Показатели эмоционального благополучия дошкольника

Автор(ы):

Мария Дмитриевна Кукушкина, заместитель директора по инновационной деятельности и стратегическому развитию системы образования Невского района, методист Информационно-методический центра Невского района Санкт-Петербурга, https://orcid.org/0000-0003-4382-7748, Author ID в РИНЦ: 40449722, SPIN-код: 5228-2831

192171, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, 42, корп. 4, тел.: +7 (812) 5601306,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена исследованию показателей эмоционального благополучия дошкольников, а также представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о показателях эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. На основе теоретического анализа предложено определение эмоционального благополучия дошкольника и выявлены его компоненты, обусловленные возрастными особенностями и потребностями воспитанника старшей группы детского сада. Проведён опрос с целью выявления представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о показателях эмоционального благополучия дошкольников. Цель статьи: рассмотреть структуру эмоционального благополучия дошкольника, выявить компоненты и показатели эмоционального благополучия и представления о них у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: обобщающий анализ научной и научно-методической литературы по проблемам эмоционального благополучия дошкольника, статистический анализ результатов опроса, контент-анализ.

Результаты исследования. С помощью теоретического анализа научной литературы предложены показатели эмоционального благополучия дошкольника на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Было проведено эмпирическое исследование представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений, которое позволило определить наиболее значимые, по мнению педагогов, показатели эмоционального благополучия дошкольника.

Заключение. Проведённое исследование позволяет прийти к выводу, что специфика структуры эмоционального благополучия дошкольника определяется, с одной стороны, удовлетворённостью таких возрастных потребностей, как потребность в безопасности, в доброжелательном общении, позитивной оценке личности ребёнка окружающими и им самим, а с другой стороны, такими факторами и характеристиками социальной среды, как принятие ребёнка детским коллективом, принятые в группе стратегии общения и выхода из конфликта. Представления педагогов о показателях эмоционального благополучия дошкольника включают в себя показатели, относящиеся как к эмоциональной, так и поведенческой, и когнитивной сферам личности ребёнка. Отсутствие единства в представлениях педагогов об эмоциональном благополучии дошкольника говорит о необходимости включения знаний о показателях эмоционального благополучия в содержание психологического просвещения педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также включения мероприятий по формированию представлений о показателях эмоционального благополучия дошкольника, проявляющихся на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Данные исследования будут полезны не только при разработке системы мероприятий, направленных на информирование и психологическое просвещение педагогов, но и при формировании планов групповой и индивидуальной профилактической и психокоррекционной работы педагогов-психологов, направленной на формирование и поддержание эмоционального благополучия воспитанников.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие дошкольника, возрастные потребности дошкольника, психологическое здоровье дошкольника, дошкольное образовательное учреждение

Для цитирования: Кукушкина М. Д. Показатели эмоционального благополучия дошкольника // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261–272. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272

УДК: 37.015.31

Статья поступила в редакцию 18.11.2022, одобрена после рецензирования 10.05.2023, принята к публикации 20.05.2023.

Список источников:

1. Мириманова М. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М. : [б. и.], 2012. 51 с.

2. Одинцова В. В., Горчакова Н. М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. 2014. № 1 С. 69–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristikaemotsionalnoy-sfery (дата обращения: 16.10.2022).

3. Репина, Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. 1989. № 10. С. 63–65.

4. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12–19.

5. Чикова И. В. Особенности внутренней жизни ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования : мат-лы междунар. (заочной) науч.-практ. конф. (Минск, 25 ноября 2015 г.). Минск : Навуковы свет ; Нефтекамск : Мир науки, 2016. С. 134–137. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27562839_77225015.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

6. Elfer P., Dearnley K. Nurseries and emotional well-being. Evaluating an emotionally containing model of professional development // Early Years. An International Research Journal. 2007. Vol. 27(3). Pp. 267–279. DOI: https://doi.org/10.1080/09575140701594418

7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.

8. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of social and emotional wellbeing for children and young people, and policy implications. Publisher: Australian Research Alliance on Children and Youth. 2010. 75 p.

9. Weare K., Gray G. What works in developing children’s emotional and social competence and wellbeing? [Electronic resource]. 2003. Pp. 26–27. URL: https://www.researchgate. net/publication/242610650_What_Works_in_Developing_Children’s_Emotional_and_Social_Competence_and_Wellbeing/link/5698f39e08aeeea985944a9a/download (accessed: 22.10.2022).

10. Гаспарова Е. А. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. С. 44–57.

11. Гребенщикова Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. 2018. № 4 (127). C. 72–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenieemotsionalnogo-blagopoluchiya-rebenka-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 11.12.2022).

12. Глотова Г. А. Структура и индикаторы субъективного благополучия // Международная научная школа психологии и педагогики. 2014. № 7(15). Ч. 2. С. 22–25.

13. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 160 с.

14. Кошелева А. Д., Кулаковская В. И., Лопатина О. Г. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ // Ребенок в детском саду, 2010. № 4. С. 9–12

15. Карапетян Л. В. Типологическое исследование эмоционально-личностного благополучия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 57.

С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.10.2022).

16. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб. : Союз, 2002. 271 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 29 | Скачиваний: 19