-3771, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952)500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена выявлению проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области. Описан способ решения проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области.

Методы исследования: для выявления актуальных проблем преемственности дошкольного и начального общего образования был составлен опросник.

Результаты исследования. По результатам опросника были выявлены основные проблемы преемственности начального и дошкольного образования в образовательных организациях Иркутской области.

Заключение. Анализ опроса, проведённого среди педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы, показал, что основными проблемами преемственности дошкольного и начального общего образования являются следующие: недостаточная компетентность родителей в вопросах подготовки к переходу из детского сада в школу; психологическая неготовность родителей (тревожность) к переходу ребёнка из детского сада в школу; отсутствие взаимодействия между педагогами школы и детского сада по вопросам преемственности и другие проблемы, связанные непосредственно с деятельностью дошкольных и общеобразовательных организаций по вопросам преемственности. Кроме того, была выявлена тенденция перекладывания проблем, связанных с преемственностью дошкольного и начального общего образования, педагогами и управленческим персоналом дошкольных и общеобразовательных организаций друг на друга. Для решения проблем преемственности дошкольного и начального образования в Иркутской области разработан региональный проект «Региональная школа менторов “Преемственность дошкольного и начального общего образования: от идеи к практике”».

Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального общего образования; задачи преемственности дошкольного и начального общего образования; проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования; региональный проект

Для цитирования: Бабинцева Л. Н. К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 218–226. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-218-226

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-218-226

УДК: 159.9+373.2

Статья поступила в редакцию 29.05.2023, одобрена после рецензирования 21.06.2023, принята к публикации 21.06.2023.

Список источников:

1. Баранова Г. А. Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС: пути решения // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство, 2002. № 1. С. 89–91.

2. Глебова Г. Ф., Соломахина Т. А. Проблемы и особенности коммуникативного развития детей в контексте преемственности дошкольного и начального общего образования // Приоритетные научные направления: от теории к практике : сб. мат-лов XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 30 мая 2017 г.), 2017. С. 66–75.

3. Грабовская О. С. Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях их стандартизации и вариативности // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. : сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 14 ноября 2020 г.). Саратов : Цифровая наука, 2020. С. 148–154.

4. Гришина Г. Н. Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. 2012. № 2. С. 7–11.

5. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2009. 40 с.

6. Мельникова А. Г., Голд Е. А. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС // Педагогика сегодня: проблемы и решения: мат-лы V Междунар. науч. конф. СПб. : Свое издательство, 2019. С. 20–22

7. Глебова Г. Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: ХIХ век. 2016. № 3 (15). URL : https://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=3204 (дата обращения: 23.10.2022). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3204

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2021 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lilffrz 0q963553701 (дата обращения: 12.01.2023).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId =442993&ysclid=lilfivzddu460646534 (дата обращения: 22.02.2023).

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 № 286. URL: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=445216&ysclid=lilfmpnw13569499212 (дата обращения: 11.03.2023).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 16 | Скачиваний: 17